<< Предыдущая

стр. 25
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

вызвано только смертью гражданина.

Для объявления умершим не обязательно предвари
тельное признание лица безвестно отсутствующим.

Дата вступления в законную силу решения суда счи-
тается днем предполагаемой смерти лица. Днем смерти
может быть признана судом и дата предполагаемой гибе-
ли гражданина, если он объявляется умершим вследствие
пропажи без вести при обстоятельствах, угрожавших
смертью или дающих основание предполагать его гибель
от определенного несчастного случая. В этом заключается
одна из особенностей объявления гражданина умершим
при безвестной пропаже.

Последствия объявления лица умер-
шим. Объявление гражданина умершим может повлечь
за собой следующие правовые последствия: а) иждивен-
цы приобретают право на получение пенсий и пособий;
б) наследники призываются к наследованию имущества;
в) прекращается брак с лицом, объявленным умершим
(при этом не требуется вынесения специального решения
о прекращении брака).

Последствия явки лица, объявленно-
го умершим. Вследствие того, что объявление лица
умершим основано только на предположении о его смерти,
не исключается возможность явки или обнаружения места
пребывания этого лица. Данное обстоятельство влечет за
собой ряд правовых последствий, наступающих после от-

-122-

мены судом решения по поводу объявления гражданина
умершим.

Первое из них касается сохранившегося ко времени
явки гражданина имущества, которое перешло безвоз-
мездно к другим лицам после объявления отсутствовав-
шего умершим. Явившийся собственник может потребо-
вать возврата его от этих лиц.

Второе заключается в возможности возврата иму-
щества от лиц, к которым оно перешло по возмездным
сделкам. Эти граждане обязаны возвратить имущество
явившемуся собственнику, если будет доказано, что, при-
обретая имущество, они знали, что гражданин, объявлен-
ный умершим, находится в живых. Понесенный при этом
ими ущерб возмещается лицами, у которых имущество
приобреталось по возмездной сделке.

Третий вид последствий касается имущества, которое
в порядке наследования перешло к государству. Если
имущество сохранилось, то оно возвращается собствен-
нику; если же оно было реализовано, то после отмены ре-
шения об объявлении лица умершим ему возвращается
сумма, вырученная от реализации имущества.

В сфере семейных отношений явка супруга и отмена
решения суда об объявлении его умершим в силу ст.
42 КоБС являются основанием к восстановлению брака
если второй супруг не вступил в новый брак.

-123-

6. Акты гражданского состояния

Гражданское состояние лица определяется совокуп-
ностью фактов, которые характеризуют гражданина как
субъекта гражданского права. Момент рождения, усы-
новления, вступления в брак, смерть, равно как и объяв-
ление умершим, порождают важные последствия, и точное
установление (закрепление) этих фактов вызывается ин-
тересами не только отдельных граждан, но и государства.

Акты гражданского состояния представляют собой
административные акты, совершаемые компетентными на
то органами, в которых соответствующие обстоятельства
отражаются и закрепляются официальными документами.
Они составляются только на предусмотренные законом
юридические факты и оформляются также в порядке,
установленном законом

Являясь официальным доказательством зарегистри-
рованных фактов, они сохраняют это значение до тех пор,
пока не последует их изменение или аннулирование, и по-

-123-

этому точность содержащихся в них сведений имеет
большое значение. Сама по себе регистрация актов
гражданского состояния не имеет правообразующего
значения. Она лишь устанавливает, где и когда имели
место определенные юридические факты. Исключение
представляет лишь регистрация брака, которую закон
квалифицирует в качестве элемента правообразующего
юридического состава: без регистрации, как и без взаим-
ного согласия лиц, вступающих в брак, брака нет.

Среди актов гражданского состояния можно выделить,
во-первых, акты, в которых зафиксированы факты, влия-
ющие на правовое положение гражданина. Это факты
рождения и смерти (признания умершим), заключения
и расторжения брака, усыновления и установления (при-
знания) отцовства.

Другие акты гражданского состояния направлены на
индивидуализацию гражданина путем присвоения и ре-
гистрации его фамилии, имени и отчества.

Обязанности по регистрации актов гражданского со-
стояния в порядке, предусмотренном законом (ст.
148-159 КоБС), выполняются отделами записи актов
гражданского состояния исполкомов местных Советов
народных депутатов. В силу ч. 1 и IV ст. 144 КоБС заяви-
тели получают соответствующие свидетельства о совер-
шении акта гражданского состояния.

В связи с установлением неточности или ошибки в за-
писи акта гражданского состояния может возникнуть не-
обходимость ее исправления. При наличии достаточных
оснований и при отсутствии спора между заинтересован-
ными лицами изменение или исправление запись произ-
водится органами загса по месту жительства заявителя.
Если же просьба гражданина об исправлении записи от-
клонена, спор, в соответствии со ст. 145 КоБС, может быть
передан на разрешение народного суда (см. <Основные
положения, определяющие порядок изменения и восста-
новления записей актов гражданского состояния, порядок
и сроки хранения актовых книг>, утвержденные поста-
новлением Совета Министров СССР от 2 июня 1969 г.-
СП СССР, 1969, №16, ст. 85).

Закон также предусматривает возможность восста-
новления органами загса утраченных записей при наличии
документов, подтверждающих, что ранее записи имелись,
а также аннулирования записей на основании решения
суда.

-124-

ГЛАВА 5
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

1. Понятие юридического лица в советском
гражданском праве

Правовой институт юридического лица представляет
собой совокупность гражданско-правовых норм, опреде-
ляющих специальную правосубъектность юридического
лица, формы и порядок ее осуществления, полномочия
органов, а также порядок возникновения, реорганизации
и прекращения юридических лиц.

Среди норм данного института гражданского права
должны быть прежде всего названы предписания, зафик-
сированные в ст. 11 (определение и дифференциация ви-
дов юридических лиц), в ст. 12 (правоспособность юри-
дических лиц) и в ст. 13 (ответственность юридических
лиц по своим обязательствам) Основ. Здесь же следует
указать и на ст. 23-40 ГК, в которых воспроизводятся
и развиваются отмеченные выше положения Основ. В этих
статьях (равно как и в соответствующих статьях ГК Дру-
гих союзных республик) содержатся положения о понятии
и видах юридических лиц, их уставах, правоспособности,
об образовании и прекращении юридических лиц, об
органах, наименовании и ответственности данного вида
субъектов гражданского права, а равно ряд иных пред-
писаний.

Кроме норм этих общих (для всей отрасли) источников
гражданского права должны быть также отмечены нормы,
содержащиеся в ряде специальных нормативных актов.
Среди последних, в частности, назовем Положение о го-
сударственном социалистическом производственном
предприятии, утвержденное постановлением Совета Ми-
нистров СССР от 4 октября 1965 г. (СП СССР,
1965, № 19-20, ст. 115), Положение о производственном
объединении (комбинате), утвержденное постановлением
Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. (СП СССР,
1974, № 8, ст. 38) и др. Указанные (как и целый ряд
иных) нормативные акты определяют правовое положение
государственных организаций.

Что касается правового положения негосударственных
организаций (как-то: кооперативных, колхозных и иных
общественных организаций), то оно закрепляется в до-
вольно большой совокупности нормативных актов. К их

-125-

числу относятся Примерный Устав колхоза (утвержден-
ный совместным постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 28 ноября 1969 г. (СП СССР.
1969, № 26, ст. 150), Примерный устав рыболовецкого
колхоза (утвержденный постановлением Совета Минист-
ров СССР от 4 мая 1972 г.), Примерный устав жилищно-
строительного кооператива, утвержденный постановлени-
ем Совета Министров РСФСР от 2 октября 1965 г. (СП
РСФСР, 1965, № 23), Примерный устав кооператива по
строительству и эксплуатации коллективных гаражей-
стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев (ут-
вержденный постановлением Совета Министров РСФСР от
24 сентября 1960 г. (СП РСФСР, 1960, № 33, ст. 160) и ряд
иных аналогичных по своей направленности актов.

Социальная необходимость сущест-
вования и функционирования правово-
го института юридического лица опреде-
ляется прежде всего экономическими факторами, а также
факторами организационного порядка. Как известно,
в нашей экономике действует не только закон планомер-
ного пропорционального развития народного хозяйства,
но (наряду с иными) и закон стоимости, существует то-
варное производство, функционирует целая система то-
варно-денежных отношений. Участниками этих социаль-
ных связей являются многочисленные государственные
(предприятия, объединения, учреждения и др.) и негосу-
дарственные (колхозы, кооперативы, общественные орга-
низации) социальные образования.

За последние годы правовой институт юридического
лица получил значительное развитие, что имеет не столько
правовое, сколько прежде всего народнохозяйственное
значение. Управлять народным хозяйством в современных
условиях развитого социалистического общества - это
прежде всего научно организовать, направить действен-
ность многочисленных предприятий промышленности
и транспорта, сельского хозяйства и торговли, научно-ис-
следовательских и проектных институтов и многих других
учреждений и организаций. Действовать в этом деле <на
глазок> нельзя. Необходимо четкое распределение задач
и функций, прав и обязанностей, установление мер сти-
мулирования и мер ответственности применительно
к каждому звену народного хозяйства. Существенна
в этом деле роль государственного планирования, пока-
затели которого определяют конкретные объекты де-

-126-

ятельности той или другой организации (вид и количество
подлежащей выпуску продукции, объем перевозок, ха-
рактер и число услуг и т. д.). Годовые планы экономи-
ческого и социального развития ставят задачи перед со-
циалистическими организациями, которые в ходе выпол-
нения плана вступают в широкий диапазон различных
имущественных, финансовых, организационных и других
социальных связей. Но как определить юридические гра-
ницы деятельности организаций?

Если театральное предприятие начнет заниматься
торговой деятельностью (или оказанием хозяйственных
услуг <на сторону>), то вопрос о законности театральной
коммерции не возникнет, поскольку такая деятельность
явно не вписывается в специальную правосубъектность
любого театра. Не будет в равной мере аналогичного
вопроса и в том случае, когда Плодовощторг станет вы-
ступать в роли поставщика лесопродукции или черных
металлов (в арбитражной практике прошлых лет встре-
чались подобные дела). Однако хозяйственная жизнь,
конечно, не сводится к такого рода полуанекдотическим
негоциям, и требует четкого и недвусмысленного ответа на
вопрос, не только что может, но и что должна и что не
может делать та или другая организация в процессе осу-
ществления своей производственной и иной хозяйственной
деятельности. Где же искать эти юридические границы?
Ответ на этот вопрос дают нормы института юридического
лица и вырабатываемые на их основе предписания уставов
(положений) соответствующих юридических лиц.

<< Предыдущая

стр. 25
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>