<< Предыдущая

стр. 29
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


-142-

является законность их образования (законность цели
создания и функционирования и соблюдения закона
в процессе образования юридического лица). В зависи-
мости от особенностей, присущих отдельным видам юри-
дических лиц, законодатель устанавливает определенные
особенности порядка их образования. В науке граждан-
ского права принято различать следующие три основных
порядка (способа образоааня юридического лица,
к числу которых относятся: распорядительный, разреши-
тельный и явочно-нормативный.

Распорядительный порядок характеризу-
ется тем, что юридическое лицо возникает (создается) на
основе распоряжения компетентного на то органа госу-
дарства. Таковым может быть орган как общего, так
и отраслевого государственного управления. В распоря-
дительном порядке возникают все государственные юри-
дические лица (предприятия, объединения, учреждения,
высшие учебные заведения и другие государственные
организации). Для данного способа образования юриди-
ческого лица характерны три следующие стадии: 1) из-
дание инициативного (распорядительного) акта компе-
тентным органом государства; 2) организационная ра-
бота (подборка кадров, выделение средств и т. д.);
3) утверждение устава.

2 сентября 1982 г. Советом Министров СССР было ут-
верждено Положение о порядке создания, реорганизации
и ликвидации предприятий, объединений, организаций
и учреждений (см.: СП СССР, 1982, № 25, ст. 130). В со-
ответствии с этим Положением изданию распорядитель-
ного акта компетентного органа об образовании юриди-
ческого лица должна предшествовать координационная
работа по предварительному рассмотрению, согласованию
или получению разрешения со стороны определенного
органа государственного управления. Так, например,
в соответствии с п. 1 указанного Положения создание
предприятий, производственных, научно-производствен-
ных, строительно-монтажных и других аналогичных объ-
единений (комбинатов), организаций и учреждений со-
юзного подчинения производится министерствами, госу-
дарственными комитетами и ведомствами СССР, которые
принимают соответствующее решение после согласования
этих вопросов с Советами Министров соответствующих
союзных республик.

Не менее характерна в рассматриваемом плане про-
цедура создания научно-исследовательских, проектных,

-143-

конструкторских и технологических организаций. В зави-
симости от их подчиненности их создание производится
соответствующими ведомствами СССР и Советами Ми-
нистров союзных республик с разрешения Совета Ми-
нистров СССР.

Ряд государственных юридических лиц в соответствии
с п. 5 рассматриваемого Положения могут быть созданы
лишь Советом Министров СССР. В частности, создание не
входящих в систему Министерства внешней торговли
и систему Государственного комитета СССР по внешним
экономическим связям объединений и других организа-
ций, осуществляющих внешнеэкономическую деятель-
ность, заповедников союзного значения, а также высших
учебных заведений и киностудий независимо от их подчи-
ненности, производится самим Советом Министров СССР.

Разрешительный порядок характеризуется
тем, что при этом способе возникновения юридического
лица инициатива исходит не от государственного органа,
а от отдельных граждан, представителей общественности
или организаций (учреждений), а государственный орган
лишь проверяет законность и целесообразность образо-
вания данного юридического лица и дает на то соответст-
вующее разрешение. Указанным способом возникают
почти все общественные организации (за исключением
тех, которые образуются в явочно-нормативном порядке),
в частности: научные, спортивные и иные добровольные
общества, профсоюзные, кооперативные организации и
т. д. Для рассматриваемого способа возникновения юри-
дических лиц характерными являются следующие стадии:
1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоорди-
нированного (согласованного) акта компетентного орга-
на. дающего разрешение на образование соответствую-
щего юридического лица; 3) организационная работа;
4) регистрация устава.

Явочно-нормативный порядок имеет не-
которые общие черты с разрешительным, но не тождествен
с ним в сути своей, поскольку здесь не требуется специ-
ального разрешения; оно дано в нормах закона для всех
случаев возникновения юридических лиц определенного
вида. Именно отсюда происходит один из элементов на-
именования данного способа -<нормативный>. Однако
одной нормы (закона) для возникновения юридического
лица, конечно, недостаточно - необходима инициатива
учредителей, их явка (отсюда - другой элемент наиме-
нования: <явочный>, обращение к компетентному органу

-144-

для регистрации устава. Для данного способа возникно-
вения юридических лиц характерны две стадии; 1) ини-
циативный акт учредителей и разработка устава; 2) ре-
гистрация устава. В явочно-нормативном порядке возни-
кает довольно ограниченный круг общественных юриди-
ческих лиц. К ним относятся колхозы (в том числе и ры-
боловецкие) и низовые звенья потребительской коопе-
рации.

Реорганизация юридических лиц может
осуществляться в следующих четырех формах:

слияние юридических лиц - такая форма реоргани-
зации, при которой два юридических лица или более пре-
кращают свое существование и возникает одно новое;

присоединение - это такая форма реорганизации, при
которой одно юридическое лицо (присоединяемое) пре-
кращает свое существование и вливается со своим акти-
вом и пассивом в состав другого (к которому происходит
присоединение);

разделение юридических лиц характеризуется тем, что
одно юридическое лицо разделяется на два или более
юридических лица, в результате чего разделяемое юриди-
ческое лицо прекращает свое существование и <на его
месте> возникает два или более новых юридических лица:

выделение юридического лица является своего рода
антиподом присоединения. Здесь предполагается сущест-
вование определенного юридического лица, из состава
которого выделяется одно (или более) новое юридическое
лицо. При этом прежнее юридическое лицо сохраняет свое
существование и наряду с ним начинает функционировать
новое (выделенное).

Часть 3 ст. 39 ГК особо оговаривает, что реорганиза-
ция кооперативных, государственно-колхозных, иных го-
сударственно-кооперативных организаций (слияние, раз-
деление, присоединение) допускается только по решению
общих собраний их членов (участников) или собраний
уполномоченных.

Имущественные последствия реорга-
низации юридических лиц различаются в зависимости
от того, какая именно форма ее была применена в про-
цессе изменения правового состояния соответствующих
организаций. Если реорганизация была произведена пу-
тем слияния или присоединения, то в этих случаях актив
и пассив прекративших свое существование юридических
лиц (присоединенных или введенных в состав нового
юридического лица путем слияния) переходят по переда-

-145-

точному балансу к той организации, в рамках которой они
оказались после присоединения или слияния.

Если в процессе реорганизации было произведено
разделение или выделение нового юридического лица, то
актив и пассив ранее существовавшего юридического лица
разделяется в частях (<пропорциях>), закрепляемых
в разделительном балансе между вновь образованными
(реорганизованными) юридическими лицами.

Как отмечается в ч. 2 ст. 37 ГК, имущество переходит
от одного юридического лица к другому в день подписания
передаточного баланса, если иное не предусмотрено за-
коном или постановлением о реорганизации.

Ликвидация (прекращение) юриди-
ческого лица и ее последствия. В соответ-
ствии с ч.1 ст. 37 ГК ликвидация является одним из спо-
собов прекращения существования юридического лица.
Согласно ст. 38 ГК, прекращение государственных орга-
низаций, являющихся юридическими лицами, произво-
дится тем органом, по решению которого они были обра-
зованы. Что касается прекращения кооперативных, госу-
дарственно-кооперативных и общественных организации,
то ст. 39 ГК устанавливает в отношении этих организаций
два общих привяла.

1) Кооперативные, а также государственно-колхозные
и государственно-кооперативные организации прекраща-
ются по основаниям, указанным в законе и в уставе (по-
ложении) соответствующего юридического лица. Так, на-
пример, п. 36 Примерного устава кооператива по строи-
тельству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок
для автомобилей индивидуальных владельцев (1960 г.)
предусматривает, что деятельность такого рода коопера-
тива может быть прекращена с ликвидацией его дел
и имущества по решению общего собрания членов коопе-
ратива в случаях признания кооператива по решению су-
да: а) несостоятельным и б) уклонившимся от цели,
указанной в уставе.

2) Общественные организации могут прекращаться по
основаниям, указанным в их уставе (положении), что не
исключает, разумеется, прекращения той или другой
организации компетентным органом государства в тех
случаях, когда она уклоняется в своей деятельности от
цели, зафиксированной в ее уставе (положении).

При принятии решения о ликвидации определенного
юридического лица одновременно решается вопрос о со-
здании ликвидационной комиссии (в государственных

-146-

предприятиях дела по ликвидации юридического лица
могут быть поручены руководящему органу). О предсто-
ящей ликвидации дается соответствующая информация
в местных печатных органах (республиканских, област-
ных, краевых газетах). Она должна содержать в себе
сведения о том, что конкретное юридическое лицо пре-
кращает свое существование с определенного времени
и что кредиторы прекращаемого юридического лица обя-
заны заявить все имеющиеся у них претензии не позже
определенного (в пределах, как правило, месячного) сро-
ка. Те требования, которые не были заявлены своевре-
менно, удовлетворяются из оставшегося имущества лик-
видируемого юридического лица. Если же такого иму-
щества на день заявки просроченного требования нет, то
оно считается лишенным юридической силы и не может
быть удовлетворено в принудительном порядке через суд
или арбитраж.

Основные виды юридических лиц. Сле-
дует различать три основные категории юридических лиц,
признаваемых законом в качестве субъектов граждан-
ского права. В зависимости от характера организации
и материальных основ ее деятельности законодательство
различает:

Государственные юридические лица. К ним относятся
государственные предприятия и иные государственные
организации (например, производственные объединения),
состоящие на хозяйственном расчете, имеющие за-
крепленные за ними основные и оборотные средства и са-
мостоятельный баланс, государственные учреждения, со-
стоящие на государственном бюджете и имеющие само-
стоятельную смету, руководители которых пользуются
правами распорядителей кредитов, и другие государст-
венные организации.

Общественные юридические лица. К числу указанных
юридических лиц относятся колхозы, межколхозные, иные
кооперативные организации и их объединения, другие
общественные организации, а также в случаях, предус-
мотренных законом, предприятия и учреждения этих
организаций и объединений.

Государственно-общественные юридические лица. К
ним закон относит государственно-колхозные и иные го-
сударственно-кооперативные организации.

-147-

5. Общая характеристика государственных
юридических лиц

Общие признаки государственных
юридических лиц. К числу таких признаков отно-
сятся: 1) государственные юридические лица создаются
Советским государством на базе государственной социа-

<< Предыдущая

стр. 29
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>