<< Предыдущая

стр. 30
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

листической собственности для управления имуществом,
осуществления производственной и иной хозяйственной
деятельности, удовлетворения материальных и духовных
потребностей советских граждан и др., 2) государствен-
ное имущество, заккрепленное за государственными орга-
низациями, состоит в их оперативном управлении. 0ни не
являются субъектами права собственности; 3) через го-
сударственные юридические лица Советское государство
осуществляют свои важнейшие функции, в частности пла-
новое руководство развитием народного хозяйства;
4) они осуществляют свою деятельность в системе орга-
нов власти, управления и руководства народным хозяйст-
вом, наукой, культурой и просвещением: 5) их деятель-
ность строится на сочетании централизованного руковод-
ства с инициативой и самостоятельностью самих юриди-
ческих лиц.

К государственным юридическим лицам относятся
производственные, научно-производственные и иные объ-
единения, предприятия (заводы, шахты, совхозы и др.),
учреждения (вузы, больницы, музеи), научно-исследова-
тельские и проектно-конструкторские институты, сбыто-
снабженческие организации и т. д. Все они обладают ма-
териальными и правовыми признаками юридического ли-
ца. Однако юридическая личность перечисленных госу-
дарственных организаций неодинакова, ибо они обладают
различной правосубъектностью. Так, с точки зрения пра-
восубъектности предприятие отличается от совхоза или
вуза, а последнее - от железной дороги и Госбанка, хотя
все они являются государственными юридическими
лицами.

Классификация государственных
юридических лиц. Государство как единый собст-
венник всего государственного имущества передает пред-
приятиям, объединениям, учреждениям, и другим госу-
дарственным юридическим лицам определенное имущест-
во, необходимое для осуществления их деятельности.
В зависимости от целей, для достижения которых созданы
юридические лица, правовой режим имущества, находя-

-148-

щегося в их оперативном управлении, неодинаков. Основы
(ст. 11) выделяют три группы государственных юриди-
ческих лиц: 1) государственные предприятия и иные го-
сударственные организации, состоящие на хозяйственном
расчете, имеющие закрепленные за ними основные и обо-
ротные средства и самостоятельный баланс; 2) учрежде-
ния и иные государственные организации, состоящие на
государственном бюджете и имеющие самостоятельную
смету, руководители которых пользуются правами распо-
рядителей кредитов (за изъятиями, установленными за-
коном); 3) государственные организации, финансируемые
за счет иных источников и имеющие самостоятельную
смету и самостоятельный баланс.

Хозрасчетные государственные юридические лица не-
обходимо также классифицировать по видам деятель-
ности, что существенно отражается на их правосубъект-
ности. В связи с этим принято выделять юридические лица
по производству продукции, по выполнению работ и по
оказанию услуг.

-149-

6. Государственные предприятия и объединения
как юридические лица

Государственное предприятие- это
государственная организация, которая, используя за-
крепленное за ней на праве оперативного управления
имущество, осуществляет силами коллектива под руко-
водством вышестоящего органа плановую производст-
венно-хозяйственную деятельность на основе полного
хозрасчета, выполняет обязанности и пользуется правами,
связанными с этой деятельностью, и имеет самостоятель-
ный баланс (ст. 2 Положения о предприятии).

В соответствии со ст. 11 Основ гражданского законо-
дательства предприятие обладает "специфическими при-
знаками: имеет закрепленные за ним основные и оборот-
ные средства, состоит на полном хозяйственном расчете,
имеет самостоятельный баланс. Кроме того, предприятия
в отличие от других государственных юридических лиц
существляют силами своего коллектива производствен-
но-хозяйственную деятельность (изготовление продукции,
выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с на-
роднохозяйственным планом.

Материальной основой для производственно-хозяйст-
венной деятельности является наделение предприятия

-149-

основными и оборотными средствами которые образуют
его уставной фонд.

Предприятие, будучи юридическим лицом, является
субъектом права оперативного управления имуществом.
Оно состоит на полном хозяйственном расчете. Предпри-
ятие осуществляет права владения, пользования и распо-
ряжения находящимся в его оперативном управлении
имуществом и права пользования отведенной ему землей
в пределах, установленных законом, в соответствии с це-
лями деятельности, плановыми заданиями и назначением
имущества. Предприятие пользуется определенными пра-
вами и наделяется обязанностями, связанными с произ-
водственно-хозяйственной деятельностью. Оно приобре-
тает права и принимает на себя обязанности, вступая
в хозяйственные договорные отношения с другими юри-
дическими лицами, отвечает по своим обязательствам тем
закрепленным за ним имуществом, на которое по дей-
ствующему законодательству может быть обращено
взыскание.

Правовое положение предприятия регламентируется
Положением о социалистическом государственном про-
изводственном предприятии, утвержденным постановле-
нием Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. (СП
СССР, 1965, № 19-20, ст. 155). Предприятие обладает
специальной правосубъектностью, закрепленной в его
уставе и в общем положении о предприятиях данного
вида.

Устав предприятия должен содержать: наименование
(или номер) предприятия и его место нахождения (по-
чтовый адрес); наименование органа, которому оно непо-
средственно подчинено (вышестоящего органа); данные
о предмете и цели деятельности, а также другие данные
о предприятии. Информация об имуществе, производст-
венных и технологических возможностях содержится
в Паспорте предприятия.

Деятельность предприятия строится на сочетании
централизованного руководства с хозяйственной само-
стоятельностью и инициативой предприятия.

Органом предприятия как юридического лица является
директор (начальник, управляющий). Управление осу-
ществляется на основе единоначалия. Общественные
организации и трудовые коллективы предприятия прини-
мают широкое участие в обсуждении и осуществлении
мероприятий по обеспечению выполнения государствен-
ного плана, развитию и совершенствованию производст-

-150-

венно-хозяйственной деятельностью, по улучшению усло-
вий труда и быта его работников.

Виды государственных предприятий.
Общественное разделение труда предопределяет форми-
рование и выделение отдельных отраслей народного хо-
зяйства. Это, в свою очередь, дает возможность подраз-
делить государственные предприятия на виды с учетом
специфики их производственной и иной хозяйственной
деятельности. При этом учитывается основная хозяйст-
венная деятельность, характерная для данной отрасли
хозяйства и отличающая ее от других отраслей в системе
общественного разделения труда. Например, для про-
мышленного предприятия основная деятельность - это
производство продукции и товаров народного потребле-
ния; для предприятий сельского хозяйства - производ-
ство сельскохозяйственной продукции: для строитель-
ных - выполнение строительных работ, возведение новых,
реконструкция, капитальный ремонт объектов, относя-
щихся к основным фондам; производственно-хозяйствен-
ная деятельность предприятий транспорта выражается
в перевозках, т. е. в пространственном перемещении гру-
зов. пассажиров, багажа и почты; торговые организации
осуществляют розничную продажу товаров народного
потребления.

Приведенный неполный перечень государственных
предприятий свидетельствует о разнообразии правосубъ-
ектности этих предприятий. В связи с этим необходимо
обратить внимание на то обстоятельство, что специальная
правосубъектность конкретного предприятия представляет
собой совокупность родовой, видовой и индивидуальной
правосубъектности. Так, правосубъектность всех хозрас-
четных предприятий, определяемая Положением о пред-
приятии, можно назвать родовой, так как она определяет
общее для всех хозрасчетных предприятий содержание
правосубъектности. Для видов предприятий (промыш-
ленные. строительные, транспортные, сельскохозяйствен-

ные и т. д.) в соответствующих нормативных актах за-
крепляется специальная видовая правосубъектность. Для
каждого конкретного предприятия в его уставе или поло-
жении, а также в СТП (стандартах предприятия) за-
крепляется индивидуальная правосубъектпость.

Производственное объединение
(комбинат) представляет собой единый производст-
венно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят
фабрики, заводы, научно-исследовательские, конструк-

-151-

торские, проектно-конструкторские, технологические
и другие производственные единицы. Создание таких
объединений позволяет решать важнейшие задачи уско-
рения темпов технического прогресса на основе концент-
рации и специализации производства, соединения науки
с производством, способствует повышению его эффектив-
ности и др.

Производственные объединения осуществляют свою
деятельность в соответствии с Положением о производст-
венном объединении (комбинате), утвержденным поста-
новлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г.
(СП СССР, 1974, № 8, ст. 38). Они являются юриди-
ческими лицами. В составе объединения выделяется го-
ловное предприятие (головная производственная едини-
цы), через аппарат управления которого осуществляется
руководство объединением. Например, в производственное
объединение <Уралмаш> входят головное предприятие
Уралмашзавод и производственные единицы: завод буро-
вого и металлургического оборудования, завод унифици-
рованных узлов и деталей, НИИтяжмаш, строительно-
монтажное управление (см.: Экономическая газета,
1975, № 12).

Производственное объединение имеет в оперативном
управлении имущество, состоящее из основных и оборот-
ных средств и специальных фондов. Закрепленное за ним
имущество отражается на самостоятельном балансе.
Объединение состоит на полном хозяйственном расчете.
Оно отвечает по своим обязательствам закрепленным за
ним имуществом, на которое по действующему законода-
тельству может быть обращено взыскание.

В необходимых случаях производственному объедине-
нию могут быть подчинены отдельные самостоятельные
предприятия, пользующиеся правами юридического лица.
В этом случае объединение выступает по отношению к ним
как вышестоящий орган. Указанные предприятия имеют
самостоятельные балансы, поэтому такие объединения

составляют сводный баланс. Правосубъектность конк-
ретного объединения определяется его уставом. В нем со-
держатся все данные, характеризующие юридическую
личность этого объединения.

Объединение возглавляет генеральный директор, дей-
сивующий на основе единоначалия. Он организует всю
работу объединения и несет полную ответственность за его
деятельность. Принцип единоначалия не нарушается тем,
что часть своей компетенции генеральный директор может

-152-

передавать своим заместителям, которые назначаются на
должность и освобождаются от нее вышестоящим органом
по представлению генерального директора. Руководство
производственным объединением осуществляется аппа-
ратом управления головного предприятия (головной про-
изводственной единицы).

Производственные объединения, как и предприятия,
имеют индивидуальную правосубъектность. Например,
среди производственных объединений автотранспорта
в Свердловске созданы специфические объединения:
Свердловское производственное объединение автовокза-
лов и пассажирских автостанций, Свердловское произ-
водственное объединение транспортно-экспедиционных
предприятий и т. д.

Производственные объединения созданы почти во всех

<< Предыдущая

стр. 30
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>