<< Предыдущая

стр. 32
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

РСФСР <О районном Совете народных депутатов> пре-
дусматривает, что районный Совет народных депутатов
является юридическим лицом. В связи с этим принято
считать, что исполкомы местных Советов и их председа-
тели являются органами этих юридических лиц.

Самостоятельными юридическими лицами - государ-
ственными учреждениями признаются и некоторые отделы
исполкомов местных Советов народных депутатов. Тако-
выми являются, например, отделы культуры, народного
образования, здравоохранения, финансовые отделы рай-
онных и городских исполкомов Советов народных депута-
тов. Другие отделы (управления) исполкомов местных
Советов могут иметь иные источники финансирования -
отчисления от доходов подведомственных предприятий,
например управления торговли городских и областных
исполнительных комитетов Советов народных депутатов.
Кроме того, необходимо отличать отделы (управления)
исполкомов от подведомственных им организаций, кото-
рые могут быть самостоятельными лицами, быть хозрас-
четными предприятиями и объединениями: например,

-159-

предприятия торговли и общественного питания, пред-
приятия городского транспорта, предприятия жилищно-
коммунального хозяйства (ЖЭК, домоуправления, тресты
водоканализации и др.), зрелищные предприятия (театры,
филармонии, цирки) и т. д.

-159-

8. Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Госстрах
и гострудсберкассы как юридические лица

Общие положения. Среди государственных
юридических лиц особое положение занимают такие
организации, которые осуществляют функции аккумуля-
ции денежных средств для государства, исполняют де-
нежные обязательства, находятся на хозяйственном рас-
чете и выполняют в той или иной мере определенные уп-
равленческие функции, осуществляют обслуживание
организаций и граждан в сфере денежного обращения
К таким государственным юридическим лицам относятся
Государственный банк СССР (Госбанк СССР), Всесоюз-
ный банк финансирования капитальных вложений
(Стройбанк СССР), Управление государственного стра-
хования союзной республики (Госстрах республики), Го-
сударственные трудовые сберегательные кассы СССР
(Гострудсберкассы СССР).

Госбанк СССР. Госбанк СССР осуществляет свою де-
ятельность в соответствии с Уставом государственного
банка Союза Советских Социалистических Республик,
утвержденным постановлением Совета Министров СССР
от 18 декабря 1980 г. (СП СССР, 1981, № 3, ст. 12). Гос-
банк СССР является единым эмиссионным банком, бан-
ком кредитования народного хозяйства и расчетным цен-
тром СССР (ст. 1 Устава).

Госбанк организует и осуществляет расчеты между
социалистическими организациями за товары, работы
и услуги. При проведении расчетных операций способст-
вует их ускорению и обеспечивает контроль за соблюде-
нием правил расчетов и договорной дисциплины. На
основе кассовых планов организует и регулирует денежное
обращение в стране.

Госбанку СССР предоставляется право издавать на
основании и во исполнение действующего законодатель-
ства Инструкции Госбанка СССР, обязательные для его
клиентуры, производить проверку денежных и расчетных
документов, бухгалтерских записей клиентов, проверять
использование ссуд по целевому назначению и осуществ-

-159-

лять другие контрольные функции в соответствии с Уста-
вом (ст. 66 Устава). Перечисленные правомочия Госбанка
СССР позволяют сделать вывод, что Госбанк СССР яв-
ляется своеобразным юридическим лицом, которое дей-
ствует на началах хозяйственного расчета, и вместе
с тем-органом государственного управления (осущест-
вляет нормотворческие, контрольные и другие управлен-
ческие функции). При этом, осуществляя ту или иную хо-
зяйственную функцию (например, краткосрочное и дол-
госрочное кредитование), Госбанк не перестает быть
органом государственного управления (контроль за рас-
ходованием средств по целевому назначению).

Госбанк СССР является юридическим лицом и дей-
ствует на началах хозяйственного расчета (ст. 5 Устава).

Для осуществления своих функций в отношении кли-
ентуры учреждение Госбанка СССР заключает с социа-
листическими организациями договоры расчетного и те-
кущего счета. По этим договорам клиенты обязуются
вносить денежные средства на свой счет в учреждение
банка и осуществлять расчеты через банк, а банк обязу-
ется зачислять денежные суммы на счет. хранить их
и выполнять различные законные поручения владельца
счета (производить расчеты, выдавать чековые книжки,
информировать о произведенных расчетах и т.д.). т.е.
осуществлять обслуживание клиента.

Стройбанк СССР организует и осуществляет финан-
сирование, кредитование и расчеты по капитальному
строительству, признается юридическим лицом как единая
централизованная система, действует на началах хозяй-
ственного расчета. Его правосубъектность определяется
Уставом Всесоюзного банка финансирования капитальных
вложений (Стройбанка СССР), утвержденным постанов-
лением Совета Министров СССР от 1 октября 1964 г. (СП
СССР, 1964, № 19, ст. 122).

Госстрах. В союзных республиках в качестве единых
хозрасчетных юридических лиц организованы Главные
управления государственного страхования союзных рес-
публик, которые осуществляют свою деятельность в соот-
ветствии с Типовым положением об органах государст-
венного страхования в союзных республиках, утвержден-
ным постановлением Совета Министров СССР от
25 октября 1958 г. (СП СССР. 1958, № 17. ст. 137). Гос-
страх республики находится в ведении Министерства фи-
нансов союзной республики.

-160-

Гострудсберкассы СССР представляют собой единое
общесоюзное кредитное учреждение, являющееся юриди-
ческим лицом и действующее на началах хозяйственного
расчета. Правоспособность Гострудсберкасс СССР за-
креплена в Уставе Государственных трудовых сберега-
тельных касс, утвержденном постановлением Совета Ми-
нистров СССР от II июля 1977 г. (СП СССР, 1977, №
21, ст. 131). Они принимают от населения вклады: до вос-
требования, срочные, условные, выигрышные и на текущие
счета (вклады до востребования могут приниматься на
предъявителя). Осуществляют безналичные расчеты
между населением и организациями, производят продажу
и покупку облигаций, выплату выигрышей по ним, прини-
мают облигации на хранение, выдают именные аккреди-
тивы и осуществляют другие операции по расчетно-кас-
совому обслуживанию населения.

Принимая вклад, сберкасса заключает договор заем-
ного характера, по которому она обязуется выполнять
многочисленные поручения вкладчика по его обслужива-
нию. Совет Министров СССР в постановлении от 13 ап-
реля 1976 г. <О дальнейшем улучшении работы сберега-
тельных касс по обслуживанию населения> (СП СССР,
1976, № 7, ст. 37) поручил Госбанку СССР обеспечить
дальнейшее совершенствование работы сберегательных
касс, расширить их функции, повысить культуру обслу-
живания трудящихся, создать максимальные удобства
для населения.

Источники доходов Гострудсберкасс: проценты, вы-
плачиваемые Госбанком СССР по средствам, хранящимся
на счетах сберкасс: комиссионные вознаграждения за
оказание услуг социалистическим организациям; комис-
сионные вознаграждения за услуги, оказываемые населе-
нию, платежи за другие операции, перечисленные в п.
43 Устава Гострудсберкасс.

-161-

9. Юридическая личность кооперативных
и иных общественных организаций

Общие положения. В СССР действуют и раз-
виваются государственные системы здравоохранения, со-
циального обеспечения, торговли, общественного питания,
бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Вместе с тем государство поощряет деятельность коопе-
ративных и других общественных организаций во всех
сферах обслуживания населения. Оно содействует разви-

-161-

тию массовой физической культуры и спорта (ст. 24
Конституции СССР). Профессиональные союзы. Всесоюз-
ный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи,
кооперативные и другие общественные организации в
соответствии со своими уставными задачами участвуют
в управлении государственными и общественными делами,
в решении политических, хозяйственных, социально-
культурных вопросов (ст. 7 Конституции СССР).

Таким, образом, общественными организациями как
юридическими лицами следует считать такие доброволь-
ные объединения граждан, основанные .на принципах де-
мократического централизма, которые создаются для до-
стижения определенных целей и имеют свое имущество,
складывающееся, как правило, за счет обобществления
материальных средств членов этих организацией.

Основные признаки общественных
организаций. Общественные организации отлича-
ются от государственных организаций по следующим
признакам: 1) общественные организации возникают на
базе коллективной (групповой) собственности отдельных
кооперативных и иных общественных организаций; 2) они
являются субъектами права собственности; 3) данные
организации создаются, как правило, для достижения
целей и осуществления деятельность непроизводственного
характера (удовлетворение потребностей членов органи-
зации, защита их прав, организации отдыха и укрепления
здоровья и решения других социально-культурных задач).
Это, естественно, не означает, что вообще исключается
производственная деятельность общественных организа-
ций. Даже творческие союзы могут иметь подсобные про-
изводственные хозяйства; 4) особое место в системе рас-
сматриваемых социальных образований занимают коопе-
ративные организации. Последние представляют собой
такие объединения граждан или организаций, которые
создаются для коллективной хозяйственной деятельности.
Хозяйственная деятельность может быть производствен-
ной (колхозы), торговой - в сфере обращения (потреби-
тельская кооперация), направленной на удовлетворение
потребностей в помещениях (ЖСК, ДСК) и т. д., 5) все
общественные организации возникают на добровольной
основе, по инициативе будущих членов этих организаций;
6) органы управления этих организаций избираются на
демократических началах; 7) в общественных организа-
циях коллегиальные органы юридических лиц. Высшими
органами являются общие собрания, конференции, съез-

-162-

ды, а исполнительно-распорядительными - правления,
возглавляемые председателями.

Виды социалистических обществен-
ных организаций и их системы. Все
общественные организации можно разделить на две
группы; кооперативные организации и общественные
организации в узком смысле слова. В свою очередь,
в числе кооперативных организаций, в зависимости от
видов кооперации, надо выделить колхозы (сельскохо-
зяйственные и рыболовецкие), организации потребитель-
ской кооперации, строительно-эксплуатационные коопе-
ративы (ЖСК, ДСК и др.), товарищества (садоводческие
и животноводческие). Общественные организации в узком
смысле в зависимости от их целей, задач и правового по-
ложения можно подразделить на три группы: профессио-
нальные союзы, союзы творческих профессий и добро-
вольные общества.

Отдельные виды общественных организаций имеют
свою систему юридических лиц. Стройную систему орга-
низаций образуют потребительская кооперация, профсо-
юзы, некоторые добровольные общества (например, Все-
союзное общество <Знание>). Не образуют системы юри-
дических лиц колхозы, строительно-эксплуатационные
кооперативы и некоторые добровольные общества (на-
пример, ДОСААФ выступает юридическим лицом только
в целом как общество).

Колхозы. Колхозы являются кооперативными органи-
зациями добровольно объединившихся крестьян для сов-
местного ведения крупного социалистического сельскохо-
зяйственного производства на основе обобществления
средств производства и коллективного труда. Колхозы
являются юридическими лицами. Их специальная право-
субъектность определяется Примерным уставом колхоза,
принятым Третьим Всесоюзным съездом колхозников
и утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 28 ноября 1969 г. (СП СССР,
1969, № 26, ст. 150), и уставами конкретных колхозов,

<< Предыдущая

стр. 32
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>