<< Предыдущая

стр. 34
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

в соответствии с уставами, также относятся ДОСААФ,
спортивные общества профсоюзов, республиканские
общества охраны природы (СП РСФСР, 1966, № 17, ст.
89: СП РСФСР, 1977, № 5, ст. 55), республиканские
общества охраны памятников истории и культуры (СП
РСФСР. 1973, № 8, ст. 29), Всероссийское общество спа-
сания на водах (ОСВОД РСФСР) (СП РСФСР, 1970,
№ 15, ст. 90), Педагогическое общество РСФСР (СП
РСФСР. 1970, № 9, ст. 56; СП РСФСР, 1977, № 10, ст.
102), Всероссийское добровольное общество автомото-
любителей (СП РСФСР. 1973, № 9, ст. 35), Всероссийское
добровольное пожарное общество, Всероссийское добро-
вольное общество любителей книги (СП РСФСР, 1974,
№ 18, ст. 98: СП РСФСР. 1978, № 13, ст. 90), республи-
канские общества лиц, страдающих физическими не-
достатками (например. Всероссийское общество слепых).
Большое значение для охраны и увеличения запасов диких
зверей, птиц и рыбы имеет деятельность Союза обществ
охотников и рыболовов РСФСР (Росохотрыболовсоюз)
и др.

-169-

10. Межхозяйственные предприятия и объединения
в сельском хозяйстве

Особое значение в развитии сельскохозяйственного
производства приобретают межхозяйственные предприя-
тия и объединения. Они создаются для осуществления
совместной хозяйственной деятельности нескольких кол-
хозов. совхозов и других кооперативных, общественных
и государственных организаций. Колхозы, совхозы и дру-
гие социалистические организации кооперируются для
достижения различных целей: а) для производства, реа-
лизации и переработки овощей, б) для производства
и переработки винограда, в) для выращивания и откорма
скота на промышленной основе и т. д.

Правовой основой возникновения и деятельности
межхозяйственных предприятий является Конституция
СССР (ч. 3 ст. 12), Основы гражданского законодатель-
ства (ч. 2 ст. 11) и Общее положение о межхозяйственном
предприятии (организации) в сельском хозяйстве.

Межхозяйственное предприятие осуществляет свою
деятельность по плану в соответствии с потребностями

-169-

хозяйств-участников на основе хозяйственного расчета,
имеет самостоятельный баланс и пользуется правами
юридического лица. Средства такого предприятия обра-
зуются из долевых взносов хозяйств-участников, отчис-
лений от прибыли, полученной в результате собственной
производственно-хозяйственной деятельности, амортиза-
ционных отчислений, а также за счет других источников.
Имущество, закрепленное за МХП, состоит в их опера-
тивном управлении и принадлежит на правах общей
собственности в соответствующих долях хозяйствам-
участникам (в случаях участия в создании таких ор-
ганизаций государственных организаций - государ-
ству) .


Управление МХП осуществляется собранием уполно-
моченных представителей хозяйств-участников и избира-
емым ими советом МХП. Повседневное руководство про-
изводственно-хозяйственной деятельностью МХП осу-
ществляет директор, который одновременно является
председателем совета МХП и избирается на собрании
уполномоченных.

МХП создаются по решению собрания уполномочен-
ных социалистических организаций, изъявивших желание
участвовать в его деятельности. Решение колхоза вступить
в состав участников МХП принимается общим собранием
колхоза (собранием уполномоченных).

МХП разрабатывает с учетом специфики своей де-
ятельности устав, который утверждается собранием
уполномоченных и регистрируется в исполкоме соответст-
вующего Совета народных депутатов.

Особое правовое положение занимают межколхозные
строительные организации <Межколхозстрой>, которые
имеют свою систему -<Росколхозстройобъединение>
(Всероссийское объединение межколхозных строительных
организаций) (СП РСФСР, 1972, № 6, ст. 32). Имущество
областных и республиканских межколхозных строитель-
ных организаций не является общей собственностью чле-
нов пайщиков этих организаций, а принадлежит этим
объединениям как юридическим лицам на праве собст-
венности.

Организации <Межколхозстрой> заключают с колхо-
зами (заказчиками) договоры подряда на капитальное
строительство в соответствии с утвержденными пра-
вилами.

От межхозяйственных предприятий следует отличать
всесоюзные и республиканские объединения в сельском

-170-

хозяйстве, (*1), которые через свои управления осуществляют
не производственные, а организационно-управленческие
и планово-хозяйственные функции так же, как управления
промышленных объединений в других отраслях народного
хозяйства.

Большое значение в решении Продовольственной
программы приобретают областные и районные агропро-
мышленные объединения (*2) как юридические лица. Они
образуются в целях улучшения управления сельским хо-
зяйством и другими отраслями агропромышленного ком-
плекса, совершенствования межотраслевых связей, моби-
лизации усилий на успешное выполнение Продовольст-
венной программы СССР, обеспечения высокой эффек-
тивности отраслей комплекса.

В состав районного агропромышленного объединения
(РАПО) входят колхозы, совхозы, межхозяйственные
предприятия и другие предприятия и организации ми-
нистерств и ведомств, обеспечивающих решения Продо-
вольственной программы. Предприятия и организации,
входящие в состав районного агропромышленного объ-
единения, сохраняют хозяйственную самостоятельность,
права юридического лица и ведомственную принадлеж-
ность. РАПО, используя закрепленное в его оперативном
управлении или пользовании имущество, осуществляет
свою деятельность в соответствии с планом, выполняет
возложенные на него обязанности, несет ответственность
и пользуется правами, связанными с этой деятельностью,
имеет самостоятельный баланс и является юридическим
лицом. Руководство РАПО осуществляется советом объ-
единения, который является высшим органом управления
объединения. Совет РАПО является, в пределах его ком-
петенции, органом государственного управления. В состав
совета РАПО входят начальник управления сельского
хозяйства райисполкома, его первый заместитель, пред-
седатели колхозов, директора совхозов по должности,
а также руководители предприятий и организаций других
отраслей агропромышленного комплекса и представители
соответствующих общественных организаций.

(**1) См.: Общее положение о всесоюзном и республиканском объеди-
нениях в сельском хозяйстве, утвержденное постановлением Совета Ми-
нистров СССР от 22 мая 1980 г. (СП СССР, 1980. № 15, ст. 98).

(**2) См.: Типовое положение об областном, краевом, республиканском
(АССР) агропромышленном объединении, Типовое положение о район-
ном агропромышленном объединении, утвержденные Советом Министров
СССР 25 ноября 1982 г. (СП СССР, 1983, № 1. ст. 1. 2).

-171-

Повседневное руководство деятельностью РАПО осу-
ществляет председатель совета объединения. Председа-
тель совета объединения - начальник управления сель-
ского хозяйства райисполкома одновременно является
первым заместителем председателя райисполкома. Рабо-
чим аппаратом РАПО является аппарат управления
сельского хозяйства райисполкома.

-172-

ГЛАВА 6

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Общие положения. Рассмотренные в предыду-
щих главах две категории субъектов (граждане и орга-
низации) являются наиболее активными участниками
гражданских правоотношений. Значительно реже (осо-
бенно если иметь в виду обязательственные правоотно-
шения) в гражданско-правовых связях участвует Совет-
ское государство как таковое. Объясняется это тем, что
оно передает принадлежащее ему на праве собственности
государственное имущество в оперативное управление
многочисленным государственным организациям, которые
в пределах, установленных законом, осуществляют права
владения, пользования и распоряжения государственным
имуществом. Государственные организации, участвуя
в различных гражданских правоотношениях по поводу
государственного имущества, выступают в качестве са-
мостоятельных субъектов права от своего имени, а не от
имени государства.

Указанная передача государственного имущества на-
званным организациям на праве оперативного управления
не лишает собственника принадлежащих ему прав, равно
как и не исключает участия государства в целом ряде
имущественных отношений внутри страны и за ее пре-
делами.

Советское государство является специфическим субъ-
ектом нашего гражданского права. Особенности данного
субъекта права определяются тем, что государство за-
ключает в себе единство политического и хозяйственного
руководства страной, единство власти суверена и собст-
венника, представляющего в своем лице весь советский
народ. В силу этого оно как субъект гражданского права
не может рассматриваться в качестве юридического лица,
государство само определяет Порядок, формы и характер

-172-

осуществления принадлежащих ему прав (а юридическое
лицо действует в соответствии с уставом, положением
о нем, которые утверждаются компетентными органами
государства).

В отличие от специальной правосубъектности всех со-
циалистических организаций правосубъектность государ-
ства носит универсальный характер. Отмеченное обстоя-
тельство обнаруживает себя в ряде моментов, в частности
и в том, что государство правосубъектно с точки зрения
норм всех отраслей права, и в том, что оно может быть
обладателем любого имущественного права, и в том, что
пользуется рядом особых преимуществ в защите его прав
и т.д. Но вместе с тем, какова бы ни была специфика го-
сударства, оно является субъектом гражданского права,
обладая рядом черт, присущих всем иным субъектам
данной отрасли права. Так, по заключенной государством
в лице его полномочных органов (например, торгпредств
СССР) сделке государство становится столь же обязан-
ным, как и всякий иной субъект (гражданин или юриди-
ческое лицо), оно в том же объеме отвечает по этой сделке
перед своим контрагентом, как и все другие субъекты
гражданского права, и т. д. Сказанное в равной мере от-
носится как к нашему союзному государству (Союзу
ССР), так и к государствам республиканским (к каждой
из пятнадцати союзных республик).

Участие государства в правоотноше-
ниях собственности. Об этом говорит ст.
11 Конституции СССР, перечисляющая круг объектов
права государственной социалистической собственности.
Положения этой статьи воспроизводятся, дополняются
и развиваются как в республиканских конституциях, так
и в нормах иных законов, в частности в нормах о праве
собственности государства, о государстве как собствен-
нике и пр. (см. ст. 21. 26 Основ, ст. 94, 95, 116, 117,
123 и др. ГК).

Ряд норм Гражданского кодекса РСФСР определяет
особые случаи возникновения права собственности у го-
сударства в силу осуществляемой его органами юрисдик-
циониой и некоторой иной деятельности. Таковы, напри-
мер, нормы ГК о возникновении права государственной
собственности в силу актов о конфискации (ст. 149, 49,
50, 58, 473) и реквизиции (ст. 149, 142, 150), произведен-
ного выкупа или объявления государственным достоянием
определенных объектов (см., например, ст. 501, 502,
522), а также в некоторых других случаях. Здесь можно

-173-

указать на переход в собственность государства невост-
ребованной находки (ст. 145), безнадзорного скота (ст.
147), клада (ст. 148) и др.

Участие государства в обязательст-
венных правоотношениях. Круг таких обяза-
тельств сравнительно невелик. Сюда относятся имущест-
венно-правовые связи по государственному кредиту
и займам (включая отношения по республиканским де-
нежно-вещевым и книжным лотереям), возмещению рас-
ходов по хранению и сдаче находки (в случае перехода

<< Предыдущая

стр. 34
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>