<< Предыдущая

стр. 35
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

невостребованной вещи в собственность государства - ст.
146 ГК), отношения по выплате вознаграждения лицу,
обнаружившему и сдавшему финансовым органам клад
(ст. 148), и др.

Что же касается деятельности нашего государства
и его участия в отношениях по распределению бюджетных
средств, то здесь необходимо указать на два момента.

Во-первых, государство является собственником этих
средств независимо от того, какому государственному
органу они переданы на праве административного (фи-
нансового) или оперативного (гражданско-правового)
управления.

Во-вторых, указанная деятельность государства и со-
ответствующие отношения по распределению бюджетных
средств (бюджетные отношения) регулируются нормами
не гражданского права, а финансового. Распоряжаясь не-
распределенными бюджетными средствами. Советское
государство выступает в качестве субъекта финансового
права.

Советское государство как субъект
авторских и изобретательских право-
отношений. Действующее законодательство предус-
матривает ряд оснований, в силу которых к государству
переходят определенные правомочия (субъективные
гражданские права) по авторским и изобретательским
правоотношениям. К числу таких оснований относятся,
например, ликвидация организации, которой принадле-
жало авторское право (ст. 498 ГК)- В этом случае ука-
занное субъективное право переходит к государству. По
основаниям, предусмотренным ст. 501 ГК, может быть
произведен принудительный выкуп авторского права на
издание, публичное исполнение и иное использование
произведения. Здесь также управомоченным субъектом
в результате указанного выкупа становится государство
(выкуп может быть произведен лишь по особому в каждом

-174-

отдельном случае постановлению Совета Министров
РСФСР).

Среди рассматриваемых отношений, в которых госу-
дарство выступает в качестве субъекта гражданского
права, могут быть также названы отношения, складыва-
ющиеся в связи с объявлением произведения (в отноше-
нии которого истек срок авторского права) достоянием
государства. Объявление достоянием государства произ-
водится решением Совета Министров республики (ст.
502 ГК).

Ряд правомочий может принадлежать государству как
таковому и в изобретательских правоотношениях (ст.
521, 522 и др. ГК).

Государство как субъект наслед-
ственного права. Советское государство, наряду со
всеми иными субъектами гражданского права, может быть
носителем наследственных прав при наследовании как по
закону, так и по завещанию (ст. 22, 527, 534, 550, 552,
553, 557 ГК).

Неимущественные права государства.
Советское государство может быть носителем ряда не-
имущественных прав и обязанностей. Выше уже отмеча-
лись некоторые из них (по авторским и изобретательским
правоотношениям). К этому можно добавить право пере-
вода на русский язык, которое может быть объявлено мо-
нополией государства в отношении произведений, издан-
ных на иностранных языках (ч. 2 ст. 502 ГК), обязанность
государства гарантировать тайну вклада (ст. 395) и др.

Участие государства в имуществен-
ных правоотношениях с другими госу-
дарствами, иностранными организаци-
ями и гражданами. Осуществление операций по
внешней торговле, равно как и установление и реализация
других экономических связей с иными государствами,
в соответствии с п. 10 ст. 73 Конституции СССР отнесено
к ведению Союза ССР в лице его высших органов госу-
дарственной власти и государственного управления.
Внешняя торговля СССР основана на государственной
монополии. В связи с этим все внешнеторговые сделки
могут совершаться лишь самим государством либо по его
поручению специально для этой цели созданными госу-
дарственными организациями.

Государственная монополия внешней торговли, как
и иная монополия (например, по эмиссии денег), с юри-
дической точки зрения представляет собой специфический

-175-

элемент правосубъектности государства как такового.
Применительно к внешней торговле данная монополия
представляет собой особое право государства на совер-
шение сделок по ввозу (импорту) и вывозу (экспорту) тех
или других материальных ценностей в нашу страну и из
нее - право, которое исключает возможность участия во
внешней торговле всех иных лиц без предварительного
получения на то особых полномочий от государства.

Внешние экономические связи опосредствуются за-
ключением определенных торговых сделок, предоставле-
нием займов, кредита и т. д. Все эти сделки по существу
своему таковы, что предполагают нахождение контрагента
(с которым наше государство заключает сделку) в другой
стране. В тех случаях, когда сделка заключается на тер-
ритории СССР, от имени нашего государства выступает,
как правило, Министерство внешней торговли СССР либо
высшие органы нашего государства.

Что же касается тех случаев, когда соответствующая
внешнеторговая сделка совершается в иностранных госу-
дарствах, то здесь органами Союза ССР в области осу-
ществления монополии внешней торговли являются тор-
говые представительства СССР (торгпредства). Назван-
ные органы государства действуют на основании Поло-
жения о торговых представительствах и торговых агент-
ствах Союза ССР за границей.

В соответствии с названным положением торгпредства
при осуществлении операций по внешней торговле поль-
зуются всеми необходимыми правами. Они, в частности.
могут от имени Союза ССР совершать всякого рода дого-
воры (сделки), выдавать обязательства, в том числе
и вексельные, выдавать поручительства и т. д. Весьма су-
щественным здесь является то, что по обязательствам
торгового представительства несет ответственность Союз
ССР.

Торгпредства обладают также широким кругом про-
цессуальных прав, которыми они наделены государством
в целях осуществления защиты интересов СССР в стране
пребывания торгового представительства. Последнее,
в частности, обладает правом передачи возникшего спора
на рассмотрение третейских судов, правом выступать пе-
ред иностранными судебными органами в качестве истца
и др. В роли ответчика торгпредства могут выступать пе-
ред иностранными судебными органами лишь по спорам.
вытекающим из торговых сделок, заключенных торгпред-
ством в стране его пребывания. При этом необходимо,

-176-

чтобы правительство Союза ССР путем международного
договора или одностороннего заявления (доведенного до
сведения указанного государства) выразило согласие на
подчинение торгового представительства местному суду по
названным выше спорам.

Как показывает практика внешнеторговых связей
и иных внешних экономических отношений, большинство
внешнеторговых операций совершается специально для
этой цели созданными экспортно-импортными государст-
венными объединениями (например, <Экспортлес>, <Раз-
ноимпорт> и др.). Каждое такое объединение является
самостоятельным субъектом гражданского права (юри-
дическим лицом). Оно обладает обособленным имущест-
вом, выступает от своего имени (а не от имени государст-
ва), самостоятельно несет ответственность по своим обя-
зательствам (государство не отвечает по долгам внешне-
торгового экспортно-импортного объединения, равно как
и последнее не несет ответственности по сделкам, совер-
шенным государством).

Нормативной основой деятельности рассматриваемых
объединений является Положение о всесоюзном хозрас-
четном внешнеторговом объединении, входящем в систему
Министерства внешней торговли СССР, утвержденное
постановлением Совета Министров СССР 31 мая 1978 г.
(СП СССР, 1978, № 13. ст. 91). Особенности порядка
подписания внешнеторговых сделок, заключаемых совет-
скими организациями, правомочными совершать внешне-
торговые операции, урегулированы в постановлении Со-
вета Министров СССР от 14 февраля 1978 г. <О порядке
подписания внешнеторговых сделок> (СП СССР. 1978,
№6, ст. 35).

-177-

ГЛАВА 7
ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Понятие объекта гражданских пра-
воотношений. Под объектом правоотношения при-
нято понимать все то, по поводу чего складывается опре-
деленная правовая связь между лицами.
Каждое гражданское правоотношение обладает своим
объектом (безобъектных правотношений не существует)
Конечно, не следует понимать дело так: сначала <в при-
роде> появляется объект, и лишь потом (<по его поводу>)
складывается то или другое гражданское правоотношение.

-177-

В реальной действительности такой последовательности
может и не быть, а может быть последовательность об-
ратная. Например, по договору подряда на капитальное
строительство подрядчик обязуется построить завод. За-
вода (как комплекса сооружений, <наполненных> обору-
дованием, агрегатами и иной техникой) на момент за-
ключения указанного договора (<в натуре>), конечно, нет
(в наличии лишь чертежи и иная документация).

Иначе говоря, объект гражданского правоотношения
может существовать во времени до возникновения соот-
ветствующей гражданско-правовой связи, появиться
в период ее существования или реализации.
Объектом конкретного гражданского правоотношения
является не абстрактное <все то по поводу чего> склады-
вается эта правовая связь, а столь же конкретное мате-
риальное или нематериальное благо. <Повод> в данном
случае не следует понимать как мотив, т. е. определенные
субъективные соображения, которыми руководствуется
лицо, например, вступая в сделку. Объектом граждан-
ского правоотношения является не повод, а именно то
конкретное благо, которое приобретается, отчуждается,
перевозится, хранится, находится в пользовании и т. д.
Каждый объект гражданских правоотношений обла-
дает способностью удовлетворять те или другие потреб-
ности людей. Причем, разумеется, характер этих потреб-
ностей, как и способы их удовлетворения, могут быть са-
мыми различными, но это не меняет существа дела. Закон
и юрисдикционная практика исходят из того, что каждый
объект гражданских правоотношений (что наиболее от-
четливо можно видеть на таких объектах, как вещи) имеет
свое прямое назначение. В связи с этим различные кате-
гории объектов обладают неодинаковым правовым режи-
мом - различные блага требуют различного с собой об-
ращения.

Далеко не все земные и неземные блага суть объекты
гражданских правоотношений. Одни из них вообще не
являются объектами каких-либо правовых связей (на-
пример, космические тела, солнце и планеты его системы),
другие - служат объектами правоотношений, имеющих
иную (не гражданско-правовую) природу (например, по-
литические свободы являются объектами государственно-
правовых отношений, земля - объектом земельных пра-
воотношений и т. д.).

Каждый объект гражданского правоотношения пред-
полагается находящимся в той или иной мере (степени,

-178-

форме), в том или другом состоянии присвоенности или
отчужденности. Присвоенность - это отношение, выра-
жающее меру принадлежности объекта данному лицу или
социальному образованию. Имея в виду присвоенность
объекта, мы говорим - мое, наше, свое, свои и т. д. От-
чужденность - это не только логический, но и социаль-
ный антипод присвоенности, это отношение, выражающее
меру принадлежности (присвоенности) объекта другому
лицу, противостоящего данному. Имея в виду отчужден-
ность объекта, мы говорим -твое, ваше, не свое, чужое,
т. е. другим принадлежащее.

Классификация объектов граждан-
ских правоотношений. Круг объектов граждан-
ских правоотношений довольно широк и многообразен
адекватно широте и разнообразию регулируемых граж-
данским правом общественных отношений. В соответствии
с делением этих отношений на две основные группы
(имущественные и неимущественные) подрзделяются
и их объекты - на материальные и нематериальные

<< Предыдущая

стр. 35
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>