<< Предыдущая

стр. 4
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

неимущественные, так и имущественные права. Автор,
в частности, имеет право требовать признания его автор-
ства и приоритета в открытии, выдачи ему об этом дипло-
ма. Наряду с этим он имеет право на вознаграждение,
выплачиваемое ему при получении диплома, а также на
льготы, предусмотренные Положением об открытиях,
изобретениях и рационализаторских предложениях.

Рассматриваемые неимущественные отношения не ис-
черпывают всего многообразия неимущественных связей,
регулируемых советским гражданским правом. Кроме
указанных выше, к предмету гражданского права, на наш
взгляд, относятся также и организационные связи его
субъектов. (*1).

Организационные отношения в отличие от рассмот-
ренных выше не обладают уже такой прямой или косвен-
ной связью с личностью участника соответствующего
общественного отношения. Конечно, и в этих отношениях
принимают участие вполне конкретные лица (отдельные
граждане или организации), и здесь идет речь о вполне
реальных личностях, те или иные <качества> которых мо-

(**1) Соображения об относимости к предмету гражданско-правового
регулирования организационных отношений, построенных на началах
равенства и координации, впервые были высказаны около 20 лет тому
назад (см.: Советское государство и право, 1966, № 10, с. 50 и сл.).
Первоначально эта концепция не привлекла к себе особого внимания со
стороны гражданско-правовой науки. Лишь в последующие годы она
обрела как своих сторонников (см., например: Быков А. Г. План и хо-
зяйственный договор. М.. 1975, с. 53; Клейн Н. И.. Организация договор-
но-хозяйственных связей. М., 1976, с. 74 и след., и др.). так и, в извест-
ной мере, последовательных противников. Существо возражений сво-
дится к тому, что организационных отношений в <чистом виде> граж-
данское право не регулирует: <организационные отношения не отделимы
от имущественных, они характеризуют либо стадию формирования по-
следних, либо степень их организованности> и потому <в качестве само-
стоятельного предмета правового регулирования выступать не могут>.
Так. например, опровергают концепцию организационных отношений
Ю. К. Толстой, В. Ф. Яковлев и некоторые другие представители ленин-
градской школы цивилистов. К сожалению, они ограничились лишь кон-
статацией своих представлений по обсуждаемому вопросу и не приводят
необходимых к тому обоснований (см.: Советское гражданское право. Л.,
1982. ч. 1, с. 11 и 321).

Развитие взглядов по данной проблеме не обошлось без <компро-
миссных построений>, авторы которых в чем-то разделяют концепцию
организационных отношений, в чем-то не согласны с нею. Таковы, на-
пример, суждения В. М. Манохина (см.: Манохин В. М. Хозяйственное
обслуживание организаций и граждан. М., 1975, с. 172).

-14-

гут приобрести известное значение. Однако на первый
план выдвигается уже организующее начало, складыва-
ющееся в результате неимущественных акций участников
данных социальных связей.

Значительная часть организационных отношений
в нашем обществе регулируется административным пра-
вом, что не исключает в то же время актуальности граж-
данско-правового регулирования тех организационных
отношений, которые строятся на началах координации
(а не власти и подчинения). Подтверждением тому слу-
жат следующие положения.

Как известно, процессу расширенного социалисти-
ческого воспроизводства, а следовательно, и самому про-
цессу непосредственной хозяйственной деятельности
предшествует деятельность по организации данного про-
цесса. Это неотъемлемый признак планового ведения хо-
зяйства.

Анализируя практику социалистического хозяйство-
вания в нашей стране и в других социалистических стра-
нах, нельзя не видеть, что соответствующие организа-
ционные акции совершаются компетентными на то госу-
дарственными органами, через которые социалистическое
государство осуществляет свою хозяйственно-организа-
торскую функцию. Организационные отношения
с участием этих органов, как уже отмечалось, имеют ад-
министративно-правовую форму, регулируются нормами
административного права. Однако указанные отношения
не исчерпывают всех организационных связей, формиру-
ющихся в нашем обществе.

Организующая деятельность государственных органов
не исключает, а скорее предполагает в современный пе-
риод не менее разностороннюю и не менее актуальную
деятельность самих участников имущественных отноше-
ний, самих предприятий и организаций по налаживанию,
упорядочению и нормальному функционированию тех
экономических связей, в которых они принимают участие.
Но это уже организационная деятельность другого рода:
она строится не на началах подчиненности, а на началах
координации, является выражением инициативы социа-
листических предприятий, организаций и т. д. Вот эти-то
организационные отношения с участием субъектов граж-
данского права и регулируются нормами изучаемой от-
расли. К числу наиболее характерных организационных
отношений рассматриваемого вида можно отнести соци-
альные связи, складывающиеся в процессе заключения

-15-

договора поставки, договора перевозки грузов и т. д.
В указанных случаях имущественное отношение еще не
возникло, происходит лишь его формирование, но стороны
определенным образом уже связаны друг с другом: эта
связь представляет собой организационное отношение.

Организационные отношения, регулируемые граж-
данским правом, как правило, связаны с имущественными,
играя для последних своего рода служебную роль. Орга-
низационные отношения обладают относительной само-
стоятельностью, поскольку в целом ряде случаев они яв-
ляются лишь элементом, стороной имущественных отно-
шений. Однако это обстоятельство не должно заслонять
того факта, что гражданское право наряду с имущест-
венными и личными неимущественными отношениями ре-
гулирует также некоторые организационные связи, по-
строенные на началах равенства (координации) между
субъектами гражданского права, хотя ст. 1 Основ,
ст. 1 ГК и не называют этих отношений.

-16-

2. Метод гражданско-правового регулирования

Общие положения. В процессе коммунистического
строительства Советское государство использует целый
ряд социальных форм и методов руководства, в частности
политические, экономические, идеологические и другие
социальные формы и методы. Среди них свое определенное
место занимает метод правового регулирования социа-
листических общественных отношений. Существо данного
метода заключается в том, что государство путем уста-
новления правовых норм определяет и юридически за-
крепляет положение отдельных лиц и организаций в на-
шем обществе, фиксирует юридические границы их соци-
альной свободы и долга и др. Это в свою очередь находит
выражение в наделении субъектов соответствующими
правами, обязанностями, реализация которых гаранти-
руется силой государственного авторитета, а в необходи-
мых случаях - и силой государственного принуждения.
Все отрасли советского социалистического права облада-
ют как своим специфическим предметом регулирования,
так и столь же характерным для каждой из них методом
правового регулирования общественных отношений.

Если характеристика предмета правового регулирова-
ния данной отрасли отвечает на вопрос, что (какие
общественные отношения) регулирует определенная от-
расль права, то характеристика ее метода отвечает на

-16-

вопрос, как (какими правовыми способами) осуществля-
ется указанное регулирование. Метод правового регули-
рования - это совокупность характерных особенностей,
присущих данной конкретной отрасли права. Методы
правового регулирования различных отраслей не иден-
тичны друг другу; различие предметов регулирования
определяет особенности метода той или другой отрасли
права. Вместе с тем нельзя не видеть, что методы отдель-
ных отраслей имеют и некоторые общие черты в связи
с тем, что они являются методами регулирования единых
в своей сути социалистических общественных отношений.

Проблема метода гражданско-право-
вого регулирования в науке граждан-
ского права. Отдельные аспекты категории метода
гражданско-правового регулирования рассматриваются
обычно в ходе анализа иных категорий, как-то: предмета
регулирования, правоотношения, системы гражданского
права, его принципов и других общих понятий граждан-
ского права. (*1). В нашей литературе еще не сложилось
единства взглядов о том, что представляет собой рас-
сматриваемый метод правового регулирования. Так, по
мнению одних ученых, данный метод представляет собой
совокупность юридических особенностей отрасли, (*2); другие
полагают, что, по существу,- это сама правовая форма.
отражающая содержание, т. е. определенный вид регули-
руемых общественных отношений, (*3); третьи квалифициру-
ют метод как способ воздействия на общественные отноше-
ния (*4) и как способ, при помощи которого государство на
основе определенной совокупности юридических норм
обеспечивает нужное ему поведение людей, (*5); четвертые
включают в понятие метода те формы и способы, при по-
мощи которых право оказывает свое влияние на характер
и содержание регулируемых им общественных отно-

(**1) См.. например: Аскназий С. А. Гражданское и административное
право в социалистической системе воспроизводства.- Ученые записки
ЛГУ, серия юридических наук. Л., 1951, вып. 3, с. 72 и след.: Братусь
С. Н. Предмет и система гражданского права, с. 48 и след.

(**2) См.: Алексеев С. С. Предмет советского социалистического права,
с. 258.

(**3) См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского
права. М., 1963, с. 50.

(**4) См.: Яковлев В. Ф Гражданско-правовой метод регулирования
общественных отношений, с. 69 и след.; Советское гражданское право.
Л.. 1982, т. 1, с. 8.
(**5) Советское гражданское право. М., 1975, т. 1, с. 12.

-17-

шений, (*1); пятые относят сюда особенности способов, при-
емов и средств, применяемых государством для регулиро-
вания отношений данного вида, (*2); наконец, шестые харак-
теризуют метод прежде всего тем, что между имущест-
венно обособленными участниками имущественных отно-
шений отсутствует подчинение друг другу, устанавлива-
ются товарно-денежные отношения, как правило, эквива-
лентные, основанные на юридическом равенстве
сторон. (*3).

В приведенных высказываниях есть, конечно, много
общего, но оно не устраняет и существенных различий во
взглядах ученых на категорию метода гражданско-пра-
вового регулирования. Еще больше различий обнаружи-
вается в высказываниях относительно характерных черт,
носителем которых является данный метод. Довольно
единодушно к числу его важнейших черт исследователи
относят равноправие участников гражданско-правовых
отношений (равенство сторон), имущественный характер
гражданско-правовой ответственности и исковой порядок
защиты нарушенных гражданских прав. Что же касается
иных черт гражданско-правового метода, то отношение
к ним различных авторов более чем неодинаково; в част-
ности, высказывания о диспозитивности как черте метода
или принципе отрасли были сделаны лишь в самые по-
следние годы, хотя факт существования в гражданском
праве большого числа диспозитивных норм является
общеизвестным с давних пор.

Определение метода гражданско-
правового регулирования. Гражданско-пра-
вовой метод регулирования общественных отношений -
это правовой метод, который характеризуется юриди-
ческим равенством субъектов права, их диспозитивностью
и инициативой в формировании и реализации граждан-
ских правоотношений, возложением мер имущественной
ответственности и защиты (в случае нарушения граж-
данских прав), которые выполняют в основном восстано-
вительную функцию.

(**1) См.: Советское гражданское право, М., 1959, с. 14: Гражданское
право. М., 1969, т. 1, с. 11.

(**2) См.: Советское гражданское право. М., 1965, т. 1, с. 8-9: Корец-
кий В. И. Гражданское право и гражданские правоотношения в СССР.
Душанбе, 1967, с. 43; Советское гражданское право. Киев, 1978, т. 1.
с. 13: Советское гражданское право. М., 1979, т. 1, с. 15.
(**3) См.: Советское гражданское право. Алма-Ата, 1968, вып. 1, с. 7.

-18-

Как видно из приведенного определения, гражданско-
правовой метод регулирования общественных отношений
обладает целым рядом особенностей, совокупность кото-
рых позволяет отличать данный метод от методов право-
вого регулирования, присущих иным отраслям советского
права. Ниже будут рассмотрены лишь наиболее сущест-
венные черты этого метода.

Юридическое равенство субъектов

<< Предыдущая

стр. 4
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>