<< Предыдущая

стр. 6
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В силу этого правотворческая деятельность Советского
государства предполагает глубокое проникновение в су-
щество складывающихся общественных потребностей,
осознание коренных интересов общественного развития,
творческий поиск путей и средств по достижению на-
меченной цели, смелую инициативу и ответственное ре-
шение государственных вопросов.

Коммунистическая партия с первых дней существова-
ния нашего государства придавала и придает большое
значение правовым формам руководства обществом, рас-
сматривает советский закон как меру политическую. На-
помним, в качестве примера, о том внимании и заботе,
которые проявил В. И. Ленин к первым декретам Совет-
ской власти, к первому Гражданскому кодексу Советской
Республики и целому ряду других важнейших норматив-
ных актов того времени. (*1).

Вопросы партийного руководства развитием советско-
го гражданского законодательства актуальны и в совре-
менный период. Вот почему партия придавала и придает
большое значение совершенствованию советского зако-

нодательства. Решения XXVI съезда КПСС и материалы

(**1) Более подробно см.: Роль В. И.Ленина в становлении и развитии
советского законодательства. М., 1969, с. 186 и след.

-24-

последующих Пленумов ЦК КПСС определяют задачи
и основные направления деятельности правотворческих
государственных органов.

Наиболее отчетливо прослеживается руководящая
роль КПСС в развитии советского гражданского права
применительно к его институтам, регулирующим эконо-
мические взаимосвязи, складывающиеся в народном хо-
зяйстве. В этой связи необходимо специально обратить
внимание на решения майского (1982 г.) Пленума ЦК
КПСС, которым была одобрена Продовольственная
программа СССР на период до 1990 г., на решения-нояб-
рьского (1982 г.), июньского и декабрьского (1983 г.),
внеочередного февральского, апрельского и октябрьского
(1984 г.), апрельского (1985 г.) Пленумов ЦК КПСС. на
доклад М. С. Горбачева на совещании в ЦК КПСС по во-
просам ускорения технического прогресса 11 июня 1985 го-
да <Коренной вопрос экономической политики пар-
тии>.

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК
КПСС <Актуальные вопросы идеологической, массово-
политической работы партии> отмечается: <Советское
общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие
качественные изменения в производительных силах и со-
ответствующее этому совершенствование производствен-
ных отношений. В тесной взаимосвязи с этим должны
происходить и изменения в сознании людей, во всей над-
стройке общества>. (*1). Понятно, что процесс развития про-
изводительных сил и совершенствования производствен-
ных отношений требует от Советского государства ис-
пользования различных средств и методов. Одним из та-
ких средств является советское гражданское право.
Только за последние два-три года принят ряд важных по-
становлений партии и правительства, в которых вопросы
организованности, порядка, дисциплины действительно
стали ключевыми.

В порядке реализации партийных директив ЦК КПСС
и Совет Министров СССР в 1983-1985 гг. приняли ряд
важных совместных постановлений, среди которых дол-
жны быть (применительно к изучаемому курсу) названы:
Постановление от 11 апреля 1983 г. <О серьезных не-
достатках в соблюдении договорных обязательств по по-

(**1) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня
1983 года. М., 1983, с. 67.

-25-

ставкам продукции и повышении ответственности ми-
нистерств, ведомств и предприятий в этом деле> (СП
СССР, 1983, № 11).

Постановление от 29 апреля 1983 г. <О дополнитель-
ных мерах по улучшению обеспечения населения товарами
народного потребления в 1983-1985 годах> (СП СССР,
1983, № 13).

Постановление от 18 августа 1983 г. <О мерах по
ускорению научно-технического прогресса в народном
хозяйстве> (СП СССР, 1983. № 24).

Постановление от 7 июля 1983 г. <О совершенствова-
нии экономических взаимоотношений сельского хозяйства
с другими отраслями народного хозяйства> (СП СССР,
1983, № 19).

Постановление от 14 июля 1983 г. <О дополнительных
мерах по расширению прав производственных объедине-
ний (предприятий) промышленности в планировании
и хозяйственной деятельности и по усилению их ответ-
ственности за результаты работы> (СП СССР,
1983, № 20).

Постановление от 29 апреля 1984 г. <Об улучшении
планирования, организации и управления капитальным
строительством> (СП СССР, 1984, № 15).

В приведенных постановлениях число гражданско-
правовых норм невелико, но важно то, что на основе этих
и иных совместных постановлений ЦК КПСС и Совета
Министров СССР принимаются новые акты, непосредст-
венно регулирующие общественные отношения, принад-
лежащие к предмету гражданского права.

Задачи советского гражданского пра-
ва. В соответствии с Конституцией СССР главными
задачами советского гражданского права является пра-
вовое обеспечение совершенствования социалистических
общественных отношений и их преобразование в комму-
нистические воспитания человека коммунистического
общества, повышения материального и культурного
уровня жизни трудящихся, обеспечения безопасности
страны, содействия укреплению мира и развитию между-
народного сотрудничества:

Решение задач коммунистического строительства осу-
ществляется, конечно, не только и не столько правовыми
средствами. Здесь на первом плане - практическая по-
вседневная деятельность многомиллионных масс трудя-
щихся, их трудовых коллективов, всего нашего народа.
Важна и актуальна большая идеологическая, массово-

-26-

политическая, организационная, культурно-воспитатель-
ная работа наших партийных и государственных органов,
о чем специально говорилось на июньском (1983 г.) Пле-
нуме ЦК КПСС. Осуществляя свои функции, государство,
я в соответствующей мере и различные общественные
организации в своей направляющей деятельности, широко
используют правовые средства организации функциони-
рования объединений (предприятий, учреждений)
и граждан. Право в период развитого социализма явля-
ется одним из важнейших инструментов в деле стимули-
рования развития всего нового, коммунистического
и борьбы со всем старым, мешающим нашему продвиже-
нию вперед.

Среди задач советского гражданского права в совре-
менный период должен быть назван, по меньшей мере, ряд
следующих:

обеспечение укрепления социалистической системы
хзяйства, социалистической собственности и развития ее
форм в единую коммунистическую собственность. Особое
значение в ходе решения этой задачи приобретает охрана
социалистической собственности, представляющей собой
экономическую основу развития нашего общества:
обеспечение укрепления плановой и договорной дис-
циплины, хозяйственного расчета, своевременного и над-
лежащего выполнения поставок, неуклонного повышения
качества продукции, выполнения планов капитального
строительства и повышения эффективности капиталовло-
жений, осуществления государственных закупок сельско-
хозяйственных продуктов, развития советской торговли,
обеспечение охраны материальных и культурных ин-
тересов граждан и правильного сочетания этих интересов
с интересами всего общества, развития творческой ини-
циативы в области науки и техники, литературы
и искусства.

Задачи советского гражданского права тесно связаны
между собой, и поэтому не исключено, что устанавливая
регулирование тех или других общественных отношений
между субъектами советского гражданского права, зако-
нодатель сочетает в своих нормах решение не одной,
а двух или более задач. Выделенные задачи наиболее от-
четливо показывают социалистическую природу и сущ-
ность советского гражданского права.

Принципы советского гражданского
права. Под правовым принципом понимается опреде-
ленное начало, руководящая идея, в соответствии с кото-

-27-

рой осуществляется правовое регулирование обществен-
ных отношений. Понятно, что указанные начала, руково-

дящие идеи не представляют собой что-то абстрактное,
оторванное от реальной жизни. Они являются не чем
иным, как идеологическим отражением потребностей
общественного развития в процессе коммунистического
строительства.

Характерная черта правового принципа - то, что он
находит свое отражение и закрепление в нормах действу-
ющего законодательства. До тех пор, пока та или иная
правовая идея не нашла своего отражения в законе, но
используется в научных исследованиях или правоприме-
нительной практике, она остается научным или практи-
ческим принципом.

Принципы советского права в целом довольно много-
образны и разносторонни, что соответствует широте круга
регулируемых правом общественных отношений и по-
требностям общественного развития. В правовой науке
принято разграничивать, по меньшей мере, две категории
рассматриваемых принципов - общие и специфические.

Общие принципы советского социалистического права
находят свое выражение и закрепление во всех его отрас-
лях. К их числу относятся принципы пролетарского ин-
тернационализма, демократического централизма, социа-
листической законности и др. (*1). Понятно, что в отдельных
отраслях советского права они имеют соответствующие
той или другой отрасли права формы выражения и за-
крепления. Изучение общих принципов советского социа-
листического права входит в задачу общей теории госу-
дарства и права.

Специфические (отраслевые) принципы - это прин-
ципы, характерные для определенной отрасли права.

В настоящее время в науке гражданского права еще не
сложилось единого мнения ученых относительно круга
и содержания принципов одноименной отрасли права. (*2).
Вместе с тем представляется возможным указать на ряд
начал и идей, которые, по нашему мнению, должны рас-
сматриваться в качестве принципов советского граждан-
ского права. Сюда относятся:

(**1) Об общих принципах советского социалистического права
см.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Курс лекций. Свердловск,
1972, т. 1, с. 102 и след.

(**2) См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского
права, с. 134.

-28-

Принцип сочетания государственного планового руко-
водства развитием народного хозяйства страны с хозрас-
четными интересами предприятий. Реализация данного
принципа находит выражение в широком круге граждан-
ско-правовых норм, регулирующих имущественные отно-
шения наших социалистических производственных пред-
приятий по материально-техническому снабжению на-
родного хозяйства, капитальному строительству, грузовым
перевозкам, и в целом ряде иных связанных с ними отно-
шений. Необходимость увязки плана с хозяйственным
расчетом определяется тем, что в современный период
стоит задача значительного подъема экономики страны.
Для нашего общества далеко не безразлично, с какими
затратами связано производство той или другой продук-
ции или товаров народного потребления. Последователь-
ное проведение рассматриваемого принципа служит делу
укрепления государственной, плановой и договорной дис-
циплины, хозяйственного расчета на предприятиях, по-
вышения и развития заинтересованности, а отсюда и ини-
циативы самих предприятий в повышении производи-
тельности труда, улучшении качества продукции и т. д.
Выигрывает от такой системы и общество в целом, и кол-
лектив предприятия, и каждый его работник.

Принцип преимущественной защиты права государст-
венной собственности. Этот принцип находит свое наибо-
лее полное отражение в нормах института права собст-

<< Предыдущая

стр. 6
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>