<< Предыдущая

стр. 63
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

риод розыска собственника скот передается на содержа-
ние и в пользование ближайшему колхозу или совхозу.

Содержание и хранение скота осуществляется в тече-
ние шести месяцев, если это рабочий или крупный рогатый
скот или его молодняк; и в течение двух месяцев, если это
мелкий скот или его молодняк. Срок хранения исчисляется
со дня передачи скота колхозу или совхозу. Истечение
указанных сроков влечет за собой утрату права собствен-
ности на невостребованный скот. Скот, содержащийся
в колхозе, безвозмездно поступает в собственность кол-
хоза. В собственность государства переходит скот, содер-
жащийся в совхозе, и включается в состав имущества
данного совхоза.

Обнаружение клада. Кладом признаются зарытые
в земле или скрытые иным способом деньги или ценные
предметы, собственник которых не может быть установлен
или в силу закона утратил на них право (ст. 148 ГК).
Клад поступает в собственность государства. Нашедший
обязан сдать его местному финансовому органу. В случае
невыполнения этой обязанности лицо несет уголовную
ответственность по ст. 97 УК за присвоение найденного
государственного имущества. Сдавший клад финансовому
органу имеет право на получение вознаграждения в раз-
мере 25% стоимости сданных ценностей. Выплата воз-
награждения не полагается, если раскопки или поиски
ценностей входят в круг служебных обязанностей данного
лица. К таким лицам, в частности, относятся граждане,
ведущие археологические раскопки.

-319-

3. Субъект права государственной
социалистической собственности

Выше отмечалось, что государственная собственность
принадлежит всему народу в лице Советского государст-
ва. Государство является единым субъектом права госу-
дарственной социалистической собственности, так как оно
это право ни с кем не делит.

Согласно ст. 73 Конституции СССР ведению Союза
ССР подлежат: проведение единой социально-экономи-
ческой политики, руководство экономикой страны, разра-
ботка и утверждение государственных планов экономи-
ческого и социального развития, определение общих ме-
роприятий по рациональному использованию и охране
природных ресурсов страны, разработка и утверждение
единого государственного бюджета СССР, утверждение
отчета о его выполнении, руководство единой денежной
и кредитной системой, установление налогов и доходов,
поступающих на образование государственного бюджета
СССР, руководство отраслями народного хозяйства,
предприятиями, объединениями и т. д.

Вместе с тем Советское государство - это объедине-
ние равноправных социалистических республик, в уста-
новленном порядке участвующих в решении всех важ-
нейших вопросов политической и экономической жизни
нашей страны. Поэтому, естественно, возникает вопрос
о соотношении гражданской правосубъектности Союза
ССР и союзных республик. Являются ли самостоятельны-
ми субъектами права собственности союзные республики
наряду с Союзом ССР? Этот вопрос в правовой науке яв-
ляется дискуссионным и решается неоднозначно. (*1). Ряд
ученых отвечают на него положительно. (*2). Для правиль-
ного понимания поставленной проблемы необходимо иметь
в виду, что безусловное единство общегосударственного
фонда и единство субъекта всенародного достояния пред-
полагает организацию управления имуществом, состав-
ляющим государственный фонд. Одной из таких форм яв-
ляется распределение управления всем государственным
имуществом между Союзом ССР и союзными республи-
ками. Указанное распределение относится прежде всего
к основным средствам производства - земле, ее недрам,

(**1) См.. например: Виткявичюс П. П. Гражданская правосубъектность
Советского государства. Вильнюс, 1978.

(**2) См.: Брагинский М. И. Участие Советского государства в граж-
данских правоотношениях. М., 1981.

-320-

родам, лесам, предприятиям, объединениям, транспорту
и т. п.

Распределение управления государственной собствен-
ностью между союзными республиками не означает раз-
деления единого государственного фонда между различ-
ными субъектами нрава собственности. Единый фонд все-
народного достояния неделим, как неделимо само право
государственной собственности и неделим субъект этого
права. поскольку все имущество союзных республик
в единстве и есть имущество Союза ССР. Поэтому речь
может идти лишь о разграничении функций по осуществ-
лению принадлежащего советскому народу, в лице соци-
алистистического государства, права государственной
собственности между органами Союза ССР, союзных, ав-
тономных республик, местных Советов народных депута-
тов и отдельных организаций, что находит свое юриди-
ческое выражение в распределении компетенции по осу-
ществлению правомочий, вытекающих из права государ-
ственной собственности.

Любое государственное имущество, находящееся на
территории Союза ССР. находится одновременно и на
территории какой-либо союзной или автономной респуб-
лики. Право государственной социалистической собст-
венности на это имущество принадлежит нераздельно
Союзу ССР, а тем самым и всем союзным и автономным
республикам, входящим в состав Союза ССР. Распреде-
ление единого государственного фонда между республи-
ками предполагает их самостоятельность в управлении
имуществом в соответствии с единым народнохозяйствен-
ным планом и назначением его конкретных видов.

-321-

4. Объекты права государственной
социалистической собственности

Круг объектов права государственной собственности
ничем не ограничен. Государство может быть собствен-
ником любого имущества, независимо от его объективи-
рованной формы, а также от способа его создания и при-
обретения.

В ст. 11 Конституции СССР (соответственно в ст.
21 Основ, ст. 95 ГК) перечисляются главные объекты, на-
ходящиеся в исключительной собственности государства:
земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат
основные средства производства в промышленности,
строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта

-321-

и связи, банки, имущество организованных государством
торговых, коммунальных и иных предприятий, основной
городской жилищный фонд. К объектам права государст-
венной собственности может относиться и любое другое
имущество, необходимое для осуществления задач госу-
дарства, в чем бы оно ни выражалось.

Особо выделены объекты исключительной
собственности государства, могущие нахо-
диться у тех или иных субъектов только на праве пользо-
вания. Правовой режим указанных объектов подробно
регламентируется специальными нормативными актами.

Земля. Согласно ст. 3 Основ земельного законода-
тельства Союза ССР и союзных республик земля в СССР
состоит в исключительной собственности государства
и предоставляется только в пользование. Всякого рода
сделки, нарушающие в прямой или скрытой форме право
государственной собственности на землю (купля-продажа,
залог и др.), являются недействительными как противо-
речащие закону (ст. 14 Основ, ст. 49 ГК). Вся земля
в СССР составляет единый государственный земельный
фонд (ст. 4 Основ земельного законодательства). В зави-
симости от назначения земли подразделяются на отдель-
ные виды (так, например, земли сельскохозяйственного
назначения, населенных пунктов, промышленности,
транспорта и т.д.). В пользовании граждан могут нахо-
диться участки земли, предоставляемые в установленном
законом порядке для ведения подсобного хозяйства
(включая содержание скота и птицы), садоводства и ого-
родничества, а также для индивидуального жилищного
строительства (ст. 13 Конституции СССР).

Недра земли в пределах Союза ССР составляют госу-
дарственную собственность и не могут быть предметом
чьей-либо иной собственности. Промышленная разработка
месторождений ископаемых, а также производимые с этой
целью поиски, разведка и подготовительные работы осу-
ществляются государственными предприятиями и орга-
низациями.

Леса и земельные площади, предназначенные для вы-
ращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, от-
граниченные в установленном порядке от земель иного
назначения, составляют собственность государства и об-
разуют единый государственный лесной фонд. Порядок
отпуска леса на корню гражданам и кооперативно-кол-
хозным организациям предусматривается специальными
нормативными актами.

-322-

Воды в пределах территории СССР, независимо от их
хозяйственного назначения и практического использова-
ния, составляют единый объект права государственной
социалистической собственности. Национализация вод
была проведены одновременно с национализацией земли.
В основе правового режима вод лежит право исключи-
тельной государственной собственности на воды (так же
как и на землю). В этот сложный объект правя входят все
виды вод в СССР: моря, реки, озера, подземные воды и
т. д. Объектом права являются водные ресурсы страны,
в целом имеющие народнохозяйственное значение и мо-
гущие быть предметом планового использования. Водные
ресурсы используются с самыми различными хозяйствен-
ными и иными целями (сельским хозяйством, промыш-
ленностью, транспортом, энергетикой, жилищным и го-
родским хозяйством и т. д.). Специальными нормативны-
ми актами регулируются плановое водораспределение
и водопользование.

-323-

5. Содержание и осуществление права
государственной собственности

Государство как собственник обладает правомочиями,
составляющими содержание права собственности. Такими
правомочиями являются владение, пользование и распо-
ряжение имуществом. Формы их осуществления весьма
многообразны. При этом необходимо помнить, что госу-
дарство, представляя в одном лице и политическую
власть, и собственника, является особым субъектом права
собственности, поэтому его субъективные права имеют
существенные особенности. Государство как собственник
вправе совершать любые действия по поводу имущества,
которые оно признает необходимым в интересах общества.
Оно само, своей властью определяет и объем правомочий,
и формы их осуществления, а также компетенцию органов
по распоряжению государственным имуществом. Таким
образом, государство само для себя устанавливает опре-
деленные границы и правовые формы осуществления
правомочий по владению, пользованию и распоряжению.
Границы и конкретные формы существуют всегда, по-
скольку вся деятельность государственных органов осу-
ществляется в порядке, предусмотренным законом. Из-
ложенное полностью соответствует ст. 4 Конституции
СССР, установившей важный принцип, по которому Со-
ветское государство, все его органы действуют на основе

-323-

социалистической законности, обеспечивают охрану пра-
вопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Право владения как основанную на законе возмож-
ность иметь в своем обладании имущество государство
осуществляет само и через свои органы. Оно имеет в своем
обладании самое разнообразное имущество, и прежде
всего основные средства производства. Во многих случаях
государство передает принадлежащее ему имущество во
временное или бессрочное пользование колхозам и иным
кооперативным и общественным организациям или граж-
данам. Осуществляя свои правомочия владения, оно
организует учет всех видов имущества, хранение и конт-
роль за поступлением, распределением разнообразных
материальных объектов. Государство сохраняет право
владения имуществом в случае его передачи во владение
колхозам, иным кооперативным и государственным орга-
низациям.

Право пользования, означающее юридическую воз-
можность по своему усмотрению извлекать выгоду, пользу
из имущества, эксплуатировать, удовлетворять с его по-
мощью различные общественные потребности, государст-
во осуществляет прежде всего через свои органы власти
и управления. Однако наиболее широко право пользова-
ния осуществляется через широкую сеть предприятий
производственных объединений, учреждений, организа-
ций, использующих конкретные материальные объекты по
их прямому назначению, эксплуатирующие средства про-
изводства, материалы в процессе их производственной

<< Предыдущая

стр. 63
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>