<< Предыдущая

стр. 64
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

хозяйственной и иной деятельности. Органы государст-
венной власти и управления путем издания нормативных
и индивидуальных актов управления определяют порядок
использования имущества и его целевое назначение. Тем
самым создается возможность осуществления права
пользования различными материальными ценностями, вхо-
дящими в объекты права государственной собственности.

Право распоряжения как основанная на законе воз-
можность определять юридическую судьбу имущества
является наиболее важным правомочием государства как
собственника. В полном объеме распоряжаться государ-
ственным имуществом может только само государство.
Правомочие распоряжения оно осуществляет через свои
органы власти и управления. Так, вопросы передачи
предприятий, зданий, сооружений от одних органов
к другим решаются в зависимости от подчиненности пе-
редающих и принимающих органов Президиумом Вер-

-324-

ховного Совета СССР, Советом Министров СССР, сове-
тами министров союзных республик и т. д. (см.: СП СССР,
1979, № 26, ст. 72). Органы планирования, распределяю-
щие оборудование, материалы, сырье, топливо и т. д.,
также осуществляют правомочие распоряжения. Следо-
вательно, издание актов управления есть одна из форм
использования государством права распоряжения. Фор-
мой применения права распоряжения служат также
и гражданско-правовые сделки, в силу которых имущество
переходит в собственность колхозов и иных кооператив-
ных и общественных организаций, а также граждан.

В отличие от любого другого собственника государство
свободно в выборе правовых средств для осуществления
своего права. В юридической литературе имеются выска-
зывания, согласно которым право государственной собст-
венности не исчерпывается указанными в законе право-
мочиями владения, пользования и распоряжения, что оно
осуществляет еще правомочия управления и контроля,
которые входят в содержание права собственности.

Однако изучение форм управления и контроля дает
основание сделать вывод о том, что названные функции
охватываются предусмотренными правомочиями по вла-
дению, пользованию и распоряжению, поскольку послед-
ние осуществляются государством не только гражданско-
правовыми, а и административно-правовыми и иными ме-
тодами. Как справедливо отмечает С. М. Корнеев, ука-
занные понятия владения, пользования и распоряжения
настолько широки, что если взять их в совокупности, ими
можно охватить любое действие, которое пожелает со-
першить с вещью собственник. (*1).

Таким образом, право государственной собственности
по своему содержанию является наиболее всеобъемлю-
щим, но форме проявления правомочий - наиболее раз-
носторонним.
(**1) См.: Корнеев С. М. Право государственной социалистической
собственности в СССР. М.. 1964, с, 122.

-325-

6. Право оперативного управления

Право оперативного управления как юридическая ка-
тегория имеет в своей основе экономические отношения по
обособлению определенных частей имущества, составля-
ющего социалистическую собственность, и принадлеж-
ности указанных имущественных объектов государствен-

-325-

ным, межколхозным, государственно-колхозным и иным
государственно-кооперативным организациям, осуществ-
ляющим непосредственную производственную, хозяйст-
венную и иную деятельность (ст. 26/1 Основ гражданского
законодательства). Имущество производственных объ-
единений и предприятий обособляется как от имущества
других государственных предприятий и организаций, так
и от имущества, не закрепленного за отдельными органи-
зациями, например средств государственного бюджета.
Государство не отвечает по долгам объединений и пред-
приятий, а последние-по долгам государства (ст.
13 Основ, ст. 33 ГК РСФСР).

Экономическое обособление имущества производст-
венных объединений и предприятий обусловлено действи-
ем объективных экономических законов социалисти-
ческого хозяйства. Оно необходимо для ведения товарного
производства на началах хозяйственного расчета. Поэто-
му производственным объединениям, предприятиям как
самостоятельным экономическим образованиям выделя-
ются из государственного имущества определенные мате-
риальные ценности и средства в их вещественной форме:
здания, сооружения, оборудование, материалы, сырье,
а также денежные средства и т. п. Указанные материаль-
ные объекты находятся у производственных объединений,
предприятий на праве оперативного управления, позво-
ляющем самостоятельно использовать их в процессе про-
изводственной, хозяйственной деятельности. Отношения
по владению, пользованию закрепленным имуществом
носят вещный характер, т. е. они строятся по типу отно-
шений собственности.

Экономические отношения по предоставлению произ-
водственным объединениям, предприятиям, организациям
возможности самостоятельного использования выделен-
ных материальных ресурсов регулируются правом.
В нормах права предусматривается степень оперативной
самостоятельности указанных субъектов по владению,
пользованию и распоряжению закрепленным за ними
имуществом. Содержание и объем этих прав определяет
государство как единый собственник всего государствен-
ного имущества. Производственные объединения, пред-
приятия, межколхозные объединения, действующие на
началах хозяйственного расчета, обладают большой опе-
ративной самостоятельностью по использованию всех ма-
териальных ресурсов, участию в товарно-денежных отно-

-326-

шениях, тем не менее они не выступают собственниками
имеющегося у них имущества.

Государство, предоставляя производственным объ-
единениям, предприятиям в оперативное управление опре-
деленное имущество, наделяет их правомочиями по вла-
дению, пользованию и распоряжению им, сохраняя за со-
бой право собственности на это имущество. (*1). Юриди-
ческое закрепление право оперативного управления по-
лучило в Основах (ст. 26/1), в соответствующих статьях
гражданских кодексов союзных республик. Положении
о предприятии (п. 8), Положении о производственном
объединении (комбинате) - (п. 14) и других норматив-
ных актах.

Право оперативного управления в объективном смысле
представляет собой определенную систему юридических
норм, регулирующих отношения между государством
и социалистическими организациями, а также между по-
следними по владению, пользованию и распоряжению за-
крепленным за ними имуществом. Оно является одним из
важных способов осуществления права государственной
собственности.

Правом оперативного управления наделяются только
социалистические организации, по не граждане или груп-
пы граждан. Оно возникает прежде всего у государствен-
ных социалистических организаций, так как основывается
на государственной социалистической собственности. По
таким же принципам оно возникает у межколхозных, го-
сударственно-колхозных и иных социалистических орга-
низаций, а следовательно, оно основывается и на базе го-
сударственно-колхозной собственности и собственности
иных кооперативных и общественных организаций.

Субъектами права оперативного управления выступа-
ют только такие социалистические организации, которые

(**1) Проблема прав государственных предприятий (организаций) на
закрепленное за ними государственное имущество получила глубокую
теоретическую разработку первоначально в работах А. В. Бенедиктова
(см.: Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собствен-
ность. М.- Л., 1948, с. 323 и след.), а затем дальнейшее развитие полу-
чила в работах С. Н. Братуся, Д. М. Генкина, Ю. К. Толстого, С. М. Кор-
неева н многих других (см.: Братусь С. Н. Важный этап в развитии со-
ветского гражданского законодательства.- Советское государство
и право, 1962, № 2. Генкин Д. М. Оперативное управление как институт
советского гражданского права.- Советская юстиция, 1963, № 9, Кор-
неев С. М. Право государственной социалистической собственности. М.,
1964; Якушев В. С. Юридическая личность государственного производ-
ственного предприятия. Свердловск, 1973, с. 38).

-327-

признаны в установленном порядке юридическими лица-
ми. Взаимосвязь права оперативного управления с юри-
дической личностью социалистических организаций оче-
видна: обе эти правовые категории обусловлены одними
и теми же объективными экономическими условиями
функционирования социалистического производства -
товарным производством, хозяйственным расчетом
и применением таких экономических рычагов, как стои-
мость, деньги, кредит и т. п. Структурные подразделения
производственного объединения межхозяйственной орга-
низации, производственные единицы, отделы, цехи.
участки, бригады и т.п. не обладают и не могут обладать
правом оперативного управления имуществом, за-
крепленным за ними, поскольку они не могут быть при-
знаны юридическими лицами. Органы управления (ми-
нистерства, ведомства и др.), осуществляющие плановое
руководство предприятиями, производственными объеди-

нениями, межколхозными объединениями, издают адми-
нистративные акты по наделению последних имуществом,
перераспределению имущества и т. д. Указанными дей-
ствиями органы управления осуществляют право госу-
дарственной собственности, но не право оперативного уп-
равления.

Содержание права оперативного управления. В соот-
ветствии со ст. 26 Основ право оперативного управления
создает юридическую возможность для социалистической
организации владеть, пользоваться и распоряжаться за-
крепленным за нею имуществом в пределах, установлен-
ных законом, в соответствии с целями деятельности и на-
значением имущества. Правомочия по владению, пользо-
ванию и распоряжению в совокупности образуют содер-
жание субъективного права оперативного управления.

Однако указанные правомочия составляют содержание не
только данного права, но прежде всего права собствен-
ности, поэтому необходимо иметь в виду те различия, ко-
торые существуют между субъективными правами (уп-
равления и собственности).

Право оперативного управления производно от права
общественной собственности. Как известно, право собст-
венности существует самостоятельно, независимо от ка-
ких-либо других гражданских прав. Существование же
права оперативного управления в отрыве от права социа-
листической собственности невозможно. Так, например,
государственные производственные объединения, пред-
приятия и организации имеют право оперативного управ-

-328-

ления постольку, поскольку они созданы государством
и наделены правами на имущество, закрепленное за ними.
Они могут быть ликвидированы государством, а следова-
тельно, прекращается и их право на имущество. Равным
образом межколхозные, государственно-колхозные орга-
низации создаются по воле колхозов, а также государст-
ва и колхозов - субъектов права собственности - и на-
деляются правом оперативного управления на за-
крепленное за ними имущество.

Право оперативного управления является зависимым
от права собственности еще и потому, что объем этого
права устанавливается собственником имущества. Так,
согласно ст. 26/1 Основ социалистические организации
осуществляют владение, пользование и распоряжение
имуществом: 1) в пределах, установленных законом, по-
становлениями и иными нормативными актами; 2) в со-
ответствии с целями деятельности данной организации
(которая предопределяется собственником): 3) на осно-
вании плановых заданий, утвержденных государством как
собственником, 4) в соответствии с назначением иму-
щества (также предопределяемом собственником).


Для права оперативного управления характерна тес-
ная связь с обязанностями социалистических организа-
ций. Каждое из правомочий, входящих в право оператив-
ного управления, содержит одновременно определенный
элемент обязанности социалистической организации перед
государством. Организация, приобретая право владения
имуществом, вместе с тем обязывается тщательно учиты-
вать все материальные ценности, строго соблюдать пра-
вила хранения имущества и т. д. Право пользования,
означающее возможность извлечения выгод, использова-
ния полезных свойств, эксплуатации материальных объ-
ектов, одновременно налагает на социалистические орга-
низации обязанность использовать имущество наиболее
эффективно, правильно эксплуатировать здания, соору-
жения и оборудование, соблюдать строгую экономию
в расходовании материальных и денежных средств (п.
22 Положения о предприятии, п. 123 Положения о произ-
водственном объединении). Право распоряжения, предо-

<< Предыдущая

стр. 64
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>