<< Предыдущая

стр. 65
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ставляющее возможность совершать действия, на-
правленные на изменение юридической принадлежности
имущества, для социалистических организаций означает
одновременно обязанность распоряжаться имуществом
определенным образом. Так, производственное объедине-
ние, предприятие обязано реализовать изготовляемую ими

-329-

продукцию в соответствии с утвержденными планами
и заключенными договорами и т. л.

Право оперативного управления для разных социа-
листических организаций по объему неодинаково. Так,
производственные объединения и предприятия обладают
более широкими правомочиями по сравнению с госбюд-
жетными учреждениями. Кроме того, предприятия, про-
изводственные объединения также имеют неодинаковый
объем правомочий. Это зависит от специфики производ-
ственной, хозяйственной и иной деятельности организа-
ций. Констатируя производный характер права оператив-
ного управления от права собственности, необходимо
подчеркнуть, что оперативная самостоятельность социа-
листических организаций весьма значительная и позво-
ляет утверждать, что право оперативного управления яв-
ляется относительно самостоятельным, вещным и абсо-
лютным наряду с правом собственности.

Защита права оперативного управления осуществля-
ется так же, как и права собственности, виндикационным
и негаторным исками, а также обязательственно-право-
выми исками.

-330-

7. Правовой режим имущества государственных
хозрасчетных организаций

Правовой режим имущества - это предусмотренный
нормами права порядок приобретения имущества хозрас-
четными организациями, объем их прав и обязанностей по
владению, пользованию и распоряжению им (право опе-
ративного управления), осуществление этих прав, а также
пределы права распоряжения указанным имуществом со
стороны вышестоящих органов управления. (*1).

Нормы, определяющие правовой режим имущества
государственных хозрасчетных организаций, содержатся
в ряде законов и подзаконных актов. Принципиальные
положения отражены в Конституции СССР и в конститу-
циях союзных и автономных республик, в которых за-
креплено незыблемое правило об общенародном харак-
тере государственной социалистической собственности.
В Основах гражданского законодательства (ст. 21-

(**1) См.: Корнеев С. М. Имущественная самостоятельность предприя-
тий в условиях экономической реформы. М., 1969, с. 12 и след. См. так-
же: Заменгоф З. М. Правовой режим имущества хозяйственных органов.
М., 1972; Полонский Э. Г. Право оперативного управления государст-
венным имуществом, М., 1980.

-330-

22), гражданских кодексах союзных республик (ст.
94-98) предусмотрены специальные нормы. Наиболее
детально правовой режим имущества государственных
хозрасчетных организаций регламентируется Положением
о социалистическом государственном производственном
предприятии, Положением о производственном объеди-
нении (комбинате), Общим положением о всесоюзном
и республиканском промышленном объединении.

Имущество, находящееся в оперативном управлении
государственных организаций, неоднородно по своему
экономическому назначению. Оно подразделяется на
фонды (средства), каждый из которых имеет определен-
ное хозяйственное назначение и особый правовой режим.
Все имущество государственных хозяйственных органи-
заций подразделяется на: 1) основные фонды (средства),
к которым относятся здания, сооружения, оборудование,
транспортные средства и другие объекты длительного
пользования, 2) оборотные фонды, включающие сырье,
материалы, топливо, полуфабрикаты и другие предметы
труда, готовую продукцию и эксплуатационные денежные
средства. В стоимостном выражении взятые вместе оборот-
ные фонды, готовая продукция и денежные средства со-
ставляют оборотные средства; 3) специальные фонды,
создаваемые в определенном порядке для конкретных це-
лей (амортизационный фонд, фонд материального поощ-
рения рабочих и служащих и др.).

Указанное подразделение фондов основано на эконо-
мических признаках средств и предметов труда, исполь-
зуемых в процессе социалистического производства.
Средства труда относятся к основным фондам, они об-
служивают производство в течение длительного времени,
сохраняя свою натуральную форму. Стоимость средств
труда переходит на создаваемый продукт постепенно, по
мере износа. Однако в целях более четкого разграничения
имущества на фонды (средства), удобства их учета
и правильного использования нормами права допускается
зачисление имущества в основные или оборотные фонды
в зависимости от стоимости и срока службы (например,
инструменты сроком службы менее года и стоимостью ни-
же определенного лимита относятся к оборотным сред-
ствам).

В соответствии с п. 11 Положения о предприятии, п.
38 Положения о производственном объединении за-
крепленные за производственным объединением, пред-
приятием основные и оборотные средства образуют его

-331-

уставный фонд, который выражается в денежной сумме
(в рублях). Следовательно, он включает в себя стоимость
основных средств и сумму оборотных средств, специаль-
ные же средства не входят в уставный фонд. В момент
создания предприятия его уставный фонд равен стоимости
основных и оборотных средств. В период деятельности
размер его уставного фонда может изменяться в сторону
увеличения или уменьшения. Так, стоимость вновь возве-
денных построек, сооружений, приобретенных станков.
машин и др. увеличивает уставной фонд. Наоборот, стои-
мость основных средств, утративших производственное
значение, списывается с баланса предприятия (уменьше-
ние уставного фонда). Аналогичное положение имеет
место в случае передачи тех или иных объектов другим
предприятиям в предписанном законом порядке. Размер
уставного фонда фиксируется в балансе предприятия,
в котором указывается состав имущества, его стоимость,
источники образования и движения (списание, приобре-
тение, строительство и т. д.).

Основные фонды производственного
объединения, предприятия и их право-
вой режим. В состав основных фондов входят здания,
сооружения, машины, оборудование, передаточные уст-
ройства, многолетние насаждения, взрослый и продук-
тивный скот и т. д. Согласно Положению о бухгалтерских
отчетах и балансах от 29 июня 1979 г. (СП СССР,
1979, № 19, ст. 121) к основным фондам относятся пред-
меты, которые обслуживают производство более одного
года, а также инструмент и инвентарь стоимостью не ме-
нее 100 руб. за единицу, если министерством или ведом-
ством не установлен иной лимит в пределах 100 руб. По-
нятием основные фонды охватываются материальные
ценности в их натурально-вещественной форме (здания.
станок, машина и т. д.), когда же речь идет о стоимости
этого имущества, то по общему правилу применяется по-
нятие основные средства.

Первоначальным источником приобретения производ-
ственным объединением, предприятием основных фондов
является общегосударственный фонд, из которого орга-
низациям выделяются оборудование, машины и т. д.
В последующем происходит рост и обновление основных
фондов в процессе их деятельности. Расширение указан-
ных объектов осуществляется за счет средств капиталь-
ных вложений. На предприятиях, переведенных на новую

систему планирования и экономического стимулирования

-332-

производства, финансирование капитальных вложений
осуществляется прежде всего за счет средств самой орга-
низации (фонда развития производства, создаваемого
путем отчислений от прибыли предприятия), либо за счет
кредитов банка. Средства предприятия и банковские кре-
диты относятся к нецентрализованным капитальным вло-
жениям, роль которых все более возрастает.

Юридические основания для приобретения производ-
ственным объединением, предприятием права оператив-
ного управления на новые материальные объекты разно-
образны. При строительстве новых объектов, реконструк-
ции ранее действовавших цехов, отделов юридическим
фактом является акт приемки объекта. Многие матери-
альные объекты, относящиеся к основным фондам (ма-
шины, инвентарь и др.), предприятие приобретает по до-
говорам поставки, купли-продажи. Хозяйственная орга-
низация, имеющая на праве оперативного управления
основные фонды, осуществляет права владения, пользо-
вания и распоряжения ими.

Право владения основными фондами как основанную
на законе возможность обладания имуществом предпри-
ятие осуществляет, в частности, путем их учета и инвен-
таризации в соответствии с установленным государствен-
ным порядком. Осуществление права владения проявля-
ется также в организации хранения и контроля за пра-
вильным содержанием материальных ценностей. Учет,
инвентаризация и хранение составляют не только право,
но и обязанность предприятия.

Право пользования основными фондами как основан-
ную на законе юридическую возможность эксплуатации
имущества производственное объединение, предприятие
осуществляют в процессе своей производственно-хозяй-
ственной деятельности в строгом соответствии с назначе-
нием имущества. Общие правила о праве пользования
содержатся в ст. 21 Основ, ст. 94 ГК, а также в Положе-
нии о предприятии и в Положении о производственном
объединении. В соответствии с п. 23 Положения о пред-
приятии и п. 4 Положения о производственном объедине-
нии предприятие, осуществляющее производственно-хо-
зяйственную деятельность на основе плана и хозяйствен-
ного расчета, обеспечивает достижение наибольших ре-
зультатов при наименьших затратах трудовых, матери-
альных и финансовых ресурсов, максимально использует
производственные мощности, внутрихозяйственные ре-
зервы, предоставленную в его пользование землю и другие

-333-

природные ресурсы, строго соблюдает режим экономии,
внедряет новейшие достижения науки, техники и передо-
вого опыта и т. д. Следовательно, общий принцип осу-
ществления права пользования основными фондами сво-
дится к тому. чтобы имеющиеся производственные мощ-
ности давали наибольший экономический эффект. Это
одновременно и право, и обязанность предприятия.

Право распоряжения основными фондами предостав-
лено производственному объединению, предприятию
в порядке и пределах, установленных нормативными ак-
тами. Объем права распоряжения зависит, в частности, от
характера материальных объектов, относящихся к основ-
ным фондам. Так, передача зданий и сооружений, по дей-
ствующему законодательству, не может осуществляться
самими предприятиями, организациями, так как они не
имеют права отчуждения этих объектов. При необходи-
мости здания и сооружения передаются от одних госу-
дарственных организаций другим по решениям соответ-
ствующих государственных органов безвозмездно. В этих
случаях согласия организаций не требуется, поскольку
они обязаны подчиниться предписанию вышестоящего
государственного органа. В соответствии со ст. 22 Основ
(ст. 96 ГК) порядок передачи зданий и сооружений опре-
деляется законодательством Союза ССР и союзных рес-
публик. Передача зданий, сооружений означает переход
права оперативного управления от одной государственной
организации к другой.

Иной порядок предусмотрен для передачи зданий
и сооружений кооперативным и общественным организа-
циям. В этом случае с момента передачи объекта право
собственности на него переходит от государства к соот-
ветствующей кооперативной (общественной) организа-
ции. В зависимости от подчиненности государственного
органа, передающего здание, сооружение в собственность
кооперативной или общественной организации, издается
соответствующий акт министерства (ведомства) СССР
или Совета Министров союзной республики. В союзных
республиках решение этих вопросов в значительной мере
возлагается на министерства и ведомства, а также ис-
полкомы местных Советов.

Кооперативным и другим общественным организациям
здания и сооружения передаются за плату по инвентари-
зационной оценке (балансовая стоимость за вычетом из-
носа). По решению республиканских министерств и ве-
домств в виде исключения допускается безвозмездная пе-

-334-

редача зданий и сооружений кооперативным и другим
общественным организациям в случае невозможности пе-
редачи их возмездно. Профсоюзным и другим обществен-

<< Предыдущая

стр. 65
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>