<< Предыдущая

стр. 67
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

о производственном объединении, п. 66 Положения
о предприятии последние осуществляют сбыт продукции
по договорам поставки, за исключением случаев, когда
законодательством предусмотрен иной порядок. Если
продукция, распределяемая в плановом порядке, не нахо-
дит сбыта, то объединение, предприятие может восполь-
зоваться предоставленным ему правом реализовать ее по
своему усмотрению другим государственным и коопера-
тивным организациям, в том числе колхозам.

Специальные фонды производствен-
ных объединений, предприятий не входят
в их уставный фонд (основные и оборотные средства). Это
денежные суммы, выделяемые и пополняемые из источни-
ков, предусмотренных законом, имеющие целевое назна-
чение. Расходование средств специальных фондов осу-
ществляется в порядке, установленном государством.
Основным источником образования специальных фондов
является прибыль производственного объединения, пред-
приятия. Размеры отчислений от прибыли в эти фонды
определяются государством. К числу основных видов
спецфондов относятся следующие.

Амортизационный фонд, образуемый из амортизаци-
онных отчислений в определенных размерах и предназна-
ченный на капитальный ремонт, реконструкцию и модер-
низацию основных фондов. Денежные суммы указанного
фонда, как правило, хранятся на особом счете по капи-
тальному ремонту и отпускаются банком только для це-
левого назначения - капитальный ремонт и модерниза-
цию основных фондов. За счет этих средств объединения,
предприятия могут приобретать детали и узлы, необходи-

-340-

мые для капитального ремонта. Если объединение, пред-
приятие находит экономически более целесообразным
вместо капитального ремонта оборудования приобрести
новое, то оно может израсходовать на эти цели аморти-
зационные средства, предназначенные на капитальный
ремонт (п. 50 Положения о производственном объедине-
нии, п. 13 Положения о предприятии).

Фонды экономического стимулирования. На предпри-
ятиях, объединениях создаются специальные фонды: ма-
териального поощрения, социально-культурных меропри-
ятий и жилищного строительства: развития производства.

Фонд материального поощрения предназначается для
премирования работников объединений, предприятий,
вознаграждения за годовые итоги работы объединений,
предприятий, а также для оказания единовременной по-
мощи работникам. Распределение средств фонда матери-
ального поощрения по указанным направлениям решается
объединением, предприятием самостоятельно-его ад-
министрацией с обязательным участием профсоюзной
организации. Фонд социально-культурных мероприятий
и жилищного строительства используется для строитель-
ства и капитального ремонта жилых домов и культурно-
бытовых учреждений, а также для улучшения культурно-
бытового обслуживания рабочих, инженерно-технических
работников и служащих объединения, предприятия.
Средства указанного фонда могут быть использованы для
строительства жилых домов и учреждений культурно-бы-
тового назначения. Вся жилая площадь, построенная за
счет средств этого фонда, используется для удовлетворе-
ния нужд работников предприятия и распределяется са-
мим предприятием с последующим сообщением об этом
исполкому местного Совета. Фонд развития производства
предназначается для финансирования капитальных вло-
жений по внедрению новой техники, механизации и авто-
матизации, модернизации оборудования, обновлению
основных фондов, а также для других мероприятий по
развитию производства. Правомочия трудовых коллекти-
вов в распределении и использовании указанных фондов
объединений, предприятий весьма широки. Трудовые
коллективы участвуют в обсуждении и одобряют сметы
расходования этих фондов, контролируют их выполнение
(ст. 14 Закона о трудовых коллективах).

Фонд ширпотреба создается на объединениях и пред-
приятиях, если они выпускают товары широкого потреб-
ления и изделия производственного назначения из отхо-

-341-

дов производства. Указанный фонд имеет цель экономи-
чески стимулировать производство товаров широкого по-
требления из отходов, с тем чтобы максимально исполь-
зовать промышленные отходы и удовлетворять растущие
потребности населения в соответствующих товарах. Вся
прибыль, полученная от реализации (товаров и изделий
производственного назначения), полностью остается
в распоряжении объединений, предприятий и используется
в порядке, установленном Советом Министров СССР.
Право владения, пользования и распоряжения фондом
ширпотреба объединение, предприятие осуществляет
с учетом необходимости расширения производства

и дальнейшего повышения качества товаров народного
потребления, а также удовлетворения потребностей кол-
лектива рабочих и служащих в жилой площади и т. д.

Обращение взысканий на имущество
хозрасчетных организаций. Хозрасчетные
организации отвечают по своим обязательствам за-
крепленным за ними имуществом, на которое по законо-
дательству Союза ССР и союзных республик может быть
обращено взыскание (ст. 13 Основ, ст. 32 ГК). Основные
фонды хозяйственных организаций составляют наиболее
важную часть национального богатства нашей страны,
поэтому государство охраняет их неприкосновенность
в случаях, когда предприятие, объединение оказывается
неисправным должником и возникает необходимость по-
гашения задолженности из стоимости имеющегося у него
имущества.

В соответствии со ст. 22 Основ (ст. 98 ГК) на основные
фонды (средства) не может быть обращено взыскание по
претензиям кредиторов и они не могут быть предметом
залога. Взыскание обращается на денежные средства
и иное имущество предприятий, организаций. При отсут-
ствии денежных средств допустимо обращение взыскания
на оборотные фонды (материалы, сырье, полуфабрикаты,
топливо и др.) лишь в таких пределах, чтобы не была на-
рушена нормальная деятельность должника. Это означа-
ет, что обратить взыскание можно на неиспользуемые
оборотные фонды, а также на сверхнормативные их запа-
сы. Главным объектом взыскания являются денежные
оборотные средства. Согласно ст. 57 Основ гражданского
судопроизводства взыскание с государственных органи-
заций по претензиям кредиторов обращается на денежные
средства должника, находящиеся в кредитных учрежде-
ниях, по правилам, установленным законодательством

-342-

Союза ССР. Требования, связанные с капитальным стро-
ительством, удовлетворяются только со специальных сче-
тов по капитальному строительству.

Имущественные фонды государствен-
ных учреждений подразделяются на основные
сродства и материалы. К основным средствам относятся
предметы, которые служат более одного года независимо

от их стоимости или стоят не менее 100 руб. за единицу
независимо от срока службы. Некоторые предметы отне-
сены к основным фондам независимо от стоимости и срока
службы. Остальное имущество учитывается в составе ма-
териалов. Все закрепленное за учреждениями имущество
принадлежит им на праве оперативного управления.
Объем правомочий по владению, пользованию и распоря-
жению имуществом государственных учреждений значи-
тельно уже по сравнению с правомочиями хозрасчетных
организаций. Объясняется это тем, что государственные
учреждения не занимаются производственной или иной
хозяйственной деятельностью, а выполняют администра-
тивные, социально-культурные и иные подобные функции
(вузы, школы, библиотеки и т. д.). Большинство таких
организаций финансируется из государственного бюдже-
та. Расходование денежных средств предопределяется
бюджетными сметами, строго регламентирующими целе-
вое назначение конкретных видов денежных средств.

-343-

ГЛ А В А 15

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КОЛХОЗОВ,
ИНЫХ КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1. Колхозно-кооперативная собственность
как одна из форм социалистической собственности.
Понятие права колхозно-кооперативной
собственности

Определение и значение права колхозно-кооператив-
ной собственности. Институт права колхозно-кооператив-
ной собственности регулирует отношения групповой фор-
мы социалистической собственности, к которой относится

-343-

также собственность профсоюзов и других общественных
организаций.

Социалистический характер колхозно-кооперативной
собственности выражается в том, что она является собст-
венностью коллективной, предполагающей социалисти-
ческую организацию труда, исключающей эксплуатацию
человека человеком. В условиях политической власти
трудящихся, при государственной собственности, имею-
щей ведущее значение, собственность колхозов и иных
кооперативных организаций используется в интересах как
их членов, так и всего советского народа. Именно поэтому
колхозно-кооперативная собственность вместе с государ-
ственной составляет основу экономической системы СССР
(ст. 10 Конституции СССР), а колхозы вместе с совхоза-
ми - основу социалистического сельского хозяйства,
имеющего решающее значение для реализации Продо-
вольственной программы.

Понятие права колхозно-кооперативной собственности.
Колхозно-кооперативная собственность, являясь одно-
типной с государственной собственностью, характеризу-
ется, однако, некоторыми особенностями.

От государственной колхозно-кооперативная собст-
венность отличается прежде всего меньшей степенью
обобществления материальных благ. Субъектами ее яв-
ляются отдельные коллективы трудящихся, а не советский
народ в целом. Поэтому колхозно-кооперативная собствен-
ность в отличие от государственной не образует единого
фонда, и, следовательно, при переходе имущества коопе-
ративной организации к другим лицам, в том числе и
к иным кооперативным, а также к государственным орга-
низациям происходит смена собственника этого иму-
щества.

Колхозно-кооперативная собственность отличается
также по объектам, круг которых уже в сравнении
с собственностью государства. В частности, в собствен-
ности колхозов и иных кооперативных организаций не
могут состоять объекты, являющиеся исключительной
собственностью государства (ст. 95 ГК).

Колхозно-кооперативная собственность была создана
при реализации ленинского кооперативного плана путем
добровольного объединения части имущества вступавших
в колхозы и иные кооперативы граждан, что определяет
особенности организации труда и правового режима иму-
щества колхозов и кооперативных организаций. Трудовые
отношения возникают и существуют здесь преимущест-

-344-

венно на основе членства в той или иной кооперативной
организации, а не на основе трудового договора, как это
имеет место в государственных организациях. Управление
имуществом производится согласно правилам внутрико-
оперативной демократии. Доходы колхозов, иных коопе-
ративных организаций являются их собственностью. Они
служат источником средств как для развития колхозно-
кооперативного хозяйства, так и для оплаты труда, в том
числе дополнительной, представляющей собой частичное
распределение между членами кооператива чистого
дохода.

Экономический расцвет колхозов, рост их обществен-
ных богатств обусловливает постепенное сближение двух
основных форм социалистической (государственной
и колхозно-кооперативной) собственности, что в перспек-
тиве приведет их к слиянию в единую коммунистическую
собственность. Государство содействует развитию кол-
хозно-кооперативной собственности и ее сближению с го-
сударственной (ст. 12 Конституции СССР).

Сближение колхозно-кооперативной и общенародной
собственности происходит по следующим направлениям.
Во-первых, интенсивно развиваются общественные неде-
лимые фонды колхозов. Во-вторых, огромный размах
приобретает вклад государственных средств в сельское
хозяйство страны. В-третьих, всеохватывающий характер
получают межколхозные и государственно-колхозные
связи (в частности, развитие производственных объеди-
нений и агропромышленных организаций), означающие
повышение степени обобществления колхозной собст-
венности. В-четвертых, внедрение в колхозах принципи-

<< Предыдущая

стр. 67
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>