<< Предыдущая

стр. 7
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

венности, а также в целом ряде норм других гражданско-
правовых институтов (например, в обязательственном
праве). Необходимость преимущественной защиты госу-
дарственной социалистической собственности объясняется
тем, что именно она составляет ядро нашей социалисти-
ческой экономики, занимает ведущее место не только по
отношению к личной собственности граждан, но и к иным
формам социалистической собственности (собственность
колхозов и иных кооперативных организаций, собствен-
ность общественных организаций).
Принцип равенства субъектов гражданского права.
Существо его определяется самим типом социалисти-
ческих общественных отношений, которые характеризу-
ются как отношения равноправных, свободных от эксплу-
атации людей. Нормы гражданского права отражают
и закрепляют это равенство лиц, выступающих в качестве
участников гражданских правоотношений.

Принцип свободы в осуществлении гражданских прав в
соответствии с их социальным назначением и добросо-

-29-

вестность в исполнении гражданских обязанностей. В на-
иболее общей форме существенные моменты данного
принципа нашли свое отраженной закрепление в предпи-
саниях гражданского закона об осуществлении граждан-
ских прав и исполнении гражданских обязанностей.
В частности, в соответствии со ст. 5 Основ, ст. 5 ГК граж-
данские права охраняются законом, за исключением слу-
чаев, когда они осуществляются в противоречии с назна-
чением этих прав в социалистическом обществе.

-30-

4. Единство гражданского права
социалистических стран

Единство гражданского права социалистических стран

определяется социалистическим единством экономи-
ческих, политических и теоретических основ развития
гражданского законодательства в Советском Союзе и
в других странах социализма. Известно, что как в СССР,
так и в других социалистических странах экономическую
основу общества составляют социалистические производ-
ственные отношения, ядро которых - социалистическая
собственность на все важнейшие средства производства.
В странах социалистического содружества установлена
и успешно развивается социалистическая система хозяй-
ства, власть здесь принадлежит трудящимся.

Весьма существенно и то, что коммунистические и ра-
бочие партии социалистических стран в своей практи-
ческой деятельности по руководству строительством ком-
мунизма и социализма опираются на одно учение - мар-
ксизм-ленинизм. Именно эти экономические, политические
и идеологические факторы определяют единство цели
и задач, а в известной мере и общность способов их раз-
решения в ходе коммунистического и социалистического
строительства.

Творчески используя опыт нашего государства, брат-
ские коммунистические и рабочие партии исходят из тех
исторических, экономических и национальных особен-
ностей, которые присущи каждой отдельной стране, об-
ращая особое внимание на уровень достижений в строи-
тельстве социализма в своей стране. В силу этого между
правом Советского Союза и правом других стран социа-
листического содружества нет тождества, но есть единст-
во, основанное на указанных выше социальных (эконо-
мических, политических и идеологических) факторах.
Сказанное в полной мере относится и к единству граж-

-30-

данского права СССР с гражданским правом других со-
циалистических стран.

Становление и первоначальное развитие гражданского
законодательства в этих странах практически началось
с момента установления там власти трудящихся. Для
первого периода существования ряда народно-демокра-
тических государств было характерно положение, при ко-
тором допускалось использование норм дореволюционного
права. Конечно, речь шла не о механическом применении
буржуазных законов. Последние могли применяться лишь
в тех случаях и пределах, когда они не противоречили но-
вым социальным условиям и узаконениям новой демо-
кратической власти. Такое положение имело место в Ру-
мынии, Венгрии и в некоторых других странах. Юриди-
ческая база развития народно-демократического граж-
данского законодательства была заложена в принятых
соответствующими государствами конституциях, которые
отразили все важнейшие завоевания трудящихся.

Вместе с тем в ряде других стран уже в течение перво-
го периода их существования отменяется большинство
ранее действовавших законодательных актов. По такому
пути, например, пошло развитие гражданского законода-
тельства в Болгарии. Здесь гражданские законы, дей-
ствовавшие до народно-демократической революции, были
отменены и постепенно заменены новыми гражданскими
законами. Этот процесс создания новой гражданско-пра-
вовой системы начался сразу после 9 сентября 1944 г.
и развился в полной мере после принятия Конституции
НРБ.

В настоящее время гражданское законодательство
большинства социалистических стран кодифицировано;
приняты гражданские кодексы, а также богатые по своему
нормативному содержанию законодательные акты, охва-
тывающие своим регулированием широкий круг
общественных отношений.

Если сопоставить нормы гражданского законодатель-
ства социалистических стран, то нельзя не видеть опреде-
ленного рода особенностей, специфических правил и по-
ложений, отличающих, например, наше гражданское за-
конодательство от гражданского законодательства НРБ,
законодательство ПНР от законодательства ЧССР и т. д.
Но наличие такого рода особенностей, специфических
правил и норм ни в коей мере не устраняет того положе-
ния, что как гражданское право Союза ССР, так и граж-
данское право других социалистических стран едины по

-31-

своим целям и типу. Законодательство всех социалисти-
ческих стран является исторически высшей формой пра-
ва - правом победившего социализма. (*1).

(**1) Более подробно о вопросах данного параграфа см.: Суханов Е. А.
Гражданское и хозяйственное право европейских социалистических го-
гударств - членов СЭВ. М., 1984.

-32-

5. Классово-политическая и социально-
экономическая противоположность советского
гражданского права буржуазному
гражданскому и торговому праву

Классово-политическая и социально-экономическая
противоположность советского гражданского права бур-
жуазному гражданскому и торговому праву определяется
теми материальными, политическими и идеологическими
основами, на которых зиждутся две противостоящие друг
другу системы права, их отдельные отрасли и институты.

Советское гражданское право базируется на социа-
листических производственных отношениях, исключающих
возможность эксплуатации чужого труда. Совершенно
противоположный характер носит экономическая основа
буржуазного гражданского права, суть которой состав-
ляет неудержимая погоня за максимальной прибылью.

В советском гражданском праве находит свое выра-
жение воля всего советского народа, всех трудящихся.
Буржуазное гражданское право - это возведенная в за-
кон воля политически господствующего класса, монопо-
листической буржуазии.

Установленный нормами советского гражданского
права порядок отвечает интересам советских трудящихся,
всего нашего общества. Буржуазное гражданское право
не может быть выразителем интересов всего общества,
состоящего из антагонистических классов.

Противоположны советское социалистическое граж-
данское право и буржуазное гражданское право и по
своим целям. Если цель первого заключается в обеспече-
нии правовыми средствами удовлетворения постоянно
растущих материальных и культурных потребностей, то
второго - в обеспечении выколачивания максимально
высокой монополистической прибыли. (*2).

(**2) Развернутую характеристику и критику основных положении бур-
жуазного права см.: Гражданское и торговое право капиталистических
стран/ Под ред. В. П. Мозолина и М. И. Кулагина. М., 1980, с. 3 и след.

-32-

6. Отграничение советского гражданского права
от других отраслей советского права

Отграничение советского граждан-
ского права от других отраслей совет-
ского социалистического права осуществ-
ляется по предметному признаку, т. е. по кругу тех
общественных отношений, которые регулируются соот-
ветствующей отраслью права, с учетом метода правового
регулирования, присущего каждой отдельной отрасли
права. Как правило, не вызывает особых затруднений
разграничение норм гражданского права и права уголов-
ного, гражданского права и права государственного, чего
нельзя сказать в некоторых случаях при разграничении
норм гражданского права и норм административного,
трудового, земельного, колхозного и семейного права. При
отграничении гражданско-правовых норм здесь прихо-
дится использовать как характеристику предмета, так
и особенности метода гражданско-правового регулиро-
вания.

Отграничение гражданского права
от административного. Административные от-
ношения в отличие от отношений, регулируемых граж-
данским правом, складываются в сфере исполнительно-
распорядительной деятельности государственных органов.
Так, например, при поставке определенного вида продук-
ции внутри ведомства складываются две группы различ-
ных, но связанных между собой отношений. Одна груп-
па - это отношения между предприятием - изготовите-
лем продукции (поставщиком) и предприятием, получа-
ющим эту продукцию по договору поставки (покупате-
лем). Вторая группа -отношения каждого из названных
предприятий с ведомством, которое осуществляет плани-
рование производства и реализацию (распределение) со-
ответствующей продукции. Отношения первой из указан-
ных групп регулируются нормами гражданского права,
второй-нормами административного права. Участники
договора поставки, как и иных гражданских договоров,
находятся в юридически равном положении. Иная картина
в правовых связях каждой из сторон этого договора с ве-
домством; поставщик и покупатель продукции, находясь
в административных отношениях с ведомством, состоят
в подчинении этого органа государственного управления.

Признак подчиненности одной стороны правоотноше-
ния другой его стороне является наиболее характерным

-33-

для административно-правового метода регулирования
общественных отношений. Следовательно, разграничение
между советским гражданским правом и правом адми-
нистративным можно провести по предметному признаку
(по кругу регулируемых общественных отношений)
с учетом метода правового регулирования (с одной сто-
роны,-<юридическое равенство>, с другой -<власть
и подчинение>).

По этим же признакам осуществляется отграни-
чение гражданского права от финансо-
вого, которое регулирует отношения, складывающиеся
в сфере осуществления государством его финансовой
(бюджетной, эмиссионной и др.) и налоговой деятель-
ности.

Земельное право регулирует отношения по управлению
государственным земельным фондом, определяет режим
землепользования различными частями единого государ-
ственного фонда. Метод правового регулирования зе-
мельного права ничем существенным от метода адми-
нистративно-правового регулирования не отличается:
участники земельных правоотношений находятся в связи,
которая характеризуется подчинением одной из сторон
правоотношения другой. В этом состоит одно из важней-
ших отличий земельного права от права
гражданского. Другим, не менее характерным об-
стоятельством является то, что объектом земельных пра-
воотношений выступают определенные части государст-
венного земельного фонда. Существование земельного
права в качестве самостоятельной отрасли советского
права определяется установлением исключительной
собственности государства на землю, ее недра, леса
и воды.

Отграничение гражданского права от
колхозного. Отношения, регулируемые колхозным

<< Предыдущая

стр. 7
(из 104 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>