стр. 1
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

БЕСЕДЫ О СОВЕТСКОМ ЗАКОНЕ
С. Чернышева

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
И ЗАКОН

МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ
1980

Под общей редакцией
кандидата юридических наук
М. М. Славина

Чернышева С. А.

Ч 49 Художественное творчество и закон.-М.; Моск.
рабочий, 1980,-96 с.

Издательство <Московский рабочий> совместно с Институтом го-
сударства и права Академии Наук СССР продолжает выпуск серии
популярных брошюр <беседы о советском законе>.

Данная брошюра, написанная на основе действующего законода-
тельства об авторском праве, освещает важные вопросы внутрисоюз-
ного и международного правового регулирования отношений в сфера
художественного творчества, знакомит с положениями новой Консти-
туции СССР, касающимися художественного творчества, охраны, пре-

умножения и использования культурных ценностей.

Рассчитана на широкий круг читателей.

11002-055 ВБК 67.99(2)3
М172(03)-80

(С) Издательство <Московский рабочий>, 1980 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение .................... 3
2 Творческие союзы-объединения художественной интеллигенции ...................... 11
3 Законодательство об авторском праве. Общая характеристика и принципы .................... 15
4 Субъекты художественного творчества ......... 27
5 Права авторов произведений литературы и искусства , . . . 33
6 Соавторство в художественном творчестве ........ 42
7 Произведения литературы и искусства как объекты правовой охраны ...................... 48
8 Способы использования произведении художественного творчества ...................... 58
9 Участие СССР в международной системе охраны авторских прав ...................... 81
10 Всесоюзное агентство по авторским правам: цели и формы деятельности ................... 89

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всех лет Советской власти Коммуни-
стическая партия и Советское государство постоянно
проявляли и проявляют заботу о развитии социалисти-
ческой культуры, обеспечении условий для всесторонне-
го и гармоничного развития личности.

Великая Октябрьская социалистическая революция
открыла доступ к богатствам культуры всем народам со-
ветского многонационального государства. Трудящиеся
различных национальностей, веками угнетавшиеся и экс-
плуатировавшиеся, включились в строительство новых
общественных отношений, новой духовной и материаль-
ной культуры. Освобождение от привычек и навыков
прошлого могло быть достигнуто человеком не в одиноч-
ку, а лишь всем обществом, которое развернуло плано-
мерную работу по ликвидации массовой неграмотности
и культурной отсталости народа.

Тяжелое наследие оставил царизм молодому Совет-
скому государству: 72 процента населения в возрасте от
9 до 49 лет были неграмотны. Свыше 40 народностей не
имели своей письменности. Уже в первых своих декретах
Советское государство наметило меры для изменения
этого положения. 26 декабря 1919 года В. И. Ленин под-
писал декрет <О ликвидации безграмотности среди насе-

-3-

ления РСФСР>. В 1920 году по предложению В. И. Ле-
нина была создана Чрезвычайная комиссия по ликвида-
ции безграмотности, а в 1923-м образовалось доброволь-
ное общество <Долой неграмотность!>, которое возглавил
Председатель ВЦИК М. И. Калинин.

Вся последующая работа по ликвидации неграмотно-
сти и построению новой системы народного образования
была постоянно предметом рассмотрения партийных
съездов, находила отражение в их решениях и резолю-
циях.

VIII съезд РКП(б) наметил программу бесплатного
и обязательного общего и политехнического образования
для всех детей до 17 лет, полного осуществления прин-
ципов единой трудовой школы с преподаванием на род-
ном языке с совместным обучением детей обоего пола.

XIV (1925 г.) и XV (1927 г.) съезды партии постави-
ли задачу повышения культурно-технического уровня
трудящихся. Особое внимание уделялось молодежи и по-
вышению ее общеобразовательной подготовки.

В развитие решений XVI съезда партии ЦК ВКП(б)
принял 25 июля 1930 года постановление <О всеобщем
обязательном начальном обучении>. На XVII съезде пар-
тии в 1934 году речь шла о завершении во второй пяти-
летке всеобщего семилетнего образования в деревне.
К основным задачам в области образования XXII съезд
партии отнес осуществление всеобщего обязательного
среднего образования.

Такое внимание со стороны партии и Советского го-
сударства к образованию, народа, повышению его созна-
тельности и активности не случайно. В этом партия и го-
сударство видели первооснову общей культуры трудя-
щихся, которая должна была способствовать приобще-
нию их к пользованию всеми богатствами культуры, а
также участию в создании новых культурных ценностей.
Коммунистическая партия и Советское государство

-4-

одновременно с заботой об образовании народа вели ог-
ромную работу, связанную с формированием молодой
художественной интеллигенции, ее идейно-политическим
воспитанием, привлечением к практике социалистическо-
го и коммунистического строительства. С первых лет Со-
ветской власти партия направляла деятельность различ-
ных творческих объединений и групп, пресекала попыт-
ки изолировать искусство от важнейших задач проле-
тарской диктатуры. Серьезное внимание уделялось про-
летарской молодежи, пришедшей в литературу и искус-
ство.

XIII съезд РКП(б), обсуждавший вопрос о работе с
молодыми писателями и поэтами, записал в своей резо-
люции: <Основная работа партии в области художествен-
ной литературы должна ориентироваться на творчество
рабочих и крестьян, становящихся рабочими и крестьян-
скими писателями в процессе культурного подъема ши-
роких народных масс Советского Союза... Основным ус-
ловием роста рабоче-крестьянских писателей является
более серьезная художественная и политическая работа
их над собой и освобождение от узкой кружковщины, при
всемерном содействии партии, в частности партийной
литературной критики>.

Четкая программа работы с творческой молодежью
из среды рабочих и крестьян содержалась в партийных
документах различных лет. Наряду с идейно-политичес-
ким воспитанием творческой молодежи, повышением ее
профессионального мастерства ставилась задача укреп-
ления связи ее с практикой социалистического строитель-
ства.

Проявляя постоянную заботу о творческой интелли-
генции, Коммунистическая партия внимательно относит-
ся к ее творческим поискам, способствует развитию форм
и стилей искусства. Политика партии в области художе-
ственной культуры зафиксирована в решениях партий-

-5-

ных съездов, постановлениях ЦК КПСС <О литератур-
но-художественной критике>, <О мерах по дальнейшему
развитию советской кинематографии>, <О работе с твор-
ческой молодежью> и т. д. Учитывая, что литература и
искусство <всего менее поддаются механическому равне-
нию, нивелированию, господству большинства над мень-
шинством>, партия и Советское государство руководст-
вуются тем, что <в этом деле безусловно необходимо
обеспечение большего простора личной инициативе, ин-
дивидуальным склонностям, простора мысли и фанта-
зии, форме и содержанию>. (*1).

В своей повседневной работе с художественной ин-
теллигенцией партия исходит из этих ленинских указа-
ний. <Мы,-говорилось на XXIV съезде КПСС,-за вни-
мательное отношение к творческим поискам, за полное
раскрытие индивидуальности дарований и талантов, за
разнообразие и богатство форм и стилей, вырабаты-
ваемых на основе метода социалистического реали-
зма>. (*2).

Воспитывая у творческой интеллигенции активную
жизненную позицию, КПСС стремится увлечь художника
благородной задачей служения народу, сделать его убеж-
денным и активным участником преобразований общест-
ва на коммунистических началах. Партия уделяет вни-
мание нерешенным теоретическим и практическим воп-
росам, определяет пути дальнейшего развития и совер-
шенствования социалистической культуры. Осуществле-
ние политики партии в области культуры основано на
взаимопонимании между нею и творческими работника-
ми. Как отмечал на XXV съезде КПСС первый секретарь
правления Союза писателей СССР Г. М. Марков,
партия установила с творческими союзами, со всей ин-

(**1) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 101.
(**2) Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1972, с. 89.

-6-

теллигенцией, работающей в сфере духовного созидания,
взаимоотношения, полные гармонии. Эти взаимоотноше-
ния опираются на абсолютное доверие партии к мас-
терам литературы и искусства и безграничную предан-
ность работников всего фронта культуры своей родной
партии.

Общество развитого социализма, построенное в
СССР, заинтересовано в воспитании всех трудящихся в
духе высокой идейности и преданности социалистической
Родине, всестороннем, гармоничном развитии личности,
создании подлинного богатства духовной культуры.
В этой связи в постановлении ЦК КПСС от 26 апреля
1979 г. <О дальнейшем улучшении идеологической, поли-
тико-воспитательной работы> подчеркивалась необходи-
мость расширения тематики сообщений о внутренней и
международной жизни, повышения информационной
насыщенности публикуемых в газетах и журналах мате-
риалов, телевизионных и радиопередач. Газеты, журна-
лы, как говорится в постановлении, должны иметь свое
<лицо>, свой круг основных тем, подавать материалы в
присущем их профилю стиле и оформлении. Эти слова
партии в первую очередь обращены к писателям, журна-
листам, художникам, всем тем, кто создает духовные
ценности.

Итогом шестидесятилетнего развития Советского го-
сударства, его деятельности в различных сферах жизни
общества, в том числе и культуры, явилась Конституция
СССР 1977 года. Основной Закон страны значительно
углубляет, развивает, расширяет конкретные социально-
экономические, политические, культурные и личные пра-
ва, провозглашает новые права и свободы граждан, под-
крепляя их реальными гарантиями. Читая Конституцию
СССР 1977 года, мы встречаем почти в каждой из ее ста-
тей слова: <государство способствует>, <государство за-
ботится>, <государство поощряет> и т. п. Советское госу-

-7-

дарство предоставляет всем гражданам право пользо-
ваться достижениями культуры. Оно также глубоко заин-
тересовано в том, чтобы граждане активно участвовали в
создании духовных ценностей. Человек должен творить
новое, раскрывая при этом все свои творческие силы,
способности и дарования. Становясь социально активной
личностью, человек испытывает чувство сопричастности
к тому, что происходит в жизни трудового коллектива,
страны, мира. Участие в создании культурных ценностей
благотворно влияет на самого человека, совершенствуя
его, сочетая в нем духовное и нравственное начала.

Советское государство предоставляет всем гражданам
широкие возможности проявить свои дарования, избрать
делом своей жизни профессиональное искусство или
любительское народное творчество. Оба вида творче-
ства всемерно поощряются в СССР (ст. 27 Конститу-
ции).

Приведем несколько цифр: в стране действует 800 ты-
сяч кружков и коллективов художественной самодеятель-
ности, в которых занимаются 15 миллионов взрослых
и 10 миллионов учащихся, т. е. каждый десятый житель
нашей страны занимается художественным творчеством.

стр. 1
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>