<< Предыдущая

стр. 10
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В судебном порядке было рассмотрено дело Р., Л., М.
и Л. по иску к издательству о взыскании авторского воз-
награждения за издание словаря. Словарь многократно
издавался в 1955, 1956, 1963 и 1965 годах. Повторное его
издание, согласие на которое истцы дали в 1960 году,
осуществлялось в нарушение закона без оформления из-
дательского договора. Двухлетний срок, которым распо-
лагало издательство для выпуска книги, истек. После-
дующее издание словаря в 1965 году издательство не
вправе было осуществлять без заключения нового до-
говора с авторами, а тем более без выплаты им возна-
граждения. Требование авторов о взыскании вознаграж-
дения с издательства было удовлетворено судом.
Факт отсутствия договора или несоблюдение письмен-

-60-

ной формы договора не имеет существенного значения,
если произведение использовано. Этот момент особо под-
черкнут в постановлении Пленума Верховного Суда
СССР от 19 декабря 1967 года <О практике рассмотре-
ния судами споров, вытекающих из авторского права>.
В нем, в частности отмечается, что отсутствие договора
не может служить основанием для отказа автору или
его наследникам в выплате вознаграждения и в удовле-
творении других требований, вытекающих из авторского
права.

Наследница умершего автора Ф. узнала, что произ-
ведение ее мужа переиздано без ее согласия, без догово-
ра с ней и без выплаты вознаграждения. Однако отсутст-
вие договора не помешало взыскать причитающееся ей

вознаграждение. Права наследницы, таким образом,
были восстановлены.

Одно из существенных условий договора касается его
предмета, т. е. того произведения, которое автор пере-
дает организации-пользователю. Типовые авторские до-
говоры содержат требования, относящиеся не только к
оформлению рукописи, но и ее объему. Так, Типовой из-
дательский договор на литературные произведения
1975 года отмечает, что произведение, являющееся пред-
метом договора, должно относиться к определенному
виду литературы, жанру, соответствовать прилагаемому
к договору проспекту, заявке, плану и т. д.

В Типовом сценарном договоре для художественных
многосерийных телефильмов 1975 года требования к
предмету договора сформулированы более конкретно.
Отмечается, что сценарий должен соответствовать ут-
вержденной телевидением творческой заявке, излагаю-
щей основную идею, сюжетный замысел и характеристи-
ку главных действующих лиц.

В Типовом сценарном договоре для художественных
фильмов 1978 года говорится, что литературный сцена-

-61-

рий должен соответствовать утвержденной студией
творческой заявке, излагающей основную идею, сюжет-
ный замысел, характеристику главных действующих
лиц будущего сценария, содержать полное и последова-
тельное описание действия, диалоги и представлять со-
бой законченное кинодраматургическое произведение.

Аналогичные требования содержатся во всех типо-
вых авторских договорах. Необходимость установления
определенных условий, которым должно отвечать про-
изведение, связана с его дальнейшей оценкой и приня-
тием решения об использовании.

Те организации, которые получают по договору
рукопись, эскиз произведения, будь то издательство, ки-
ностудия, театр и т. д., осуществляют оценку произведе-
ния. Ее результаты излагаются в извещении, направляе-
мом автору. Они выражаются в одобрении произведе-
ния, в его отклонении по основаниям, предусмотренным
в договоре, в требовании доработать произведение с
точным указанием существа необходимых исправлений в
пределах условий договора.

По договору с издательством П. написал и передал
ему свою рукопись. Автору были сделаны замечания,
которые им были учтены. Доработанную рукопись П.
вернул в издательство. После повторной сдачи работы
издательство не предъявило автору никаких претензий.
Это дало основание автору считать рукопись одобрен-
ной и требовать выплаты 60 процентов вознаграж-
дения. Поскольку издательство от выплаты его отказа-
лось, автор обратился с иском в суд. Районный народ-
ный суд столицы признал доводы издательства о невоз-
можности использовать рукопись из-за отказа автора се
доработать необоснованными и удовлетворил его иск.

Рассмотрение органнзацией-пользователем представ-
ленного произведения и его оценка по существу должны
осуществляться в определенные сроки.

-62-

В условиях договора срокам придается важное зна-
чение, ибо их соблюдение предопределяет выполнение
обязательств сторонами договора. Анализ типовых ав-
торских договоров показывает, что эти сроки можно
разбить на несколько групп: а) сроки, обязательные для
обеих сторон договора; б) сроки, соблюдение которых
возложено на автора: в) сроки, обязательные для орга-
низации-пользователей,

Общий срок действия договора необходим для уста-
новления определенного времени, в течение которого
организация смогла бы использовать произведение ав-
тора. Соответственно право автора на использование
произведения, на которое заключен договор, ограничено.
Это значит, что автор согласно ст. 509 ГК РСФСР не
вправе без письменного согласия другой стороны пере-
давать третьим лицам указанное в договоре произведе-
ние или часть его для использования тем же способом,
какой обусловлен договором.

Например, в п. 5 Типового сценарного договора для
художественных фильмов 1978 года сказано, что автор
обязуется без письменного согласия студии до истече-
ния трех лет после утверждения сценария не передавать
его другим организациям для создания кино- и теле-
фильма или использования в театральных постановках и
иных формах зрелищного воплощения.

По Типовому издательскому договору на литератур-
ные произведения 1975 года (п. 4) со дня заключения
договора и до истечения трех лет после одобрения ру-
кописи автор не может передавать для издания другим
организациям все произведение или часть его без пред-
варительного письменного согласия издательства. Вме-
сте с тем ему разрешено без согласия издательства, но
с уведомлением последнего публиковать в СССР свое
произведение в газетах, журналах, альманахах и <Ро-
ман-газете>.

-63-

В Типовом постановочном договоре на создание
и постановку музыкально-сценического произведения
1977 года (п. 12) записано, что впредь до первой поста-
новки произведения театром или до истечения срока на
постановку автор обязуется без письменного согласия
театра не разрешать публичное исполнение своего про-
изведения иному театру того же города.

Словом, все типовые договоры устанавливают случаи
и сроки ограничения прав авторов по использованию
переданных по договору произведений. В пределах об-
щего срока действия договора есть сроки, соблюдение
которых возложено на обе стороны.

Автор .обязан соблюдать: а) срок представления
произведения, создаваемого по заказу: б) срок повтор-
ной сдачи доработанного и исправленного произведения;
в) срок доработки одобренного произведения; г) срок
читки корректуры. Названные сроки определяются по
договоренности автора и организации, что в значитель-
ной степени отражает интересы организации и автора.

По договору со студией научно-популярных фильмов
А. и В. должны были написать сценарий. Свое обяза-
тельство авторы выполнили в срок, однако им было
предложено доработать сценарий. Повторная сдача
сценария должна была быть осуществлена к сроку, со-
гласованному авторами и студией, но она не состоялась.
Считая авторов виновными в пропуске срока вторично-
го представления сценария, студия расторгла с ними
договор. Авторы обратились в суд с иском, в котором
просили сохранить за ними выплаченную часть возна-
граждения в виде аванса. Было установлено, что про-
пуск срока повторной сдачи сценария произошел из-за
болезни одного из соавторов. Иск авторов был удовле-
творен, поскольку суд нашел уважительной причину
пропуска срока. Хотя договор с авторами был расторг-
нут, часть вознаграждения была за ними сохранена.

-64-

Типовые издательские договоры в отличие от других
типовых авторских договоров имеют одну особенность.
Они предусматривают льготные дополнительные сроки
сдачи рукописи, которыми может воспользоваться ав-
тор после истечения установленного договором срока.

К срокам, соблюдаемым организациями-пользовате-
лями, относятся; а) срок рассмотрения представленного
произведения; б) срок выпуска произведения в свет;
в) срок выплаты авторского вознаграждения. Эти сро-
ки установлены типовыми авторскими договорами и из-
менению по соглашению сторон не подлежат.

Типовые авторские договоры устанавливают различ-
ные сроки рассмотрения представленного автором про-
изведения. В течение этих сроков организация должна
принять решение: а) об одобрении произведения; б) об
отклонении его по основаниям, перечисленным в догово-
ре; в) о внесении в произведение изменений и дополне-
ний.

Сообщение о результатах рассмотрения произведе-
ния должно быть послано автору. По типовому постано-
вочному договору 1977 года театр должен его напра-
вить не позднее 40 дней со дня сдачи произведения
автором. Повторное рассмотрение произведения после
внесения в него соответствующих дополнений осущест-
вляется в 25-дневный срок.

Издательства располагают несколько удлиненными
сроками. Они обязаны рассмотреть рукопись в тридца-
тидневный срок с добавлением по четыре дня на каж-
дый авторский лист. Исправленную автором рукопись
издательство обязано рассмотреть в пятнадцатидневный
срок с добавлением по два дня на каждый авторский
лист.

Если произведение изобразительного искусства ис-
пользуется путем издания, то представленный эскиз
(эскиз-макет) издательство рассматривает в пятнадца-

-65-

тидневный срок, а оригинал-в тридцатидневный срок.
После доработки автором эскиза повторное рассмотре-
ние осуществляется в восьмидневный, а оригинала-
в шестнадцатидневный срок. Типовой сценарный до-
говор для художественных фильмов 1978 года устанав-
ливает тридцатидневный срок для рассмотрения сцена-
рия и уведомления автора о результатах его оценки.

Необходимость точного соблюдения названных сро-
ков издательствами, студиями, театрами и другими
творческими организациями связана с определенными
последствиями для них. Например, студия отклонила
сценарий, но вовремя не поставила в известность авто-
ра. По истечении установленного срока и отсутствии
уведомления от студии автор считает свой сценарий
одобренным. Следует особо подчеркнуть важность со-
блюдения этого срока организациями, ибо на практике
довольно часто на этой почве возникают конфликты.

Районный народный суд г. Москвы рассмотрел дело
по иску И. к издательству о взыскании авторского воз-
награждения. В судебном заседании было установлено,
что после представления автором рукописи издательство
потребовало ее доработки. Все замечания были учтены
автором и рукопись вторично была сдана в издатель-
ство. Автор больше не получал от издательства пред-
ложений о дополнительной доработке произведения, что
дало ему основание считать рукопись одобренной. Но из-
дательство отказалось выплатить автору 60 процентов
вознаграждения, ссылаясь на то. что он не выполнил
свои договорные обязательства по доработке рукописи.
Однако суд не принял этот довод во внимание и в своем
решении записал, что издательство не вправе было че-
рез 40 дней после одобрения рукописи вновь требовать
ее доработки и что оно должно выполнить свою договор-
ную обязанность по выплате 60 процентов авторского
вознаграждения.

-66-

Из данного примера видно, что не заявленные в срок
требования о доработке произведения позволили авто-
ру считать рукопись одобренной. Заявленные же несвое-

<< Предыдущая

стр. 10
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>