<< Предыдущая

стр. 11
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

временно требования были признаны судом необосно-
ванными со всеми вытекающими последствиями.

После одобрения произведения организация должна
выпустить его в свет, т. е. издать, исполнить, осущест-
вить постановку и т. д. Срок выпуска произведения в
свет действует в пределах общего срока авторского до-
говора и по ряду типовых договоров не может превы-
шать более двух лет с момента одобрения произведе-
ния.

Применительно к литературным произведениям срок
зависит от объема рукописи, т. е. рукопись при факти-
ческом объеме до десяти авторских листов должна быть
выпущена в свет не позднее одного года, при большем
объеме-не позднее двух лет. Установление срока на
выпуск произведения в свет обязывает организацию ис-
пользовать переданное ей произведение или начать его
выпуск. Пропуск этого срока или отказ от использова-
ния произведения не освобождает организацию от вы-
платы автору !вознаграждения. На это обстоятельство
было обращено внимание в постановлении Пленума
Верховного Суда СССР от 19 декабря 1967 года. В нем
говорилось, что обязанность организации уплатить обу-
словленное вознаграждение полностью ввиду наруше-
ния договора об использовании произведения наступает
как при наличии ее вины, так и в том случае, если одо-
бренное произведение не было выпущено в свет в уста-
новленный договором срок по не зависящим от органи-
зации обстоятельствам (изменение профиля организа-
ции, плана ее работы и т. д.).

По договору с издательством В. представил ру-
копись. После доработки рукописи издательство ее
одобрило в 1973 году, однако не выпустило в свет после

-67-

одобрения в течение двух лет. В суде издательство воз-
ражало против иска и ссылалось на то, что автор отка-
зался от доработки рукописи в 1975 году, вследствие
чего издательство не могло выполнить свое обязатель-
ство. Районный народный суд г. Москвы не усмотрел
вины автора, отметив в своем решении, что с момента
одобрения рукописи и до 1975 года Б. работал с редак-
тором, устраняя недостатки, на которые ему указыва-
лось в устной форме. Каких-либо письменных претензий
с указанием этих конкретных недочетов автору не заяв-
лялось. Суд взыскал с издательства в пользу Б. автор-
ское вознаграждение.

К обязанностям творческих организаций, использую-
щих труд авторов, отнесена выплата вознаграждения.
Она должна осуществляться в определенные сроки, но
частями. Типовые авторские договоры предусматривают,
как правило, три срока: а) при подписании договора;
б) после одобрения произведения; в) при окончательном
расчете.

Анализ типовых договоров показывает, что сроки
выплаты авторам вознаграждения имеют определенные
различия. В п. 14 Типового издательского договора на
литературные произведения выделено три срока выпла-
ты: а) аванс при подписании договора литературного
заказа; б) 60 процентов гонорара при одобрении рукопи-
си (с зачетом выданного аванса); в) остальная сумма
после подписания в установленном порядке последнего
листа корректуры к печати для литературно-художест-
венных произведений. За все другие произведения остав-
шаяся часть гонорара выплачивается после подписания
книги на выпуск в свет.

Аналогичные сроки содержатся в п. 11 Типового из-
дательского договора на произведения изобразительного
искусства. В отличие от названных договоров авторское
вознаграждение 18 силу п. 13 Типового издательского до-

-68-

говора на музыкальные произведения <выплачивается в
два срока: по одобрении произведения и после подписа-
ния произведения к печати.

Типовой постановочный договор на создание и поста-
новку музыкально-сценического произведения 1977 года
предусматривает различные сроки выплаты авторского
вознаграждения для музыки и для либретто.

В отношении музыки действуют следующие сроки:
а) при подписании договора (аванс)-25 процентов;
б) по принятии клавира-35 процентов; в) по принятии
партитуры-15 процентов; г) после первого спектак-
ля - 25 процентов.

Авторское вознаграждение за либретто выплачи-
вается: а) при подписании договора (аванс)-25 про-
центов; б) по принятии варианта, взятого композитором
за основу,-25 процентов; в) по принятии варианта, пол-
ностью соответствующего клавиру,-25 процентов;
г) после первого спектакля-25 процентов.

Типовой сценарный договор для художественных
фильмов 1978 года в п. 13 закрепляет следующие сроки
выплаты вознаграждения: а) при подписании договора;
б) после утверждения студией литературного сценария;
в) при запуске сценария в производство; г) при приемке
готового кинофильма и при достижении норматива оку-
паемости кинофильма.

Мы коснулись лишь некоторых типовых авторских
договоров и их положений о сроках выплаты возна-
граждений творческим работникам. Разнообразие в этих
сроках обусловлено, видимо, тем, что разработка и ут-
верждение типовых договоров осуществляется заинтере-
сованными ведомствами, степень усмотрения которых
ничем не ограничена.

Кроме рассмотренных выше условий, относящихся к
предмету договора и срокам выполнения обязательств
сторонами договора, необходимо остановиться на вопро-

-69-

се об ответственности сторон за ненадлежащее и не-
своевременное исполнение обязательств, а также об ос-
нованиях прекращения договорных отношений.

Нарушение или ненадлежащее выполнение договор-
ных обязательств рассматриваются как правонаруше-
ния, влекущие определенные последствия имуществен-
ного или личного характера. Согласно п. 22 Типового
издательского договора на литературные произведения
1975 года, п. 19-на произведения изобразительного
искусства, п. 21-на музыкальные произведения за за-
держку по вине автора корректурных оттисков изда-
тельство возмещает полиграфическому предприятию
убытки за счет автора, удерживая часть гонорара, но не
свыше 20 процентов суммы. Автор также возмещает из-
дательству расходы по сверхнормативной правке, но не
свыше 20 процентов суммы гонорара.

Все типовые авторские договоры предусматривают
определенные основания для прекращения отношений
творческих организаций с авторами. К таковым отно-
сятся: отклонение произведения, отказ автора от дора-
ботки своего произведения, нарушение автором срока
доработки и повторного представления произведения,
невыполнение организацией обязанности использовать
произ!ведение и т. д. Несмотря на все разнообразие этих
оснований, их можно объединить в следующие группы:
а) прекращение договора по инициативе организаций,
б) прекращение договора автором.

Вместе с тем в типовых договорах не нашли отраже-
ния такие основания, как автоматическое прекращение
договора, которое связано с истечением срока действия
договора, смертью автора, ликвидацией (реорганизаци-
ей) организации. Здесь же следует назвать в качестве
основания прекращения договора и соглашение сторон.
Представляется, что включение этих оснований в типо-
вые авторские договоры позволило бы иметь более чет-

-70-

кий перечень случаев прекращения договорных отноше-
ний.

Сформулированные в ст. 511, 512 ГК РСФСР поло-
жения воспроизводятся в типовых авторских договорах.
Согласно ст. 511 ГК РСФСР и соответствующим пунк-
там типовых договоров инициатива расторжения до-
говора принадлежит организации, если автор по своей
вине не передал ей произведение в установленный до-
говором срок; выполнил заказанную работу не в соот-
ветствии с условиями договора или недобросовестно;
отказался от внесения исправлений, предложенных ему
в порядке и пределах, установленных договором; нару-
шил обязанность лично исполнить работу либо передал
свое произведение для использования третьими ли-
цами.

Рассмотрим эти основания.
Непредставление автором работы в срок как основа-
ние расторжения договора имеет существенное значе-
ние, так как автор обязуется к определенному сроку соз-
дать и передать свое произведение организации. Однако
Типовой издательский договор на литературные произ-
ведения и Типовой договор на произведения изобрази-
тельного искусства дают право авторам, не испрашивая
согласия издательства, сдать рукопись позже назначен-
ного срока: для рукописи литературного произведения
объемом до 10 авторских листов-на один месяц, при
договорном объеме свыше 10 авторских листов-на два
месяца; соответственно для произведений изобразитель-
ного искусства льготный срок для эскиза определен в
15 дней, для оригинала-в 30 дней позже указанных
сроков.

По другим типовым договорам автор представляет
работу в срок, согласованный с организацией.

Несоблюдение договорных сроков автором позволяет
организации прекратить договорные отношения, по-

-71-

скольку пропуск сроков сдачи работы ставит под угрозу
выполнение других договорных обязательств. Если же
организация продлевает срок представления работы, она
тем самым сохраняет свои отношения с автором.

Например, М. и Я. заключили договор с издательст-
вом в мае 1977 года. Рукопись должна была быть пред-
ставлена в мае 1978 года. Авторы использовали договор-
ный и льготный сроки, но рукопись вовремя не предста-
вили. Они обратились в издательство с просьбой перене-
сти срок представления рукописи. Издательство, считая
тему их работы актуальной и необходимой, просьбу удо-
влетворило и продлило срок работы над рукописью до
октября 1978 года.

Таким образом, дав авторам отсрочку в представле-
нии рукописи, издательство сохранило в силе свой до-
говор с ними.

Следует обратить особое внимание на то, что ру-
копись, сданная автором после истечения льготного срока
и принятая издательством, считается сданной без про-
срочки, а те сроки, которые действуют по издательскому
договору в части одобрения рукописи, передачи ее авто-
ру на доработку и т. д., исчисляются со дня фактической
сдачи рукописи. Следовательно, принимая рукопись с
нарушением срока ее сдачи, издательство тем самым ли-
шает себя права при возникновении конфликта ссылать-
ся на невыполнение автором договорных обязательств,
связанных с соблюдением сроков.

Данное положение отражено в постановлении Пле-
нума Верховного Суда СССР <О практике рассмотрения
судами споров, вытекающих из авторского права> от
19 декабря 1967 года. В этом постановлении указыва-
лось, что пропуск автором срока представления произ-
ведения не является основанием для расторжения до-
говора, если произведение принято к рассмотрению, т. е.
направлялось организацией на рецензию или в отноше-

-72-

нии этого произведения проводилась иная подготови-
тельная работа, связанная с последующей оценкой.

Другим основанием расторжения договора по ини-
циативе издательства является несоблюдение автором
условий договора и недобросовестное выполнение зака-
занного произведения.

Соблюдение автором условий договора предполага-
ет создание произведения в соответствии с поданной за-
явкой, планом-проспектом и т. д. Отход от названных
условий еще не говорит о непригодности произведения.
О ней речь идет в связи с оценкой достоинств самого
произведения. Организациям предоставлено право в
этом случае прекращать договор с автором. Так, в Типо-
вом сценарном договоре для художественных фильмов
1978 года в п. 10 записано, что студия, отклоняя лите-
ратурный сценарий по идейно-художественным мотивам,
расторгает договор с сохранением за автором ранее по-
лученных по договору сумм. Причем в п. 7 подчерки-
вается, что отклонение сценария студией допускается
только в случае, когда сценарий не соответствует усло-

<< Предыдущая

стр. 11
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>