<< Предыдущая

стр. 2
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

573 профессиональных театра ежегодно пополняются но-
выми актерами, сценаристами, режиссерами, подготавли-
ваемыми в высших и средних учебных заведениях куль-
туры.

Стремление к взаимному творческому обогащению
привело к появлению новых форм сотрудничества между
представителями самодеятельного и профессионального
искусства. Возникло шефство театров над заводами, кол-
хозами, стройками. Профессиональные деятели культуры
возглавили коллективы художественной самодеятельно-
сти, народные театры. Например, московские литератур-
ные журналы шефствуют над стройками пятилетки:
<Дружба народов>-над Нурекской ГЭС, <Новый

-8-

мир>-над КамАЗом, <Юность>-над строительством
железнодорожной линии Тюмень-Сургут, еженедельник
<Литературная Россия> - над Чебоксарским тракторным
заводом.

Из самодеятельности пришли на большую сцену на-
родные артисты СССР И. Архипова, Л. Зыкина, Ю. Гу-
ляев, народный артист РСФСР О. Табаков, заслуженный
артист РСФСР В. Лановой и другие.

Советское государство неустанно заботится о разви-
тии материально-технической базы культуры. Из года в

год растет число газет, журналов, издательств, киносту-
дий, театров, сотрудничество с которыми обеспечивает
деятелям литературы и искусства воплощение их творче-
ских замыслов. Так, в результате роста полиграфической
базы тираж книжных изданий в 1977 году поднялся до
1,8 миллиарда экземпляров, журнальных-до 3,8 мил-
лиарда, разовый тираж газет-до 168 миллионов 33 ты-
сяч экземпляров. В настоящее время в стране выходит
около 15 тысяч названий газет и журналов на 57 языках
советских народов и 22 языках народов мира; действуют
более 200 издательств, два информационных агентства -
ТАСС и АПН.

В 1978 году телевизионные передачи смотрело 83 про-
цента населения СССР. Радиовещание действует на тер-
ритории всей страны. Передачи ведутся на 68 языках
народов СССР и 70 иностранных языках. В 1977 году
в Советском Союзе кинофильмы демонстрировали 154,2
тысячи киноустановок, из них 133 тысячи-в сельских
местностях.

Советское государство гарантирует свободу художест-
венного творчества. В ст. 47 Конституции СССР гово-
рится, что свобода научного, технического и художествен-
ного творчества обеспечивается широким развертыванием
научных исследований, изобретательской и рационализа-
торской деятельности, развитием литературы и искусства.

-9-


Государство создаст необходимые для этого материаль-
ные условия, оказывает поддержку добровольным обще-
ствам и творческим союзам, организует внедрение изобре-
тений и рационализаторских предложений в народное
хозяйство и другие сферы жизни.

Раскрывая суть свободы художественного творчества,
необходимо иметь в виду следующие моменты.

Во-первых, свобода художественного творчества имеет
целенаправленный характер, т. е. подчинена задачам
коммунистического строительства.

Марксистская методология, восприятие и отражение
в произведениях реальной действительности, социальной
новизны, процессов, происходящих в нашей жизни, де-
лают творческую интеллигенцию проводником идей пар-
тии. Партийность советского искусства-это органиче-
ская связь между творцами культурных ценностей и со-
циалистической действительностью, отражение в произ-
ведениях литературы и искусства коммунистических
идеалов.

Во-вторых, свобода художественного творчества озна-
чает равное право на участие в нем всех граждан страны.
В Советском Союзе не существует расовых, религиозных,
имущественных и других ограничений для лиц, желаю-
щих заниматься художественным творчеством. Опреде-
ляя главные направления развития культуры, Коммуни-
стическая партия и Советское государство создают все
условия для творческой инициативы и самостоятельности
всех тех, кто пробует свои силы в сфере искусства.

В-третьих, свобода художественного творчества озна-
чает, что все, созданное в процессе творческой деятель-
ности, охраняется государством так же, как и права са-
мих создателей художественных произведений.

-10-

ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ-
ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

В Советском Союзе существуют различные общест-
венные организации: профсоюзы, комсомол, кооперация,
творческие союзы и т. д. Право на объединение в эти орга-
низации предоставлено гражданам ст. 51 Конституции.
Цели, стоящие перед этими добровольными объединения-
ми, связаны с коммунистическим строительством, с раз-
витием политической активности и самодеятельности
граждан, с удовлетворением их многообразных инте-
ресов.

Самостоятельным видом общественных организаций
являются творческие союзы. В нашей стране действуют
Союз писателей СССР, Союз композиторов СССР, Союз
художников СССР, Союз архитекторов СССР, Союз жур-
налистов СССР, Союз кинематографистов СССР. Хотя
эти союзы отражают специфические интересы художест-
венной интеллигенции, тем не менее им присущи общие
принципы построения. К ним следует отнести: закрепле-
ние в качестве идейно-творческой основы объединения
данной группы творческой интеллигенции метода социа-
листического реализма, основанного на принципах пар-
тийности и народности; профессиональный принцип объ-
единения; требование высокого профессионального ма-
стерства в качестве обязательного условия приема в
члены творческого союза; широкий круг защищаемых
творческим союзом прав и интересов своих членов.

Из многочисленных задач, стоящих перед творческими
союзами, главной является создание произведений высо-
кого идейно-художественного уровня, о чем прямо гово-
рится в уставах этих организаций. Так, устав Союза
кинематографистов СССР, утвержденный его 1-м учреди-
тельным съездом 26 ноября 1965 года, подчеркивает, что
союз содействует созданию полноценных произведений

-11-

киноискусства, утверждающих принципы коммунистиче-
ской идеологии, способствующих формированию высоких
художественных вкусов. Уставом Союза художников
СССР к первоочередной задаче отнесено объединение со-
ветских художников и искусствоведов в целях создания
идейных, высокохудожественных произведений изобрази-
тельного искусства всех видов и жанров, трудов по искус-
ствоведению, содействующих строительству коммунизма
в нашей стране.

В уставах других творческих союзов цели (задачи)
сформулированы аналогичным образом. Вместе с тем
обращается внимание на то, что выполнение этой основ-
ной задачи зависит от таких условий, как профессиональ-
ное мастерство творческих работников и создание наибо-
лее благоприятных условий для творческого труда.

Творческие союзы объединяют профессиональных дея-
телей литературы и искусства, о чем прямо записано в
уставах. Но наличие творческой профессии само по себе
недостаточно для членства в союзах. Членами Союза
художников могут быть художники и искусствоведы, соз-
давшие произведения высокого идейного уровня и про-
фессионального мастерства, имеющие самостоятельное
творческое значение и получившие общественное призна-
ние. Условием принятия в Союз кинематографистов яв-
ляется такое участие в создании фильмов или в разви-
тии теории и кинокритики, которое признается сущест-
венным вкладом в советское киноискусство.

Каждый творческий союз обеспечивает своим членам
все условия для творческого труда. Независимо от специ-
фики того вида искусства, которое определяет деятель-
ность творческого союза, для них характерно: обсужде-
ние идейно-творческих проблем, совершенствование про-
фессионального мастерства, взаимодействие с аналогич-
ными творческими объединениями союзных республик,
укрепление международных связей и т. д.

-12-

Организационно-творческая работа имеет разнообраз-
ные формы. Это и творческие конференции, конкурсы,
семинары, дискуссии, встречи, недели и декады творче-
ства. Это и обмен творческим опытом с деятелями лите-
ратуры и искусства союзных республик. Это и проявле-
ние заботы о творческой молодежи, которая еще не вхо-
дит в состав союзов.

Творческие союзы оказывают своим членам также и
материальную помощь. Для этого при творческих союзах
создаются фонды: у Союза писателей-Литературный
фонд, у Союза композиторов-Музыкальный, у Союза
художников - Художественный фонд и т. д.

Образованные при союзах фонды являются общест-
венными организациями и имеют целью содействие
творческой деятельности своих членов, а также улучше-
ние их материального, бытового и культурного положе-
ния. Они действуют на основе уставов, которые преду-
сматривают вопросы о членстве в фондах, о средствах
этих организаций, их органах управления и контроля.
Для примера сошлемся на устав Художественного фонда
СССР 1957 года. В нем, в частности, говорится, что на
Художественный фонд СССР возлагается организация
творческого труда художников всех специальностей, со-
действие их творческой деятельности по созданию произ-
ведений изобразительного искусства всех видов и жанров,
организация творческих командировок, оказание творче-
ской помощи. Кроме того, Художественный фонд СССР

принимает меры к внедрению в промышленность лучших
образцов художественных произведений, популяризирует
и распространяет произведения изобразительного искус-
ства, организовывает производство материалов и инвен-
таря для художников и т. д.

В уставе имеется положение, в котором сказано, из
каких средств образуется Художественный фонд. К этим
средствам относятся 2 процента отчислений от вознаграж-

-13-

дений. выплачиваемых художникам за выполнение вся-
кого рода художественных работ, отчисления из доходов
предприятий и организаций, подведомственных фонду,
вступительные и ежемесячные взносы членов Художест-
венного фонда СССР.

Фонды творческих союзов прежде всего оказывают
помощь своим членам, но им предоставлено право содей-
ствовать творческим работникам, нс состоящим членами
фондов, однако проявившим себя в творческой работе.
Особенно это касается творческой молодежи.

Важное место в деятельности творческих союзов и их
фондов занимает пропаганда произведений творчества.
Она ведется путем организации выставок, лекториев, на-
родных университетов культуры. В этой работе широко
используются средства печати, кино, радио и телевидения.
Особое значение придается взаимодействию с доброволь-
ными обществами, такими, как Всероссийское хоровое
общество, Всесоюзное добровольное общество любителей
книги и т. д. В отличие от творческих союзов, которые
организуют творческий процесс деятелей культуры, перед
культурно-просветительными обществами стоят другие
задачи. Они прежде всего определены пропагандой совет-
ского искусства, коммунистическим воспитанием трудя-
щихся, удовлетворением их эстетических вкусов и запро-
сов. Культурно-просветительные общества охватывают
широкие слои народа. По своему составу они разнород-
ны, ибо объединяют профессиональных деятелей куль-
туры и любителей, взрослых и детей. Так, членами Все-
российского хорового общества могут быть граждане
СССР, достигшие 18 лет, и несовершеннолетние лица в
возрасте от 10 до 18 лет. Устав этого общества преду-
сматривает, что коллективными его членами могут быть
общеобразовательные школы, Дома пионеров, театры,
Дворцы культуры и т. д.
Устав Всесоюзного добровольного общества любите-

-14-

лей книги разрешает состоять членами общества совет-
ским гражданам-рабочим, колхозникам, служащим,
инженерно-техническим, научным и творческим работни-
кам, военнослужащим, учащимся и пенсионерам. Лица,
не достигшие 16-летнего возраста, объединяются в юно-
шеские секции при первичных организациях общества.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>