<< Предыдущая

стр. 4
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

и действует бессрочно.

В отличие от принудительного выкупа объявление
произведений достоянием государства распространяется
на произведения, авторское право на которые прекраще-
но. Достоянием государства могут быть объявлены от-
дельные изданные и неизданные произведения, а также
все творческое наследие определенного автора.

С принципом сочетания личных интересов автора и
интересов общества тесно связан другой важный прин-
цип законодательства об авторском праве - принцип
договорного порядка использования произведений худо-
жественного творчества. Он сформулирован в ст. 488

-21-

ГК РСФСР следующим образом: использование произ-
ведения автора (в том числе перевод на другой язык)
другими лицами допускается не иначе как на основании
договора с автором или его правопреемниками, кроме
случаев, указанных в законе (имеются в виду случаи,
когда созданное автором произведение используется без
его разрешения). Законодатель установил разумные
пределы свободного использования произведений худо-
жественного творчества, соблюдая при этом соотношение
личных и общественных интересов. В одних случаях ис-
пользование произведения разрешается без согласия ав-
тора и без уплаты ему вознаграждения (ст. 492 ГК
РСФСР), в других - без согласия автора, но с выплатой
авторского вознаграждения (ст. 495 ГК РСФСР).

Руководствуясь интересами общества в целом, зако-
нодатель предусматривает свободное использование ре-
зультатов художественного творчества в виде их воспро-
изведения в печатных изданиях, в кино, по радио, теле-
видению и т. д. Это использование имеет форму заимст-
вования чужого изданного произведения для создания
нового, творчески самостоятельного; цитирования отрыв-
ков из опубликованных работ или перепечатки произ-
ведения в целом; информации о выпущенном в свет про-
изведении литературы, науки, искусства, транслировании
по радио, телевидению произнесенных публично речей,
докладов и т. д. Здесь также прослеживается сочетание
личных и общественных интересов. Например, при заим-
ствовании чужого изданного произведения для создания
на его основе нового, творчески самостоятельного необ-
ходимо соблюдать определенные условия, а именно; во-
первых, для создания нового произведения можно ис-
пользовать только изданное чужое произведение.
Если же оно не издано, то его использование разрешает-
ся с согласия автора и с выплатой ему вознаграждения.
Во-вторых, в результате использования чужого произве-

-22-

дения должно появиться новое, творчески самостоятель-
ное произведение.

Согласно ст. 495 ГК РСФСР, которая тоже преду-
сматривает случаи свободного использования произведе-
ний художественного творчества, авторам производится
выплата авторского вознаграждения. Она имеет место
при публичном исполнении выпущенных в свет произве-
дений; при записи в целях публичного воспроизведения
или распространения выпущенных в свет произведений
на пленку, пластинку, магнитную ленту; при использо-
вании композитором изданных литературных произведе-
ний для создания музыкальных произведений с текстом;
при использовании произведений изобразительного ис-
кусства, а также фотографических произведений в про-
мышленных изделиях.

Наряду с общественным использованием вышедших
в свет произведений имеет место использование произ-
ведений для удовлетворения личных потребностей
(ст. 493 ГК РСФСР). Оно предполагает снятие копий с
чужого произведения, запись на магнитофонную ленту и
т. д. без согласия автора и без уплаты вознаграждения.
Интересы творческой интеллигенции в данном случае
совпадают с интересами общества, которое заботится о
росте культурного уровня своих членов.

Не менее важным принципом, лежащим в основе за-
конодательства об авторском праве, является принцип
всемерной охраны результатов художественного творче-
ства и прав их создателей. Суть этого принципа в том,
что авторское право охраняет произведения литературы
и искусства независимо от их формы, назначения и до-
стоинства, а также способа воспроизведения (ст. 475
ГК РСФСР). Закон не делает различий между произве-
дениями авторов, только вступающих в искусство, и тех,
кто отдает ему свой талант многие годы. Произведения
литературы и искусства весьма разнообразны по своему

-23-

конкретному содержанию, жанрам и стилям. Такая раз-
нохарактерность произведений не сказывается на уровне
правовой охраны. Таким образом, закон не содержит
каких-либо ограничений в отношении форм и жан-
ров, посредством которых реализуются авторские за-
мыслы.

Авторское право охраняет не только результаты
творческого труда автора, но и его права. Гражданско-
правовая охрана прав и интересов автора не исключает
в необходимых случаях применения норм других отра-
слей права (уголовного, административного, граждан-
ско-процессуального и др.)

Рассмотренные нами принципы советского законода-
тельства об авторском праве призваны содействовать
выполнению его основных задач: стимулирования к твор-
честву, регулирования отношений, складывающихся в
процессе создания и использования произведений лите-
ратуры, науки и искусства, действенной охраны прав и
интересов авторов.

Нормы законодательства об авторском праве разви-
ваются и изменяются вместе с развитием и изменением
самих общественных отношений. Но кроме причин внут-
реннего характера бывают причины внешнего порядка.
Так, присоединение СССР к многостороннему междуна-
родному соглашению потребовало определенных изме-
нений советского законодательства об авторском праве.
В связи с этим 21 февраля 1973 года Президиум Верхов-
ного Совета СССР принял Указ <О внесении изменений
и дополнений в Основы гражданского законодательства
Союза ССР и союзных республик>.

Изменений прежде всего коснулись субъектов автор-
ского права, круг которых расширен. До 1973 года за-
кон признавал субъектами авторского права авторов, их
наследников, юридические лица, а Также Советское го-
сударство в целом. Ст. 97 Основ гражданского законода-

-24-

тельства в новой редакции закрепляет авторское право
не только за автором и его наследниками, но и за иными
правопреемниками. Таким образом, действующее совет-
ское законодательство допускает возможность перехода
авторских правомочий не только по наследству, но и по
другим основаниям, т. е. в порядке правопреемства при
жизни автора. На территории СССР переход авторского
права при жизни автора возможен только по авторскому
договору. Объем правомочий правопреемников устанав-
ливается авторским договором, но существенные его ус-
ловия определены законодательством и не могут быть
изменены соглашением сторон.

Другое изменение затронуло срок действия авторско-
го права. До 1973 года авторское право принадлежало
автору пожизненно, а после его смерти переходило по
наследству и действовало в течение 15 лет, считая с 1 ян-
варя года смерти автора. Теперь авторское право дейст-
вует в течение всей жизни автора и 25 лет после его
смерти, считая с 1 января года, следующего за годом,
смерти автора, 25-летний срок не распространяется на
произведения, срок действия авторского права на кото-
рые истек до 1 января 1973 года.

В законодательстве союзных республик предусмотре-
ны сокращенные сроки действия авторского права на
некоторые произведения. Имеются в виду фотографиче-
ские произведения и произведения декоративно-приклад-
ного искусства. Например, в соответствии с ГК Молдав-
ской ССР названные произведения охраняются в течение
15 лет с момента выпуска в свет. ГК Казахской ССР пре-
дусматривает охрану права автора на фотографические
произведения в течение 10 лет, а на сборники, составлен-
ные из фотопроизведений, в течение 15 лет.
Следует отметить, что ГК РСФСР, Белорусской, Лат-
вийской, Литовской, Киргизской, Таджикской, Туркмен-
ской, Эстонской ССР сокращенных сроков действия ав-

-25-

торского права на данные произведения не установили.
Следовательно, в отношении их действует общее прави-
ло, т. е. на них распространяется 25-летний срок.

Изменению подверглась ст. 105 Основ, по которой
наследникам авторских прав не могло быть выплачено
свыше 50 процентов вознаграждения, которое причита-
лось бы самому автору. Сейчас это правило отменено и
гонорар наследникам выплачивается без ограничений
через Всесоюзное агентство по авторским правам
(ВААП).

Значительные различия можно обнаружить в статьях
прежнего и нынешнего законодательства, касающихся
права на перевод, о чем было выше рассказано.

В известной степени изменения затронули нормы за-
кона о договорных отношениях. Если до 1973 года ст. 503
ГК РСФСР содержала определение авторского догово-
ра, а ст. 504 - виды авторских договоров, то теперь они
сформулированы по-иному. В ныне действующей ст. 503
ГК РСФСР выделены типы авторских договоров и дает-
ся определение каждого из них. К первому типу догово-
ров относятся авторские договоры о передаче произве-
дений для использования, а перечень их видов закрепля-
ет ст. 504 ГК РСФСР. Ко второму типу отнесены автор-
ские лицензионные договоры, видами которых являются
лицензионные договоры об уступке права использовать
в переводе уже выходившее произведение и лицензион-
ные договоры о предоставлении права использовать
произведение путем переделки в произведение другого
вида.

Мы рассмотрели лишь наиболее существенные изме-
нения законодательства об авторском праве, оставив в
стороне те уточнения и дополнения, которые вносились
в другие статьи.

-26-

СУБЪЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Конституция СССР 1977 года предоставляет возмож-
ность заниматься творческой деятельностью всем совет-
ским гражданам. Для одних эта деятельность становит-
ся профессией на всю жизнь, для других-любимым за-
нятием в часы досуга. Но независимо от того, какой
характер носит творчество-профессиональный или лю-
бительский, закон одинаково относит их участников к
субъектам авторского права. Это-авторы (соавторы),
составители, переводчики.

Автором признается любой советский гражданин, соз-
дающий произведение литературы, науки и искусства.
Для его признания не требуется выполнения каких-либо
формальностей или достижения определенного возраста.
Произведения художественного творчества могут созда-
ваться и взрослыми людьми, и детьми. И те, и другие -
равноправные субъекты авторского права.

Признание лица субъектом авторского права связано
с результатом его творческой деятельности, т. е. создан-
ным произведением. Причем не имеет значения, появи-
лось ли оно в свет или находится в виде рукописи, эскиза
или в иной объективной форме на территории Советско-
го Союза. Иными словами, закон не требует завершен-
ности произведения художественного творчества, а так-
же обязательной публикации его. Значение имеют дру-
гие условия, а именно: произведение должно быть ито-
гом творческой деятельности, иметь объективную форму
выражения, позволяющую воспроизводить это произве-
дение.

Иностранные граждане могут быть субъектами со-
ветского авторского права в соответствии с международ-
ными договорами или международными соглашениями,
которые заключает СССР. Например, как участник Все-
мирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952

-27-

года, Советский Союз предоставляет иностранным граж-
данам такие же права и такую же их охрану, какими
располагают советские авторы согласно внутреннему за-
конодательству.

В большинстве случаев произведение создается в
процессе творческой работы одного лица - писателя,
композитора, художника, сценариста и т. д. Не исключе-
но создание произведения несколькими лицами, которые
называются соавторами и признаются самостоятельны-

<< Предыдущая

стр. 4
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>