<< Предыдущая

стр. 6
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

изведение, а после его смерти-наследники и организа-
ции, на которые возложена охрана авторских прав.

В основе права на авторство лежит факт создания ли-

цом того или иного произведения. Все иные права, предо-
ставляемые автору законом, вытекают из права на автор-
ство.

Решая вопрос о готовности своего произведения и пе-
редаче его для использования, автор одновременно вы-
бирает один из способов обозначения имени. В законе их
указано три: под собственным именем, под условным име-
нем (псевдонимом) и без обозначения имени (анонимно).
С помощью одного из этих способов автор реализует пра-

-34-

во на имя. Чаще всего авторы обозначают свое авторство
действительным именем. Однако нередки случаи, когда
авторы пользуются псевдонимами. Причины могут быть
разные: желание избежать совпадения своего имени с име-
нем другого автора, использовать более благозвучное
имя, отделить свою служебную деятельность от творче-
ской и т. д. Псевдоним, избранный автором, становится
известным широкой публике. Однако в отношениях с ор-
ганизациями-пользователями автор не может выступать
под псевдонимом, а должен называть свое действитель-
ное имя. Когда автор пользуется псевдонимом, то ученая
степень не указывается, поскольку она присуждается кон-
кретному лицу.

В газетах и журналах можно встретить материалы,
напечатанные без обозначения имени автора или аноним-
но. Отсутствие имени автора нередко вызывается редак-
ционными соображениями, но всегда согласовывается с
автором, готовившим материал. Анонимный автор вправе
удостоверить свое авторство справкой организации, в ко-
торой говорится о принадлежности произведения дан-
ному лицу. Возникает вопрос, какая организация обяза-
на соблюдать в тайне имя автора, а следовательно, и под-
тверждать его принадлежность определенному лицу? От-
вет на этот вопрос можно найти в гражданских кодексах
некоторых союзных республик. Например, в ст. 502 ГК
Латвии говорится, что имущественные и личные права
автора произведения, выпущенного под псевдонимом или
анонимно, пока автор не доведет до всеобщего сведения
своего действительного имени, охраняются организацией,
которая осуществила издание, постановку или иное ис-
пользование произведения. Аналогичные нормы содер-
жатся в ГК Грузии, Украины, Молдавии.

При жизни автора псевдоним и аноним могут быть
раскрыты только с его согласия или по требованию су-
дебно-следственных органов. Если произведение носит

-35-

явно клеветнический характер, организация, его исполь-
зовавшая, обязана обнародовать действительное имя ав-
тора.

Подводя итог сказанному, отметим, что, хотя право
на авторство и право на авторское имя тесно связаны
между собой, все же они являются самостоятельными
личными правами. Право на авторство связано с фактом
создания произведения, тогда как право на имя-с фак-
том использования его организацией.

Последствия нарушения права на авторство и права
на имя различны. При отказе организации от использова-
ния произведения по мотивам его непригодности автор
не пользуется правом на имя, но право на авторство сох-
раняет. Это вытекает из ст. 475 ГК РСФСР, где говорит-
ся, что закон охраняет любое произведение литературы,
науки, искусства независимо от формы, назначения,
достоинства и способа воспроизведения. Следователь-
но, охраняется и авторство лица, создавшего произве-
дение.

Нарушения права на авторство и права на имя могут
быть связаны с отрицанием, что книга написана данным
автором, или утверждением, что она написана другим ли-
цом. В обоих случаях ставится вопрос о признании ав-
торства и одновременно-об указании действительного
имени автора, которому принадлежит данный труд.

Вместе с тем нарушение права на имя может нс затра-
гивать права на авторство. Так, автор и организация до-
говариваются, что произведение будет выпущено в свет
под псевдонимом. Однако в книге, в афише, в титрах
фильма и т. д. указывается настоящее имя автора.

К личным правам автора относится право на опубли-
кование, воспроизведение и распространение произведе-
ния, также вытекающее из права на авторство. Опубли-
ковать произведение для автора в первую очередь озна-
чает решить вопросе готовности его работы, ее зрелости

-36-

и возможности передачи для использования. Право на
опубликование предоставляет автору возможность выпу-
стить произведение в свет, сделать достоянием общества.
Согласно ст. 476 ГК РСФСР произведение считается вы-
пущенным в свет (опубликованным), если оно издано,
публично исполнено, публично показано, передано по ра-
дио или телевидению или каким-либо иным способом до-
ведено до неопределенного круга лиц.

Произведение может быть опубликовано только с со-
гласия автора. Из этого правила имеются исключения,
касающиеся права лица, изображенного в произведениях
изобразительного искусства, и права на письма, дневни-
ки, заметки. Согласно ст. 514 ГК РСФСР опубликование,
воспроизведение и распространение произведения изоб-
разительного искусства, в котором изображено другое
лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а пос-
ле его смерти-с согласия его детей и пережившего суп-
руга. Изображенное на картине лицо не пользуется ав-
торским правом. Ему принадлежит право на собственное
изображение, которое является личным неимуществен-
ным правом, не связанным с имущественным. Данная
статья Гражданского кодекса предусматривает защиту
интересов лиц, изображенных в произведениях изобрази-
тельного искусства, но оставляет за пределами правовой
охраны интересы лиц, изображение которых зафикси-
ровано в других произведениях, например, фотографиче-
ских, кинематографических, телевизионных.

В отличие от Гражданского кодекса РСФСР и ГК
ряда союзных республик, не содержащих правил о поряд-
ке опубликования писем, дневников, заметок, ГК Казах-
ской ССР (ст. 491) и ГК Узбекской ССР (ст. 540) имеют
таковые. Ими установлено, что для опубликования писем,
дневников и т. д. требуется согласие автора, а если речь
идет о письмах, то и согласие адресата. В случае смерти
кого-либо из указанных лиц документы могут публике-

-37-

ваться с согласия пережившего супруга и детей умер-
шего.

У читателя может возникнуть вопрос, какие письма,
дневники, заметки охраняет закон. Можно выделить два
вида таких бумаг: а) письма, дневники и т. д., отражаю-
щие личную сферу человека и потому не являющиеся объ-
ектами авторского права: б) письма, дневники и т. д.,
имеющие научную, литературную, художественную цен-
ность.

В отношении первых действуют общие нормы граж-
данского законодательства, в отношении вторых-поми-
мо этих норм еще и нормы авторского права.

С точки зрения правовой охраны не имеет значения,
кто является автором этих бумаг: деятель культуры или
научный работник, государственный или общественный
деятель. Существенным представляется личность самого
автора, значимость описываемых событий, их оценка.

Под правом автора на воспроизведение понимается
размножение созданного им произведения с помощью
различных технических средств. Это право, как и право
на опубликование, автор реализует, заключая договор с
организацией (издательством, киностудией и т. д.). Вос-
произведение результатов творчества требует также со-
гласия автора. Если же автор не уведомляется организа-
цией о размножении его произведения, то налицо нару-
шение его права на воспроизведение.

Так, одно издательство выпустило в свет книгу М. со-
гласно заключенному договору. После истечения срока
действия договора издательство, не испросив разреше-
ния у автора и не уведомив его, издало книгу второй раз.
Тем самым было нарушено право автора на воспроизве-
дение его произведения.

Предоставленное автору право на распространение
произведения осуществляется, когда произведение опуб-
ликовано и воспроизведено. Сам автор не занимается рас-

-38-

пространением своего произведения. Это осуществляют
социалистические организации (издательства, киносту-
дии и т. д.) с согласия автора. Отсутствие названных
прав ущемляло бы законные интересы автора и лиша-
ло бы его возможности требовать защиты в случае их
нарушения.

Не менее важным является право автора на неприкос-
новенность произведения. Возьмем для примера такую
ситуацию. Автор передал в издательство по договору про-
изведение. Издательство, которое готовило книгу к вы-
ходу в свет, без ведома автора и его согласия внесло не-
которые изменения в рукопись, а также снабдило ее пре-
дисловием. Вправе ли было издательство поступать по-
добным образом? Ответ на этот вопрос содержит ст. 480
ГК РСФСР, которая устанавливает, что без согласия ав-
тора не разрешается вносить какие-либо изменения как
в само произведение, так и в его название, запрещается
снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями,
послесловиями, комментариями и какими бы то ни было
пояснениями. Эти запреты касаются всех видов исполь-
зования произведений и раскрывают содержание права
автора на неприкосновенность его произведения.

Охрана неприкосновенности произведения при жизни
осуществляется самим автором. После его смерти-ли-
цом, на которое автор возлагает охрану неприкосновен-
ности своего произведения, а при отсутствии таких ука-
заний - наследниками или организациями, в обязанность
которых входит охрана авторских прав. Наследники ох-
раняют неприкосновенность произведений умершего ав-
тора в пределах срока действия авторского права.

В обязанность организаций входит охрана неприкос-
новенности произведений при отсутствии наследников, а
также при прекращении их авторского права (т. е. по ис-
течении 25 лет, считая с 1 января года, следующего за го-
дом смерти автора).

-39-

Свердловский районный народный суд г. Москвы
рассмотрел дело по иску А. к одному столичному изда-
тельству. Было установлено, что стороны заключили до-
говор на издание перевода поэмы. Однако без согласия
переводчика работа была сокращена, что повлекло нару-
шение не только его права на неприкосновенность пере-
вода произведения, но и права на вознаграждение. Суд
признал действия издательства неправомерными и вос-
становил нарушенные права переводчика.

Однако неприкосновенность произведения творчества
имеет определенные пределы. При подготовке рукописи
к изданию автор вступает в контакт с редактором. По-
следний должен проанализировать произведение с точки
зрения идеологической, политической, научной, художе-
ственной, литературной, устранить шероховатости стиля,
повторения, неточности. Словом, провести такую работу,
которая улучшила бы все произведение. Однако при этом
редактор обязан руководствоваться непреложным прави-
лом, что любые изменения в рукопись можно внести толь-
ко с согласия автора.

В той степени, в какой речь шла о писателе и его пра-
ве на неприкосновенность произведения, это касается и
других категорий творческих работников. Интересная
дискуссия была развернута в связи с этим на страницах
журнала <Советский экран>. Критик С. Рассадин, кино-
драматурги Э. Володарский, В. Мережко, И. Меттер, ре-
жиссер Д. Асанова, говоря о взаимоотношениях кинодра-
матургов и режиссеров, отмечали, что кинематограф
вступил в конфликт с литературой. В ответ на слова ре-
жиссера Д. Асановой, что для нее сценарий это только
повод к импровизации, кинодраматург И. Меттер приво-
дит убедительный аргумент. Он пишет, что режиссер, из-
бравший некий сценарий для постановки, сделал это по-
тому, что именно данное литературное произведение при-
шлось ему по душе, именно оно взволновало его мысли,

-40-

его чувства. Тогда зачем же корчевать этот сценарий...
ездить по сценарию вдоль и поперек до тех пор, пока и
следа не останется от авторской мысли...

<< Предыдущая

стр. 6
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>