<< Предыдущая

стр. 7
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Творческие работники признают, что литературный
киносценарий и фильм в значительной степени несхожи.
В процессе съемок многое меняется. Но не до такой же
степени, что, как сетуют В. Мережко и Э. Володарский,
пишут они одно, а.на экране видят совсем другое. При та-
ком подходе к использованию сценария вряд ли можно
говорить о той неприкосновенности произведения, право
на которую гарантировано законом.

В силу ст. 489 ГК РСФСР автору также предоставле-
но право на перевод его произведения на другой язык.
Это значит, что без согласия автора или его правопреем-
ников перевод произведения на другой язык не допуска-
ется. Однако все еще встречаются нарушения этого пра-
вила. Так, после выхода в свет книги П. автор узнал, что
его поэма переведена на эстонский язык. П. не давал со-
гласия на перевод и не получил вознаграждения за ис-
пользование своего произведения. После обращения авто-
ра в издательство конфликт был устранен.

Описанные выше права относятся к числу личных не-
имущественных прав автора. Содержанием имуществен-
ного права является возможность получения вознаграж-
дения за использование произведения другими лицами.

Т. заключил договор с издательством на издание ру-
кописи романа. Однако в течение двух лет после одобре-
ния рукописи она не была издана. Т. обратился в суд с
иском о взыскании с издательства невыплаченной части
авторского гонорара. Суд признал заявленный иск право-
мерным и взыскал с издательства причитающийся авто-
ру гонорар.

Согласно ст. 479, 507 ГК РСФСР существует три вида
определения авторского гонорара: договорный, норматив-
ный и договорно-нормативный. Договорный порядок со-

-41-

стоит в том, что размер вознаграждения обусловливается
соглашением сторон. Это происходит при отсутствии ут-
вержденных ставок авторского вознаграждения.

Нормативный порядок определения авторского гоно-
рара исходит из наличия установленных ставок. Ставки
авторского вознаграждения устанавливаются советами
министров союзных республик за исключением случаев,
когда утверждение ставок отнесено к компетенции Сою-
за ССР. В РСФСР действует постановление Совета Ми-
нистров от 22 апреля 1975 года, в котором определены
ставки авторского вознаграждения за издания ориги-

нальных литературно-художественных произведений;
произведений политической, научной, производственно-
технической, учебной и другой литературы; за использо-
вание музыкальных и музыкально-литературных произ-
ведений; за переводы названных произведений. Здесь же
указан порядок выплаты авторского вознаграждения.
Аналогичные постановления имеются во всех союзных
республиках.

При нормативно-договорном порядке гонорар уста-
навливается на основе соглашения с автором, но в преде-
лах нормативных ставок. Иными словами, организация и
автор выбирают ставку гонорара, предусмотренную зако-
нодательством.

-42-

СОАВТОРСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Долго и плодотворно работают в изобразительном ис-
кусстве Кукрыниксы. Псевдоним объединяет имена трех
известных советских художников М. Куприянова, П. Кры-
лова и Н. Соколова. Итогом их совместного труда явля-
ются картины, сатирические плакаты, рисунки. Это луч-
ший пример соавторства. Читателю будет небезынтерес-

-42-

но узнать, как право регулирует отношения соавторства
и что оно дает каждому из авторов.

Статья 482 ГК РСФСР предусматривает, что автор-
ское право на произведение, созданное совместным тру-
дом двух или более лиц (коллективное произведение),
принадлежит соавторам совместно, независимо от того,
образует ли такое произведение одно неразрывное целое
или состоит из частей, каждая из которых имеет также
самостоятельное значение.

Из приведенного определения соавторства можно вы-
делить несколько признаков, его характеризующих: а)
совместный труд нескольких лиц; б) создание коллектив-
ного произведения; в) принадлежность авторского права
на произведение всем, кто над ним работал.
Постараемся раскрыть содержание каждого признака.
Совместный труд нескольких лиц должен носить твор-
ческий характер. Процесс совместного труда может скла-
дываться по-разному: соавторы от начала и до конца ра-
ботают над общим произведением. Некоторые соавторы
приступают к работе на любой стадии творчества-от
вынашивания замысла до завершения работы над произ-
ведением. Бывает, что один из соавторов усовершенству-
ет сделанное другим. Величина творческого вклада не
влияет на решение вопроса о признании соавторства.
Важно другое. Вклад должен быть творческим, а не ог-
раничиваться технической помощью или сотрудниче-
ством, хотя и направленными на создание единого произ-
ведения.

Сравнивая сотрудничество и соавторство, легко за-
метить, что их отличает различная степень творчества.
При сотрудничестве единое произведение создается из
произведений отдельных авторов, сохраняющих на них
авторское право. Единство и целостность такого произве-
дения достигается посредством тематической подборки,
расположения материала и т. д. Таким образом, при сот-

-43-

рудничестве совместная работа ряда лиц соавторства не
порождает.

Лица, оказывающие автору техническую помощь при
создании им произведения, также не признаются соавто-
рами. Эта помощь может выражаться в подборе материа-
ла, составлении схем, диаграмм, в сверке или считке на-
писанного автором и т. д. Однако названные действия не
отличаются той степенью анализа и синтеза, которая
свойственна творческому процессу. Чтобы эти положения
были понятны, приведем несколько примеров.

Редактирование является обязательной стадией в про-
цессе подготовки рукописи к изданию. В ст. 47 Типового
положения о подготовке рукописи к изданию 1967 года
говорится, что цель редактирования-повышение идей-
ных, научных, литературных достоинств произведения,
устранение недочетов, выполнение редакционно-техниче-
ских задач. Редакторы, выполняющие данную работу, не
становятся соавторами лиц, чьи произведения они гото-
вят к выпуску в свет. Объясняется это тем, что труд ре-
дактора только способствует улучшению чужого произ-
ведения.

В области кино возможна ситуация, когда для дора-
ботки сценария студия с разрешения автора приглашает
другое лицо. Если доработка сводится только к стили-
стической правке сценария, небольшим композиционным
перестановкам и т. д., то соавтором такое лицо не при-
знается.

В области изобразительного искусства не признают-
ся соавторами лица, дававшие консультации художни-
кам при создании ими картин: художники-исполнители,
изготовляющие по эскизам и рисункам художника-поста-
новщика декорации, макеты и т. д.; мастера, отливаю-
щие статую, и другие.

Вторым признаком соавторства является создание
коллективного произведения. Статья 482 ГК РСФСР

-44-

определяет характер такого произведения. Оно может
составлять одно неразрывное целое или части, каждая
из которых имеет также самостоятельное значение. В ра-
боте над единым и цельным произведением невозможно
установить долю творческого вклада каждого соавтора.
Поэтому соавторство в данном случае будет нераздель-
ным. Когда же в произведении можно выделить само-
стоятельные части, соавторство признается раздельным.
Оно будет таковым не только потому, что известно, кто
из соавторов создал какую часть совместного труда, но
и потому, что каждая часть произведения может исполь-
зоваться в отдельности.

Из числа произведений, создаваемых соавторами не-
раздельно, можно назвать некоторые литературные про-
изведения (рассказ, эпиграмма, эссе и т. д.), а также
произведения, части которых не имеют самостоятельного
значения, например, фельетоны братьев Тур, сценарии
братьев Васильевых, произведения И. Ильфа и Е. Пет-
рова и т. д. При нераздельном соавторстве авторское
право на произведение в целом принадлежит всем ли-
цам, участвовавшим в его создании.

При раздельном соавторстве коллективное произве-
дение может быть единым, т. е. объединяться общей иде-
ей, структурой построения, но состоять при этом из
частей с самостоятельным литературным, научным и
художественным значением. Хотя авторское право на
произведение в целом принадлежит всем соавторам,
каждый из них сохраняет авторское право на созданную
им часть коллективного произведения и может исполь-
зовать ее независимо от других частей этого произведе-
ния.

Третьим признаком соавторства является принад-
лежность авторского права всем, кто работал над про-
изведением. Этот признак мы постарались раскрыть
при характеристике видов соавторства. Здесь же следу-

-45-

ет добавить, что общая принадлежность авторского пра-
ва на одно произведение всем соавторам влечет для них
одинаковые правовые последствия. Если кто-либо из со-
авторов нарушает обязательства по созданию произве-
дения, то ответственность несут все соавторы. Раздель-
ное соавторство порождает строго индивидуальную от-
ветственность.

Отношения, складывающиеся внутри коллектива
авторов, определяются соглашением. Статья 482
ГК РСФСР не содержит обязательных требований при-
менительно к факту заключения соглашения, его форме
и содержанию. Авторы действуют по собственному ус-
мотрению. Поэтому соглашение может отражать раз-
личные вопросы, возникающие в период совместной ра-
боты соавторов, а именно: последовательность указания
имен, порядок распределения работы и гонорара, воз-
можность обозначения своего имени псевдонимом и т. д.

По форме соглашение может быть устным и письмен-
ным, но во всех случаях не должно содержать условий,
противоречащих закону. По некоторым вопросам согла-
шение оформляется только в письменной форме и под-
писывается всеми соавторами. Так, соавторы вправе вы-
дать доверенность своему представителю для ведения
переговоров с творческими организациями-театрами,
издательствами, студиями и т. д.; письменное уведомле-
ние этим организациям о распределении гонорара меж-
ду соавторами, об изменении состава соавторов и т. д.

При отсутствии письменного соглашения отношения
соавторов регулируются законом. Наличие между ними
договоренности о совместной работе может подтвер-
ждаться свидетельскими показаниями и другими пись-
менными документами. Они необходимы для устране-
ния возможного между соавторами конфликта.

Соглашением регулируется и осуществление автор-
ского права на коллективное произведение. Здесь воз-

-46-

можны два варианта. Первый касается отношений по
распоряжению произведением, представляющим собой
неразрывное целое, части которого не имеют самостоя-
тельного значения. В этом случае распоряжение создан-
ным произведением осуществляется соавторами только
сообща. При таком положении дел никто из соавторов
не вправе самостоятельно, без согласования с другими
членами авторского коллектива решать вопрос о том
или ином использовании коллективного произведения, в
частности, издании, переиздании, публичном исполнении
и т. д.

По-иному складываются отношения, связанные с рас-
поряжением коллективным произведением, в котором
отдельные его части имеют самостоятельное значение.
Согласно общему правилу соавторы должны распоря-
жаться всем произведением сообща. Для соавтора, соз-
давшего часть произведения с самостоятельным научным
или художественным значением, не требуется согласия
других коллег; он распоряжается ею по своему усмот-
рению, если иное не оговорено в соглашении соавторов.

Соглашение может затрагивать вопрос о распреде-

<< Предыдущая

стр. 7
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>