<< Предыдущая

стр. 8
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

лении вознаграждения между соавторами. Если такой
договоренности нет, распределение вознаграждения осу-
ществляется в соответствии с законом. В ст. 482
ГК РСФСР говорится, что оно должно производиться в
порядке, предусмотренном законодательством Союза
ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Но
пока этот порядок не разработан. Поэтому творческие
организации руководствуются сложившейся практикой.
Например, в издательствах при нераздельном соавторст-
ве гонорар распределяют в равных долях, а при раз-
дельном-по объему глав, разделов, параграфов, на-
писанных каждым из соавторов.

Иногда возможны изменения в составе соавторов,
работающих над общим произведением. Они могут быть.

-47-

вызваны различными причинами. Выход из состава кол-
лектива может быть связан с расхождениями в опреде-
лении идейной направленности работы, в оценке доста-
точной подготовленности произведения к выпуску в свет
и т. д. Выбывший соавтор заменяется другим лицом,
если только остальные соавторы сами не завершат всю
работу.

При наличии договорных отношений между соавто-
рами и организациями-пользователями (издательства-
ми, киностудиями и т. д.) вопрос о замене соавтора ре-
шается по согласованию с организацией. Нарушение это-
го порядка влечет определенные правовые последствия.
Так, в Типовом сценарном договоре 1978 года сказано,
что студия вправе расторгнуть договор и взыскать с ав-
тора все полученные им по договору суммы, включая
аванс, в случае привлечения автором без письменного
согласия студии третьих лиц (соавторов) для написания
литературного сценария в целом или его части (п. 9).

Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, которые
находят отражение в соглашении соавторов. В жизни их
возникает значительно больше, но их регулирование за-
кон оставляет на усмотрение коллектива авторов.

-48-

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСКУССТВА КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

Композитор написал музыку балета, оперы или пес-
ни, художник нарисовал картину или один из эскизов к
ней, писатель создал роман, повесть или воплотил свой
замысел в произведение другого жанра.

Вправе ли композитор, художник, писатель рассчи-
тывать на правовую охрану результатов своего труда?
Да, но в том случае, если это произведение обладает
определенными признаками, отличающими его от иных

-48-

результатов творческой деятельности. В ст. 475
ГК РСФСР говорится, что авторское право распростра-
няется на произведения, выпущенные в свет или не вы-
пущенные в свет, но выраженные в какой-либо объектив-
ной форме, позволяющей воспроизводить результаты
творческой деятельности автора.

В этом положении закона четко выделены признаки,
характеризующие произведение как объект авторского
права: факт творческой деятельности и объективная
форма, позволяющие воспроизводить результат этой
деятельности автора.

Для признания произведения объектом авторского
права важно, чтобы оно было результатом не любой
творческой деятельности, а лишь той, которая непосред-
ственно относится к области литературы, науки и искус-
ства. Ученые-юристы не дают однозначного ответа на
вопрос, что следует считать творческой деятельностью.
В большинстве случаев признается, что она представ-
ляет собой интеллектуальную работу, направленную на
создание нового, т. е. новых понятий, образов, форм их
воплощения.

Сознательный, интеллектуальный характер деятель-
ности творческого работника предполагает, что до того,
как произведение получает объективную форму выра-
жения, оно должно сложиться в представлении писате-
ля, композитора, художника. Формирование будущего
произведения-это не только замысел, но и материал,
который накапливает автор, осмысливает и анализиру-
ет. Иными словами, это то, что составляет основу про-
изведения.

Творческой деятельности присущ признак новизны.
Он обнаруживается, когда автор создает оригинальное
произведение, а также берет уже существующее произ-
ведение для созданий на его основе творчески самостоя-
тельного произведения. При характеристике новизны

-49-

творческой деятельности исходят из того, что она пред-
ставляет собой процесс поиска форм, технических при-
емов в работе над произведением.

Другим признаком произведения как объекта автор-
ского права является объективная форма изложения.
Иными словами, объективная форма предполагает лю-
бое ее выражение вне идеи, образа, мысли, доступное
для восприятия других. Произведение, обладающее кон-
кретной формой выражения, может быть устным, пись-
менным, в виде рисунка, чертежа, фотографии, карты
и т. д. Закон не требует завершенности произведения.
Оно может быть незаконченным и представлять собой
план, эскиз и т. д., но все равно обеспечивается правовой
охраной. Это можно проиллюстрировать хотя бы на
примере картины А. Иванова <Явление Христа народу>.
В процессе двадцатилетней работы над этим полотном
художник создал свыше шестисот этюдов и эскизов, ко-
торые позволяют проследить своеобразие его творческой
манеры. Эскизы <Голова Иоанна Крестителя>, <Понтий-
ские болота>, <Дерево в парке Гиджи>, <Выходящие из
воды> и другие занимают достойное место в числе твор-
ческих произведений, охраняемых наравне со всей кар-
тиной.

Объективная форма выражения произведения худо-
жественного творчества связана с возможностью его
воспроизведения, повторения. Оно осуществляется с по-
мощью издания, публичного исполнения, механической
или магнитной записи и т. д.

Рассмотрим некоторые виды охраняемых произведе-
ний. Литературные произведения характеризуются вы-
ражением мысли, идеи, чувства и образов посредством
слова. Особое значение придается композиции, структу-
ре, а также своеобразию изложения.

В теории авторского права анализ структуры лите-
ратурного произведения связан с выделением его от-

-50-

дельных компонентов: темы, материала, образной систе-
мы, сюжета, языка и т. д. Часть из них (тема, материал,
сюжет, идейное содержание) отнесены к не охраняемым
авторским правом. Одна и та же тема, сюжет могут раз-
рабатываться разными авторами. Тема борьбы за сво-
боду и независимость советского народа в Великой
Отечественной войне нашла отражение в картине худож-
ника Ю. Непринцева <Отдых после боя>, поэме А.Твар-
довского <Василий Теркин>, кинофильме Ю. Озерова
<Освобождение>, телевизионном фильме Т. Лиозновой
<Семнадцать мгновений весны> и т. д.

Система образов и язык как средство выражения за-
мысла автора являются определяющими в правовой
охране литературного произведения.

В одну группу с литературно-художественными про-
изведениями, отражающими действительность через си-
стему образов и обобщений, входят литературно-научные
произведения. Сравнивая эти виды литературных произ-
ведений, важно отметить следующее: для характеристи-
ки литературно-художественного произведения сущест-
венным является индивидуальность автора, выраженная
в манере повествования, особом писательском почерке.
Литературно-научные произведения исключают индиви-
дуальное восприятие автора, поскольку научная истина
добывается путем специальных методов исследования,
систематизации фактов.

В научном произведении в качестве его компонентов
выделены: постановка проблемы, метод исследования,
факты, систематизация, гипотеза и теория, язык (знако-
вая система).

Ученые-юристы считают все компоненты, кроме язы-
ка, юридически значимыми для правовой охраны лите-
ратурно-научных произведений.

Обширную группу составляют произведения искусст-
ва: музыкальные, хореографические, сценические, изо-

-51-

бразительного искусства, кино- и телефильмы и т. д. Хотя
все они относятся к объектам авторского права, уровень
их правовой охраны неодинаков.

В отношении хореографических произведений и пан-
томимы ГК РСФСР воспроизводит правило, содержав-
шееся в Основах авторского права СССР 1928 года, о
предоставлении правовой охраны при наличии указаний,
изложенных письменно или иным способом. Это правило
тем более непонятно, что в отношении ряда объектов
(речи, доклады, устные рассказы и т. д.) закон не требу-
ет вещественного закрепления, а правовую охрану предо-
ставляет. Например, устные рассказы И. Андроникова
охраняются без соответствующей фиксации, а для охраны
постановки балета требуется запись в словесной, графи-
ческой или иной форме.

Кинематографические произведения, радио- и теле-
визионные передачи как произведения искусства появи-
лись сравнительно недавно. Таким же молодым является
и правовое регулирование этих произведений творчества.
Оно нуждается в совершенствовании, чтобы дать ответы
на вопросы, связанные со спецификой данных произведе-
ний, в частности порядком их создания и использования.

В число объектов авторского права включены сцена-
рии, сценарные планы, кинофильмы. Этим самым закон
подчеркивает самостоятельность каждого из названных
произведений, а также одинаковую степень их правовой
охраны. Как и другим объектам авторского права, кино-
произведениям присущи признаки, закрепленные в ст. 475
ГК РСФСР. Безусловно, фильм создается в процессе
творческой деятельности. Он имеет объективную форму
выражения, поскольку зафиксирован на кинопленку.
Вместе с тем специфика этого вида искусства не отраже-
на в законе.

Специфика кинофильма проявляется не только в его
комплексном характере, но и в однократном воплощении.

-52-

Кинофильм-произведение синтетическое, в процессе
создания которого используются система зрительных об-
разов, звуки, искусство актеров. В результате работы
ряда авторов над отдельными объектами авторского пра-
ва (сценарий, музыка и т. д.) появляется произведение,
их объединяющее. Совместный труд режиссера, операто-
ра, сценариста, художника и т. д. находит объективное
выражение в кинофильме, который представляет собой
коллективное произведение. Это дает основание признать
лиц, работавших над ним, соавторами. Но не всех, а лишь
тех, кто внес в его создание творческий вклад.

С правовой точки зрения особенность кинофильма за-
ключается в следующем: право на произведение, которое
входит как составная часть в кинофильм, принадлежит
его автору, т. е. право на литературный сценарий-сце-
наристу, на музыку - композитору, на декоративное
оформление-художнику и т.д. Но на фильм в целом в
силу ст. 486 ГК РСФСР авторское право принадлежит
предприятию, осуществившему съемку, т. е. киносту-
дии. В этом также проявляется особенность правового
статуса кинопроизведения как объекта авторского
права.

Основу фильма составляет сценарий. И хотя закон в

равной степени охраняет и фильм и сценарий как произ-
ведения художественного творчества, тем не менее фильм
является зависимым произведением. Действительно, изо-
бражение событий, действий невозможно без сценария
или сценарного плана. Режиссер, приступающий к поста-
новке фильма по выбранному им сценарию (а последнее
время все чаще написанному совместно со сценаристом),
создает свой режиссерский план (сценарий), в котором
содержится его творческий замысел. Последовательно
изложенная раскадровка, указания о времени съемки,
месте и т. д.-все это свидетельствует о творческом по-
иске режиссера, о самобытности и оригинальности его

-53-

<< Предыдущая

стр. 8
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>