<< Предыдущая

стр. 9
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

художественного осмысливания действительности и ото-
бражения ее на экране.

Наряду с режиссерским сценарием разрабатываются
постановочный проект съемок, изобразительная и музы-
кальная стороны фильма. Репетиция с актерами, отработ-
ка отдельных сцен, их съемки, наконец, монтаж - все эти
этапы работы над фильмом соединяют в себе два момен-
та: творческий и организационный. В этом тоже прояв-
ляется специфика кинопроизводства. Фильм, заснятый на
пленку, является единственным, однократным воплоще-
нием замысла сценариста, режиссера, всех, кто внес в его
создание свой творческий вклад.

Исходя из выявленных специфических черт кинофиль-
ма, можно сказать, что кинофильм-это комплексное
произведение, возникающее в процессе организационно-
творческой работы коллектива авторов и создающее ху-
дожественный или документальный образ путем изобра-
жения событий, действий, сценических постановок.

Сравнительно немного времени потребовалось для
развития телевидения. С его помощью повседневно осу-
ществляется всестороннее и гармоничное воспитание на-
селения, пропагандируются политика партии и прави-
тельства, достижения в различных областях обществен-
ной жизни, в промышленности, сельском хозяйстве, науке
и технике, культуре, искусстве, спорте и т. д. Если раньше
телестудии осуществляли вещание в ограниченных преде-
лах (город, страна), то теперь этих пределов не сущест-
вует. Вещание на другие города и страны ведется через
ретрансляционные станции, спутники системы <Орбита>,
международные организации <Интервидение> и <Евро-
видение>.

Бесспорно, что технические вопросы телевидения ре-
шаются значительно быстрее, чем вопросы творческого
или правового характера. До сих пор остается нерешен-
ным спор о том, является ли телевидение самостоятель-

-54-

ным видом искусства. Ведь оно сочетает в себе некоторые
черты, присущие радио и кино, и вместе с тем имеет свои
специфические особенности: это-регулярный характер
вещания: относительно короткое время каждой телепе-
редачи в рамках общей программы дня: особые условия
восприятия (домашняя обстановка, школьный класс,
холл гостиницы и т. д.); воздействие на зрительное вос-
приятие аудитории: одновременность события и восприя-
тия его звукозрительного образа; достоверность инфор-
мационного материала.

На телевидении используются произведения различ-
ных видов и жанров: готовые литературные, музыкаль-
ные, художественные произведения и специально напи-
санные (телесценарии, пьесы, программы). Период ста-
новления телевидения характеризовался использованием
готовых, изданных произведений. Сейчас рождается своя
драматургия для телевидения, отражающая его особен-
ности. Но какие бы произведения (уже созданные или
специально создаваемые) ни использовало телевидение,
они являются объектами авторского права и подлежат
правовой охране со всеми вытекающими для их создате-
лей последствиями.


Говоря о правовых нормах, регулирующих авторские
отношения на телевидении, следует сказать, что они бо-
лее чем скромные. Гражданский кодекс РСФСР (ст. 475)
в числе объектов авторского права называет телевизион-
ные фильмы и передачи. Авторские отношения по созда-
нию телефильма мало чем отличаются от аналогичных
отношений в создании кинофильма. Хотя теле- и кино-
фильм имеют известное сходство, тем не менее закон
признает их самостоятельными правоохраняемыми объ-
ектами.

Телевизионная программа не представляет собой еди-
ного целого. Она состоит из ряда самостоятельных твор-
ческих произведений, разных по форме и жанрам. Под-

-55-

готовка телепередач осуществляется телеорганизациями,
за которыми закрепляется авторское право на передачу
в целом, а право на произведения, включенные в эти пе-
редачи, закрепляется за их авторами.

Точно так же авторское право на кино- и телефильм
принадлежит предприятию, осуществившему его съемку.
В то же время ст. 486 ГК РСФСР различает авторское
право организаций и авторов, чьи произведения исполь-
зованы в кино- и телефильмах. На любительский же ки-
нофильм или телефильм авторское право принадлежит
его автору или соавторам.

Развитие науки и техники расширяет способы исполь-
зования произведений литературы и искусства. Фотогра-
фия, кинематограф, звукозапись, радиовещание, телеви-
дение создают огромные возможности для воспроизведе-
ния и распространения авторских произведений. Но вне
правовой охраны еще остаются такие результаты худо-
жественного творчества, как исполнительская деятель-
ность артистов, работа режиссера, дирижера, несмотря
на то, что есть средства, способные зафиксировать их
труд для последующего воспроизведения. Иными слова-
ми, фонограмма записывает голос артиста; кино, телеви-
дение, видеозапись закрепляют результат творчества
артиста по созданию образа, режиссера - концепции
кино или телефильма и т. д. С нашей точки зрения, ре-
зультатом творческой деятельности артистов-исполните-
лей является интерпретация музыкальных, драматиче-
ских и других видов произведений. Интерпретировать-
значит истолковывать, раскрывать смысл того или иного
произведения. Каждый исполнитель вносит в интерпре-
тацию нечто свое, оригинальное, обращая внимание зри-
телей, слушателей на разные стороны произведения, ко-
торые созвучны характеру, настроению, манере автора.

Произведения Чайковского, Рахманинова, Глинки по-
разному звучат в исполнении С. Рихтера или В. Клибер-

-56-

на. То же можно сказать о поэтических произведениях.
Неоднократно в исполнении В. Качалова, В. Яхонтова,
Р. Симонова, И. Андроникова звучали стихи Пушкина,
Лермонтова, Некрасова и других поэтов. В журнале
<Русский язык> рассказывалось об исполнении стихотво-
рения Лермонтова <Смерть поэта> разными артистами,
причем указывалось на своеобразие манеры их исполне-
ния. В частности, отмечалось, что В. Качалов и Р. Симо-
нов читали стихотворение с дрожью в голосе, резко вы-
деляя его части паузами. При этом В. Качалов читал с
минимальными паузами, как бы задыхаясь от негодова-
ния; Р. Симонов делал большие паузы; А. Остужев читал
быстро, с трудом сдерживая охватившее его волнение при
мысли об убийстве Пушкина: В. Яхонтов-медленно,
как бы выражая недоумение по поводу того, как могла
произойти трагедия. Это ли нс свидетельство тех поисков,
которые свойственны процессу творчества?

Интерпретация авторского произведения, возникшая
в результате исполнительской деятельности артиста, об-
ладает объективной формой выражения, позволяющей
ее воспроизводить путем звуковой, видовой и звуковидо-
вой записи.

Право на интерпретацию, право на авторское имя,
право на неприкосновенность творческого результата и
т. д. по своей сути являются такими же правами, какими
обладает автор произведения литературы, науки и искус-
ства. Признание интерпретации объектом авторского пра-
ва откроет путь для охраны прав артистов-исполнителей
от возможных нарушений: искажений, неправомерного
заимствования и т. д. Поэтому внесение дополнений в за-
конодательство об авторском праве способствовало бы
упрочению правового положения этой категории творче-
ских работников. Аналогичного решения требует вопрос
о деятельности театральных режиссеров и дирижеров.

-57-

СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Произведения художественного творчества исполь-
зуются по-разному. Они могут быть изданы, публично
исполнены, публично показаны, переданы по радио или
телевидению, воспроизведены в кинофильме и т. д. Этот
перечень не является исчерпывающим, ибо развитие
техники рождает новые способы использования произве-
дения творчества, ранее неизвестные. Так, на смену фо-
нограммам и пластинкам пришла запись на пленку; ви-
деокассеты совмещают звук и изображение.

Автор того или иного произведения, не располагая
необходимыми средствами для его опубликования и
распространения, вступает в определенные отношения со
специализированными организациями. Эти отношения
строятся на основе соглашения, ибо закон разрешает
использование произведений другими лицами не иначе,
как на основании договора (ст. 488 ГК РСФСР). На ос-
нове этих договоров создаются, воспроизводятся и рас-
пространяются произведения художественного творче-
ства.

Закон предусматривает два типа авторских догово-
ров: договор о передаче произведения для использова-
ния и лицензионный договор. Согласно ст. 503 ГК
РСФСР (в редакции Указа Президиума Верховного
Совета РСФСР от 1 марта 1974 г.) по авторскому до-
говору о передаче произведения для использования ав-
тор или правопреемник автора передает, либо автор
обязуется создать и в установленный договором срок
передать произведение организации для использования
обусловленным по договору способом, а организация
обязуется осуществить или начать это использование в
установленный договором срок, а также уплатить авто-

-58-

ру или его правопреемнику вознаграждение, кроме слу-
чаев, указанных в законе.

Этот вид договора применяется независимо от спосо-
ба использования произведений творчества, т. е. изда-
ния, публичного исполнения в театре, на эстраде, поста-
новки в кино, на радио и телевидении.

При заключении договора необходимо выполнение
некоторых общих требований. Прежде всего это форма
договора. Статья 505 ГК РСФСР устанавливает для ав-
торских договоров письменную форму. И здесь же со-
держится отсылка к ст. 46 ГК РСФСР, которая оговари-
вает последствия несоблюдения письменной формы до-
говора. Они наступают из-за невыполнения сторонами
требования закона и лишают их права в случае спора
ссылаться в подтверждение договора на свидетельские
показания.

В ряде случаев издательство, не заключив с автором
письменного договора, тем не менее ведет с ним пе-
реписку, дает ему определенные указания, свидетельст-
вующие об отношениях, характерных для совместной ра-
боты по подготовке произведения к изданию. Возникает
1вопрос, можно ли в случае спора, если рукопись не бу-
дет издана, ссылаться на документы, говорящие о до-
говорных отношениях автора и издательства. Граждан-
ский кодекс РСФСР, как и ГК ряда союзных республик,
ответа на этот вопрос не дают. Лишь ст. 502 ГК Казах-
ской ССР содержит положение, по которому <отсутствие
письменной формы не лишает стороны права ссылаться
па другие письменные доказательства>.

В юридической литературе неоднократно высказы-
вались соображения, какие документы считать иными
письменными доказательствами. К ним относили письма,
телеграммы и другие извещения, письменное согласие
издательства напечатать представленную рукопись и т.д.
Полного перечня таких документов составить нельзя, так

-59-

как издательская практика может породить самые не-
ожиданные документы: расписки, запросы и т. д., свиде-
тельствующие об отношениях автора и издательства.

М. по договоренности с издательством приступил к
подготовке рукописи. Ему было выдано гарантийное
письмо, согласно которому издательство брало на себя
обязательство заключить договор с автором после пред-
ставления рукописи. Само гарантийное письмо закреп-
ляло за автором тему произведения, определяло объем
рукописи и срок ее представления.

В возникшем впоследствии конфликте между авто-
ром и издательством в качестве основного аргумента по-
следнего выдвигалось отсутствие договора, но районный
народный суд не принял это во внимание, а гарантийное
письмо расценил как фактическое вступление издатель-
ства в договорные отношения с автором,

В случае спора при отсутствии должным образом
оформленного договора судебные органы, как правило,
истребуют все возможные документы, позволяющие
установить наличие или отсутствие отношений между ав-
тором и издательством.

<< Предыдущая

стр. 9
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>