стр. 1
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В. Л. Чертков

АВТОРСКОЕ ПРАВО
В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Москва

<Юридическя литература>
1989

Рецензент канд. юрид. наук С. А. Чернышева
Редактор В. И. Кулешова

Чертков В. Л.
Ч50 Авторское право в периодической печати.-М.
Юрид. лит., 1989,-144 с.-ISBN 5-7260-0151-6.

В книге освещаются вопросы защиты авторским правом публикаций в
печати произведений специальной и художественной литературы, инфор-
мационных материалов, фоторабот, графики.

Автор рассматривает основные жанры публикаций в газетах и жур-
налах, дает общее определение периодических изданий, выходящих в
СССР, останавливается на положении редакций в системе государствен-
ных организаций, на их авторских правомочиях, а также на личных и
имущественных правах авторов.

Для работников периодических изданий, а также авторов журналов
и газет.

Издательство <Юридическая литература>, 1986



Авторское право в качестве самостоятельного раздела вхо-
дит в Основы гражданского законодательства Союза ССР
и союзных республик и гражданские кодексы союзных рес-
публик. Правительством каждой республики установлены
ставки авторского вознаграждения (в РСФСР они утвер-
ждены постановлением Совета Министров РСФСР <О став-
ках авторского вознаграждения за издание произведений
науки, литературы и искусства> от 19 декабря 1988 г.
№ 532 (*1) ). Госкомиздат СССР утвердил типовые издатель-
ские договоры (*2) и Типовое положение о журнале (*3). Верхов-
ный Суд СССР 18 апреля 1986 г. принял постановление <О
применении судами законодательства при рассмотрении
споров, возникающих из авторских правоотношений> (*4). Соз-
дано Всесоюзное агентство по авторским правам (*5).

В составе Союза журналистов СССР учрежден Всесо-
юзный совет по профессиональной этике и праву, в Поло-
жении о котором предусмотрена специальная секция по
вопросам права (*6).

Однако этим не охватывается вся специфика журналист-
ского творчества, не отражена она и в юридической лите-
ратуре по авторскому праву. Настоящая работа преследует
цель проанализировать и обобщить действующие норма-
тивные акты и сложившуюся практику, внести предложе-
ния по усовершенствованию авторского права в периоди-
ческой печати.

Нельзя не учесть и веления нашего времени. Доктор
юридических наук профессор В. Дозорцев справедливо от-
мечает: <Методы административного руководства, преобла-
давшие и в творческой сфере, сильно ограничивали роль
авторского права. Теперь центр тяжести перемещается на
человека, иной смысл обретают его права. Любой недоста-
ток здесь становится видимым и нетерпимым. Вывод мо-
жет быть только один. Изменения в авторском праве долж-

(**1) СП РСФСР, 1989, № 5, ст. 23.
(**2) См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств
СССР, 1975, № 7, с 34.
(**3) См.: Нормативные материалы по издательскому делу. Справочник.
М., 1987, с. 451.
(**4) См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1986, № 3, с. 19.
(**5) См.: Устав Всесоюзного агентства по авторским правам. М., 1974.
(**6) См.: Журналист, 1988, №4, с. 59.

-3-

ны идти в соответствии с проводимой в стране перестрой-
кой> (*1).

С перестройкой связана и гласность, где роль печати не
требует пояснений или обоснований. Важно лишь не упус-
кать из виду, что гласность-не кампания. Это стабильные
отношения печати и всех общественных институтов. А ста-
бильность без юридической регламентации, без правового
восприятия ненадежна.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИКИ,
ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ

Все материалы, публикуемые в газетах и журналах, за ис-
ключением нормативных актов (постановления правитель-
ства и др.) и объявлений (метеорологические и т. п.), объ-
единены одним общим признаком-творчество. Они защи-
щаются авторским правом, являются его объектами и об-
ладают признаками, предусмотренными ст. 475 ГК РСФСР.

Авторское право распространяется на произведения на-
уки, литературы или искусства независимо от формы, наз-
начения, достоинства произведения, способа воспроизведе-
ния, выпуска или невыпуска в свет. Для правовой охраны
необходимо лишь, чтобы произведение было творческим и
выражалось в объективной форме, которая давала бы дру-
гим лицам и организациям возможность воспроизводить ре-
зультат творчества автора. Такой формой могут быть руко-
пись, изображение, пленка и т. п., а такими произведени-
ями-устные, письменные, музыкальные, фото и др. Полу-
чив внешнюю форму, творчество воплощается в произведе-
нии. Произведение же может использоваться другими ли-
цами для выпуска в свет, переделок или различных форм
заимствования. За его использование выплачивается гоно-
рар. Именно в такой внешней форме произведение нужда-
ется в правовом регулировании. Это относится и к произве-
дениям периодики.

Информационные материалы

Как правило, все произведения периодики передают чита-
телю информацию о конкретных, а не вымышленных фак-
тах, о реальных людях, а не художественных образах. Ма-

(**1) Сов. культура, 1987, 29 дек. :.

-4-

териалы общественно-обезличенные для журналистики не-
характерны.

Прежде всего о творчестве в информации как правовом
признаке.

Директор одного крупного французского издательства
как-то сказал начинающему журналисту: <Знайте, молодой
человек, что существует способ рассказать в легитимистс-
ком духе самую банальную новость о том, как карета зада-
вила собаку>. И действительно, при помощи простой ин-
формации читатель подвергается иногда более действенной
обработке, чем при любых комментариях. Таким образом,
перед современной газетой открываются две возможности.
Она может быть поставщиком огромного количества инфор-
мации и в беспорядке изливать ее на голову читателя, ко-
торый будет тогда скользить от факта к факту, не имея
возможности правильно оценивать их. Газета может также
стать <осмыслением> последних событий и с помощью ком-
ментария связывать одно событие с другим, придавая ему
должный масштаб. Читателя в этом случае информируют
в подлинном смысле этого слова, он понимает смысл про-
исходящих событий и поэтому может правильно о них су-
дить.

Далее, информация как один из наиболее распростра-
ненных газетных материалов-это литературное отражение
факта, события, явления, к какой бы области жизни, зна-
ния, политики, культуры, экономики, науки, техники они ни
относились. Как пишет Л. А. Истомин, сами по себе факты,
события, явления-еще не информация. Подлинная инфор-
мация должна иметь оперативный повод для своего возник-
новения. Он-то и отличает этот материал, скажем, от справ-
ки, придает ему актуальность и то самое общественно-по-
литическое значение и звучание, которые делают его ин-
формацией (*1).

Но литературное отражение факта означает его изло-
жение с соответствующими стилевыми особенностями. От-
сюда, как отмечает Г. Я. Солганик, сдержанность, бесстра-
стность, объективность сообщения (устранения авторского
<я>, личности пишущего, почти полное отсутствие мораль-
но-волевых оттенков в сообщении) (*2).

Значит, сами по себе факты, события, явления-еще не
информация. Литературное отражение факта означает его

(**1) См.: Истомин Л. А. Система пропаганды и информации в
СССР. М., 1968, с. 23.
(**2) Солганик Г. Я. О языке газеты. М., 1968. с. 19.

-5-

изложение с соответствующими стилевыми особенностями.
Но главное в информации-это отбор и подача фактов,
т. е. творчество-обязательный признак объекта автор-
ского права. Ю. М. Власов так обосновывает творческий
характер информации в периодике: <Между фактом дей-
ствительности и фактом журналистики, который преподно-
сится читателю, слушателю, зрителю с телеэкрана, всегда
стоит коммуникатор... Коммуникатор-журналист вычленяет
из всего многообразия, сплетения фактов какие-то единицы
и при этом неизбежно накладывает на выбор и описание
даже простого в основе факта свой субъективный отпеча-
ток> (*1). Тем самым коммуникатор-журналист становится
субъектом авторского права на информацию, на созданный
им информационный материал.

Возникает проблема использования одних и тех же
фактов для информации разными журналистами и органа-
ми печати.

Исходя из смысла ст. 475 ГК РСФСР не защищаются
авторским правом идея, замысел и т. п., не имеющие объ-
ективной формы рукописи, пленки, опубликованной статьи,
книги и пр. Такой формы не имеет событие, пока оно не из-
ложено в форме газетно-журнальной информации. Только
изложение превращается в объект авторского права, т. е.
получает правовую защиту.

Следовательно, нарушением авторского права является
не сообщение в разных органах печати об одном и том же
событии (достижение на производстве, премьера спектакля,
спортивный рекорд и т.д.), а дословная или завуалирован-
ная перепечатка сообщения о нем, повторение подачи мате-
риала, творчески разработанного одним журналистом и за-
имствованного другим.

Другая часть проблемы-заимствование фактов и ин-
формации, добытых одним журналистом для своей редак-
ции и помимо его воли используемых другим журналистом.
Здесь уже налицо вторжение в правомочия, где юридиче-
ское вмешательство необходимо.
Какое здесь возможно нормативное решение?
Правильнее исходить из установленной законом объек-
тивной формы как обязательного признака объекта автор-
ского права.

Вспомним ст. 475 ГК РСФСР, согласно которой произве-
дение защищается авторским правом только тогда, когда

(**1) Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. - Вестник
МГУ, 1971, №3, с. 84.

-6-

оно выражено в объективной форме, позволяющей воспро-
изводить результат творческой деятельности автора, т. е.
рукописи, пленки, опубликованные статьи, книги и пр. Но
такую. форму не имеет само событие, пока оно не изложе-
но в виде газетно-журнальной информации. Тем самым уже
не само событие, а именно его изложение превращается в
объект авторского права, т. е. получает правовую защиту.

Авторское право на сообщаемую информацию ТАСС
принадлежит агентству, а не его сотрудникам. Поэтому в
силу п. 5 ст. 492 ГК РСФСР ссылка на информацию ТАСС
правомерна, но с обязательным указанием фамилии авто-
ра и источника заимствования выпущенных в свет произве-
дений. По такому пути идет сложившаяся практика. Следо-
вательно, присвоение информации без ссылки на ТАСС, вы-
дача ее журналистом за собственную информацию, если
она в действительности исходила от ТАСС, является нару-
шением авторского права этой организации.

Существует институт аккредитования журналистов при
определенных мероприятиях (фестивалях, конференциях,
соревнованиях и др.).

Например, Госкомитетом СССР по физкультуре и спор.
ту утверждено специальное Положение о службе прессы и
информации на крупнейших всесоюзных и международных
соревнованиях, проводимых в СССР. Согласно Положению,
на администрацию спортивного сооружения, где проводят-
ся соревнования, на оргкомитет соревнований, а при его
отсутствии-на главную судейскую коллегию и федерацию
спортивных журналистов возлагается обязанность по ор-
ганизации службы прессы, руководству аккредитованными

стр. 1
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>