<< Предыдущая

стр. 15
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

мы оплаты, когда работник получает и зарплату, и автор-
ское вознаграждение по месту работы. Хотя здесь налицо
элементы гражданского права (авторское вознагражде-
ние), но оплата лимитируется в связи с трудовыми право-
отношениями. Авторское вознаграждение не выплачивает-
ся сотрудникам журналов за работы, которые входят в
круг их должностных обязанностей: редактирование, со-
ставление указателей помещенных в журнале статей, под-
борка нормативных актов, организация литературных и
фотоиллюстративных материалов и т. п. (*1).

Но штатный сотрудник, естественно, может выполнять
для своей газеты и творческую работу. Так, корреспон-
дент вправе писать материалы и публиковать их. Он же
может делать фотоснимки и получать за это гонорар. Труд
этот не нормируется, он выполняется в порядке граждан-
ского правоотношения, и за него допускается выплата ав-
торского вознаграждения штатным сотрудникам.

Вопрос в том. что считать опубликованным творческим
произведением. Гонорар сотруднику редакции начисляется
за общую сумму опубликованных им строк. В эту сумму
входят и материалы, написанные или подготовленные дру-
гими авторами. В итоге за один и тот же материал гоно-
рар начисляется дважды: самому автору и сотруднику ре-
дакции. Но чтобы это нарушение не бросалось в глаза,
сотрудникам редакции на газетных полосах разметка не
делается...

Например, редактор за своей подписью дал расширен-
ную информацию да небольшой отчет. В общей сложно-
сти это составило примерно 600 строк. В отчете же
об итогах работы за месяц, подаваемом в бухгалтерию,
написал, что им опубликовано 1875 строк. В это число во-
шли доклад, прочитанный на пленуме и опубликованный
в газете, статьи ученого, юристов и медицинских работни-
ков, подготовленные к печати лично редактором. Такая си-
стема поощряет <гнать вал>, невзирая на качество или
нужность продукции. Скажем, длинное изложение доклада
сдать в секретариат будет всегда <выгодней>, чем острое

(**1) См.: Труд и заработная плата работников издательств и редак-
ций журналов, с. 7.

-75-

письмо читателя на актуальную тему в 30 строк. Но ведь
гонорар-это не премиальный фонд, а использовать его
следует лишь по прямому назначению.

Абсолютно правы те, кто считает, что не следует пла-
тить авторское вознаграждение за организационную рабо-
ту, которая оплачивается заработной платой, причем за
сами <организованные> материалы нередко выплачивается
гонорар авторам. Но есть и защитники оплаты за <орга-
низованный материал>, которые подразумевают под ним
творчество сотрудников редакции, пишущих статьи за ав-
тора, давшего лишь цифры и факты. Но по сути здесь не
что иное, как упоминавшееся ранее <заавторство>. Полу-
чается, что нарушение этических норм советской печати-
когда пишет один человек, а ставится подпись другого -
ведет к нарушению юридических норм: гонорар выплачи-
вается лицу, подписи которого нет под материалом и кото-
рое поэтому не может считаться его автором или соав-
тором.

Думается, что понятие <опубликованный материал>
применительно к творчеству штатных журналистов долж-
но быть четко разделено на две категории: материал офи-
циальный или принадлежащий другим авторам и матери-
ал, созданный самим журналистом, являющийся объектом
его авторского права. Для первой категории существует
оплата в виде заработной платы и премии, для второй-
авторское вознаграждение.

Возникает также вопрос об оплате публикуемых в га-
зете изложений докладов, различных решений, отчетов
и т. п.

Дело в том, что изложение документа со своими выво-
дами или комментариями-это тоже творческая литера-
турная работа. Оплачивать ее, может быть, следует не по
высшим ставкам, но оплачивать нужно. Не выплачивается
гонорар в том случае, если опубликован сам документ или
его часть, т. е. журналист не вложил в материал никакого
творческого труда (*1).

При определении среднего заработка работников мно-
готиражных газет учитывается основная заработная плата
и производственные премии, выплачиваемые из фонда за-
работной платы. Поскольку объем работы, выполняемой
сотрудниками многотиражных газет и местного радиове-
щания, не укладывается в нормированный рабочий день,

(**1) См.: Журналист, 1981, № 6, с. 59.

-76-

то большинство министерств и ведомств, на предприятиях
которых издаются многотиражные газеты, включило долж-
ности работников редакций газет и заводского радиове-
щания в перечень лиц с ненормированным рабочим
днем.

За время нахождения работника в служебной коман-
дировке заработная плата выплачивается исходя из долж-
ностного оклада и того авторского вознаграждения, кото-
рое причитается за работу, выполненную по служебному
заданию, с которым командировка была связана.

Написанный сотрудником материал во время отпуска
в случае опубликования подлежит оплате гонораром'.

Следует остановиться на исчислении пенсий штатным
журналистам. Пенсия исчисляется из среднего заработка
без его расшифровки на должностной оклад и авторское
вознаграждение во месту работы.

Гонорары за разовые выступления в периодической пе-
чати рассматриваются во всех случаях не иначе как вы-
платы единовременного или случайного характера и по-
тому не учитываются при выплате пенсий (*2). Правда, оста-
ется неясным, какой орган и по каким критериям опре-
деляет разовость выступлений. Но сам приведенный прин-
цип верный. Ведь авторское вознаграждение, как указано
выше, включается в средний заработок, а авторское воз-
награждение, выплаченное другими редакциями, такому
учету не подлежит. Но если не учитывается такой гонорар
в период работы журналиста, то тем более он не подлежит
учету, когда журналист становится пенсионером. В этом
качестве он никак нс должен отличаться от других пен-
сионеров, и при публикации его произведений полученный
гонорар не должен отражаться на пенсии.

Против этого можно было бы возразить одно: если жур-
налист, перейдя на пенсию, будет систематически и в боль-
шом объеме публиковаться и получать гонорар, то эта
оплата станет для него постоянным заработком наряду с
пенсией. Но такое опасение только кажущееся. Пенсионер
в качестве нештатного журналиста никак не может давать
<на-гора> творческую продукцию с гонораром, равнознач-
ным систематическому заработку.

(**1) См.: Труд и заработная плата работников издательств и ре-
дакций журналов, с. 300.
(**2) См.: Социальное обеспечение в СССР. Сборник нормативных
актов. М., 1986, с. 297.

-77-

Лицам, получающим доходы от занятия литературной
деятельностью, пенсии выплачиваются с учетом такого до-
хода. Учитывается то, что фактически получено в истек-
шем месяце. Это означает, что, когда пенсионер работает
над книгой и не имеет заработка, пенсия ему выплачива-
ется полностью.

С учетом авторского вознаграждения пенсия выплачи-
вается в те месяцы, когда вознаграждение было фактичес-
ки получено. Если в эти месяцы пенсия и заработок пре-
высят 300 руб., то размер ее будет уменьшен до этой сум-
мы. Данный порядок распространяется на пенсионеров --
членов творческих союзов, в том числе и на членов Союза
журналистов СССР, не работающих на предприятиях, в
учреждениях и организациях, но продолжающих творчес-
кую деятельность. При этом учитываются все виды воз-
награждения за творческую деятельность: за создание про-
изведений, редактирование, переводы и др.

Работающим членам Союза журналистов СССР пенсия
по старости выплачивается в полном размере в пределах
150 руб. в месяц вместе с заработной платой, если они
не имеют права на более льготный порядок выплаты пен-
сии, предусмотренный постановлением Совета Министров
СССР от II сентября 1979 г. № 862.

Размеры авторского вознаграждения

Ставки авторского вознаграждения устанавливаются Со-
ветами Министров союзных республик и в отдельных слу-
чаях союзными ведомствами, а при отсутствии утвержден-
ных ставок размер авторского вознаграждения определя-
ется соглашением автора с организацией, использующей
его произведение (ст. 479 ГК РСФСР).

Самостоятельное государственное нормирование автор-
ского вознаграждения в периодической печати почти от-
сутствует. Газет оно не коснулось, так как размер автор-
ского гонорара на один номер для различных газет неоди-
наков. Оплата производится только по гонорарной шкале,
утвержденной редколлегией (редактором), в которой пре-
дусмотрены расценки на все основные виды литературных
и иллюстрационных материалов, публикуемых в газете.
Вот пример таких расценок, установленных редакцией
Альметьевской газеты <Знамя труда> (Татарская АССР):

-78-

Размер материала Стоимость
(в строках) (в рублях)

Передовая 180 8-10
Очерк 300 15-20
Зарисовка 180 6- 10
Статья 200 8-14
Корреспонденция 150 4-7
Отчет 300-500 6-10
Информация 60 2-3
Фельетон 200 8-12
Рассказ 300 15-20
Стихи 1 стр 10--15 коп.
Обзор писем 160 4-5
Фотография - 2-3
Репортаж 150 4-5
Плакат для праздничного номера до 12
Колючие строки 60 4-5
Интервью 150 4-7
Миниатюры (сатирические) 2

В пределах этой <вилки>, естественно, учитываются те-
ма, актуальность и качество (*1).

Для журналов и такой шкалы нет. Поэтому в редак-
циях газет и журналов размер авторского вознаграждения
согласно ст. 479 ГК РСФСР должен определяться согла-
шением с автором. Однако отсутствие обязательной пись-
менной формы авторского договора практически влечет за
собой одностороннее определение размера гонорара, кото-
рое имеет место после того, как автор работу выполнил,
сдал, работа от него была принята, утверждена к выпус-
ку или выпущена в свет. Как правило, до этого момента
автор не знает, какое вознаграждение он получит, т. е. он
ставится перед фактом начисления и выплаты вознаграж-
дения по усмотрению редакции.

Это усмотрение определяется экономическими фактора-
ми. Обычно редакции газет и журналов определяют став-
ки оплаты, исходя из своего общего фонда гонорара, уста-
новленного на один номер. Размер этого фонда зависит
от профиля, объема и тиража.

Нештатные литераторы не ставятся в известность о
фондах редакции и, как правило, не знают, какой гонорар

(**1) См.: Журналист, 1986, № 11,0.44.

-79-

им будет выплачен, до той минуты, когда они расписы-
ваются в его получении. Выплата производится единовре-
менно и чаще всего после публикации материала.

Б. Д. Лебин и Г. А. Цыпкин пишут: <Ряд периодичес-
ких изданий производит частичную (лишь за отдельные
помещенные в них статьи) выплату гонорара, а некоторые
из них вообще не выплачивают гонорар за публикуемые
в них литературные научные произведения, о чем автор
должен быть осведомлен при передаче в журнал своего
сочинения>'. Следовательно, автор заранее предупрежда-
ется, если гонорар не выплачивается. Но когда такого пре-
дупреждения нет, автор не знает, какой гонорар ему бу-
дет выплачен. Причина такого положения - отсутствие
письменного договора и утвержденных ставок оплаты. Од-
нако до выпуска материала в условиях динамичной рабо-
ты в периодике неизвестно, будет ли произведение исполь-
зовано и в каком объеме. Такое же положение и при из-
дании книжной продукции, но благодаря договору авторы
могут знать, когда и в каком размере им причитается го-
норар.

<< Предыдущая

стр. 15
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>