<< Предыдущая

стр. 17
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

по более высоким ставкам, чем переводные. Вознагражде-
ние за перевод очерков, статей и т.п. не может превышать
вознаграждения за создание оригинальных материалов,
хотя и то и другое является работой творческой.

В журналах и газетах оплата оригиналов произведений
и их переводов производится из общего гонорарного фон-
да, размер которого определяется в журналах-с учетом
расчетной ставки на один авторский лист, а в газетах -
на номер издания. Поэтому вознаграждение за перевод ма-
териала зависит не только от размера и других характе-
ристик произведения, но и от того, в каком издании оно
публикуется. Например, в центральных газетах оплата бо-
лее высокая, чем в областных и местных.

Размер вознаграждения устанавливается в соответст-
вии с утвержденной главным редактором (редакционной
коллегией) шкалой, которая разрабатывается в пределах

(**1) См.: Авторское право. Сборник нормативных актов. М., 1985,
в, 260.

-85-

суммы авторского гонорара, выделенной на номер того или
иного журнала, газеты. В этой шкале, как правило, пре-
дусмотрен и перевод (*1).

Наконец, входит ли гонорар в расчет основного зара-
ботка? Президиум ВЦСПС постановлением от 12 ноября
1984 г. (п. 86) разрешил включить в средний заработок
во всех случаях гонорар, получаемый творческими сотруд-
никами редакций по месту работы. Корреспондент-твор-
ческий работник. Поэтому к окладу в редакции нужно
приплюсовать гонорар, который он получал там. Это и бу-
дет средний заработок. При этом общая сумма (зарплата
плюс гонорар), из которой исчисляется средний заработок,
не должна превышать 220 руб. в месяц (*2).

И еще, не имеет значения для размера гонорара со-
стоит ли автор в творческом союзе (журналистов и др.).

С гонорарных сумм взыскиваются алименты независи-
мо от того, получает автор гонорар в своей редакции или
какой-то другой (*3).

Здесь уместно остановиться на порядке выплаты гоно-
рара нештатному автору, сотрудничающему в нескольких
газетах. Его не извещают, где материал опубликован, т. е.
он может это узнать только по самим публикациям. Но за
ними надо следить. При получении гонорара обычно бух-
галтерия не указывает, в каком номере или за какое чис-
ло материал опубликован. Соответственно бухгалтерии
разных редакций не знают, удерживать ли при выплате
алименты, судебный исполнитель проследить не может и,
выходит, все зависит от честности плательщика и опера-
тивности получателя. Единая регистрация не ведется. Не-
сомненно, нужно разработать и нормативно закрепить по-
рядок в этом вопросе.

Случаи, когда авторское
вознаграждение не выплачивается

Авторское вознаграждение выплачивается всегда, <кроме
случаев, указанных в законе> (ст. 479 ГК РСФСР). Ка-
ковы же эти случаи?

К таким произведениям относятся научные статьи, на-
писанные штатными научными работниками и преподава-

(**1) См.: Журналист, 1983, №11, с. 66.
(**2) См.: Социальное обеспечение в СССР. Сборник нормативных ак<
тов, С. 274.
(**3) См.: Бюллетень Госкомтруда СССР, 1971, №4, с. 4.

-86-

телями высших учебных заведений по индивидуальному
плану научно-исследовательских работ. В п. 12 постанов-
ления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля
1986 г. предусмотрено, что плановыми следует считать та-
кие работы сотрудников научно-исследовательских инсти-
тутов и преподавателей высших учебных заведений, кото-
рые включены в их индивидуальные планы или после опу-
бликования зачтены в выполнение этих планов. Имеется
в виду, что за выполнение индивидуального плана выпла-
чивается заработная плата и вторичная оплата той же ра-
боты авторским гонораром не допускается.

Когда говорят о <работах> и <произведениях>, не рас-
шифровывают форму их издания-книжная или в виде
статьи в научном журнале. Как известно, плановые науч-
ные работы часто публикуются в виде журнальных статей.
Тогда оплата за них не полагается. Но как установить,
что данная статья является плановой работой? На книж-
ные издания издательства могут потребовать от штатных
научных сотрудников и' преподавателей высших учебных
заведений справку с места работы о том, что данная ру-
копись не является плановой.

Такой порядок предусмотрен п. 20 Типового издатель-
ского договора на литературные произведения, утвержден-
ного Госкомиздатом СССР 24 февраля 1975 г. № 88 (*1).

Для периодики такой порядок не установлен. Штатные
научные сотрудники и преподаватели высших учебных за-
ведений, таким образом, могут публиковать свои плановые
работы в виде научных статей, получая за них гонорар
наряду с зарплатой. Представляется правильным обязать
редакции журналов при публиковании научных статей ука-
занных лиц требовать от них подтверждения того, что эти
статьи не являются плановой научной, работой или ее
частью.

Во всех журналах могут публиковаться статьи научнцлх
работников, за которые не выплачивается заработная пла-
та. Понятно, что за их публикацию авторское вознаграж-
дение выплачивается, иначе большая и трудоемкая работа
по созданию научных статей остается без оплаты. Необхо-
димо ввести единый порядок оплаты статей неплановою
характера и статей, входящих в плановые научные рабо-
ты, как это установлено для книжной продукции.

(**1) См.: Бюллетень нормативных актов министерств н ведомств,
1975, № 7, с. 34-44.

-87-

Некоторые научно-исследовательские учреждения при
выполнении плановых научных работ не укладываются в
свои штатные возможности и привлекают специалистов со
стороны как соавторов штатных научных работников. Пе-
реданная для публикации работа не подлежит оплате, а
редакциям безразлично, кто из авторов является штатным,
а кто нештатным. Привлекая нештатного автора, научное
учреждение должно брать на себя обязанность оплаты его
работы, включая и публикацию. Такой порядок следовало
бы применять и при публикации плановых научных работ
в журналах. Однако проблема упирается в отсутствие го-
норарного фонда. Авторы предпочитают не спорить и ос-
таются без оплаты.

Редакции некоторых журналов не выплачивают автор-
ское вознаграждение во всех случаях, независимо от того,
плановая статья или неплановая. Об этом специально объ-
является без каких-либо обоснований или объяснений.

Не практикуется выплата авторского вознаграждения
за публикацию материалов в стенной и многотиражной
печати предприятий и учреждений. Это объясняются тем,
что такие издания обычно распространяются бесплатно и
тем самым не дают прибыли.

Штатные работники газет не должны получать гонора-
ры за редактирование рекламы и различного рода объяв-
лений, соболезнований и т. п. Тексты объявлений присы-
лаются в редакцию гражданами и организациями. Кор-
респондент их только готовит к печати и поступает с ними
так же, как и с любыми иными оригиналами. Это его пря-
мая обязанность и оплачивается она заработной платой.
В должностной инструкции (положении об обязанностях
корреспондента), которую разрабатывают в каждой редак-
ции, можно предусмотреть это, тогда не будут возникать
недоразумения и конфликты. Даже если корреспондент
сам пишет текст объявления или соболезнования, все рав-
но гонорар ему за это платить не следует. Ведь в законе
записано, что гонораром оплачиваются опубликованные
литературные произведения. Объявления же литературны-
ми произведениями не являются (*1).

От рекламных объявлений отличаются рецензии, подле-
жащие оплате, потому что в них всегда содержится тот или
иной анализ резензируемого произведения. Рекламное же

(**1) См.: Журналист, 1985, № 6, с. 51
-88-

объявление содержит только сообщение и также, как ан-
нотация, не оплачивается.

В обязанности штатных научных работников не входит

и в выполнение их индивидуального плана не засчитыва-
ется популяризация научных исследований, ведущихся по
по месту их работы, а поэтому публикация ученым попу-
лярных статей на тему, входящую в его плановое задание,
подлежит оплате авторским вознаграждением на общих
основаниях. Такова сложившаяся практика (*1)

Возврат автором полученного
вознаграждения

Выплаченное авторское вознаграждение не подлежит ис-
требованию, за исключением случаев счетной ошибки ре-
дакции как плательщика или недобросовестности автора-
получателя (п. 3 ст. 474 ГК РСФСР). Это общее правило,
даже не входящее в раздел <Авторское право>, где есть
специальная норма. Согласно ст. 511 ГК РСФСР автор
обязан возвратить вознаграждение, полученное по договору,
если он расторгнут организацией по причинам просрочки
представления произведения, создания его не в соответ-
ствии с условиями договора, недобросовестного выпол-
нения заказанной работы, отказа от предложенных исправ-
лений в пределах условий договора, перепоручения зака-
занной работы другому автору или заключения автором
договора на ту же работу с другой организацией. Все эти
основания, кроме недобросовестности, неактуальны в ус-
ловиях работы периодики из-за отсутствия письменной
формы договора, регламентирующего сроки и другие усло-
вия.

Под недобросовестностью понимается неправомерное ис-
пользование автором чужих произведений, представление
им своего ранее опубликованного произведения под видом
нового, преднамеренное искажение фактов в документаль-
ном произведении, включение в рукопись непроверенных
данных и т. д. Этот перечень возможных недобросовестных
действий является ориентировочным. Однако недобросо-
вестность может быть установлена только судом, и обязан-
ность доказать недобросовестность автора лежит на орга-
низации, вступившей с ним в договорные отношения.

(**1) См.: Сутулов Д. М. Указ. соч., с. 184.

-89-

Специфика работы в периодической печати дает воз-
можность публикации в различных газетах и журналах.
Если это делается недобросовестно, а именно: ранее опуб-
ликованный материал представляется как новый, в него
включаются непроверенные данные или искажаются фак-
ты и т. п., то такие недобросовестные поступки могут быть
вскрыты как до, так и после публикации. Если недобросо-
вестность автора обнаруживается до публикации, то пуб-
ликации, как правило, не бывает и вознаграждение авто-
ру не выплачивается. Таким образом, авторское правоот-
ношение не возникнет при представлении материала по
инициативе автора или будет расторгнуто при наличии
заказа редакции.

Иное дело, когда недобросовестность автора обнаружи-
вается после публикации материалов и выплаты гонорара.
Именно недобросовестность, а не творческая неудача авто-
ра. Презюмируется, что неудачный материал не публику-
ется и что редакция, приняв решение о публикации, счи-
тала материал удачным. Если обнаруживается, что это не
так, т. е. выявляется творческая неудача, то налицо ошиб-
ка редакции. Такая ошибка не дает права на обратное ис-
требование авторского вознаграждения. Это право возника-
ет при обнаружившейся после публикации недобросовест-
ности автора, материал уже был ранее опубликован, факты
искажены и т. п. Такие действия автора могут быть только
виновными, и, если они доказаны редакцией в судебном
порядке, для автора наступает обязанность вернуть полу-
ченное вознаграждение.

Вопросы же о сроках представления произведения, обя-
зательности переделок в рамках условий договора, одно-
стороннего перепоручения работы другому автору, само-
вольной передачи ее другой редакции в условиях деятель-
ности периодической печати остаются нерешенными, пока
не будет установлена письменная форма авторского дого-
вора.

Материальная ответственность
редакций за утрату рукописей
и оригиналов произведений

Если нарушением прав автора ему причинены убытки, то
автор вправе требовать их возмещения (ст. 500 ГК РСФСР).

<< Предыдущая

стр. 17
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>