<< Предыдущая

стр. 18
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Под убытками понимаются неполученные доходы, т. е.

-90-

такие, которые были бы получены, если бы не было нару-
шено право (ч. 2 ст. 219 ГК РСФСР). Применительно к
авторскому праву в п. 11 постановления Пленума Верхов-
ного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. судам дано указание
при исчислении убытков исходить из ставок авторского воз-
награждения для данного вида работ. В периодической пе-
чати, где ставки отсутствуют, следует исходить из установ-
вившейся практики оплаты.

Судебная практика при рассмотрении возникающих
споров о возмещении убытков в связи с утратой рукописей
и оригиналов неустойчива. Известны судебные решения,
которыми издательства обязывались уплатить авторам
обусловленный гонорар полностью. В некоторых случаях
суды ограничивались взысканием суммы, возмещающей
автору расходы на перепечатку. Суды нередко исходят из
того, что у автора должен сохраниться экземпляр, а не из
того, что если бы рукопись не была утеряна, то она была
бы издана.

Оригинал и эскиз графического произведения являются
собственностью автора и передаются лишь для воспроизве-
дения с обязательным возвратом (если иное не обусловлено
договором). В случае утери или невосстановимой порчи
оригинала автору сверх обусловленного и выплаченного
вознаграждения выплачивается еще 100% той же суммы,
если полиграфическая проба не сохранилась, 75%-если
она сохранилась и 50%-если оригинал испорчен, но мо-
жет быть восстановлен (*1). Такая жесткая регламентация
объясняется неповторимостью, уникальностью оригиналов
и эскизов изопроизведений, их вещественным характером.

Думается, что аналогичное положение должно быть ус-
тановлено и для случаев утери рукописей. Нельзя исходить
из догадок, что у автора должен сохраниться экземпляр или
что неизвестно, была бы издана рукопись, если бы ее не
потеряли, уничтожили или испортили. Такой утерей, пор-
чей или уничтожением рукописи ее автор лишается воз-
можности осуществить свое право на опубликование про-
изведения.

В случае возникновения судебного спора обязанность
доказать сам факт сдачи редакции рукописи лежит на
авторе как лице, возбудившем конфликт (ст. 50 ГПК
РСФСР).

(**1) См.: Нормативные материалы во издательскому делу, с. 449.

-91-

ПРАВООТНОШЕНИЯ АВТОРОВ
С РЕДАКЦИЯМИ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

Авторские и трудовые
правоотношения

Следует остановиться на тех нештатных работниках печа-
ти, у которых заработок от обслуживания по отдельным
заданиям одной или нескольких редакций является основ-
ным источником дохода. При этом имеется в виду не
только труд творческий по созданию произведений журна-
листики, но и такая работа, как сбор фактов, литератур-
ная обработка материала и т. п.

Работа штатного журналиста в редакции основана на
трудовом правоотношении. Объектом трудового правоотно-
шения между штатным журналистом и редакцией являет-
ся авторский труд по созданию результата творчества на
основании заранее конкретизированного служебного зада-
ния (*1). Сам же процесс создания творческого произведения
этим заданием не конкретизируется. Журналист может
создавать свою статью в помещении редакции, дома, на
предприятии или в совхозе; выезжать в командировку;
собирать материал в библиотеках, архивах и т. д. Его
служебное задание отличается от авторского договора
только одним: постоянной служебной связью с редакцией,
которая дает ему задание и принимает от него выполнен-
ную работу.

Возник вопрос: отражается ли на результатах творче-
ства, вернее, на выполнении задания с выездом, оплата ко-
мандировочных расходов? Ответ не может быть иным, чем
следующий.

Нарушение работником трудовой дисциплины в коман-
дировке, выразившееся, например, в неполном или недо-
брокачественном выполнении возложенного на него зада-
ния, не может служить достаточным основанием для отка-
за в возмещении понесенных им расходов по установлен-
ным нормам или для взыскания выданного ему в соответ-
ствии с этими нормами аванса. На командированного мо-
жет быть наложено дисциплинарное взыскание. Однако
если работник в месте командировки совершил прогул без
уважительных причин, то за дни прогула заработная пла-
та, суточные и квартирные выплачиваться ему не должны (*2).

(**1) См.: Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Указ. соч с 14 17.
(**2) См.: Журналист, 1983, №6, с. 56.

-92-

Вопрос об этических обязанностях журналистов находит-
ся за пределами настоящей книги. Поэтому представляется
уместным остановиться лишь на применимости к штатным
журналистам следующего основания увольнения.

Законодатель помимо общих оснований увольнения пре-
дусматривает <совершение работником, выполняющим вос-
питательные функции, аморального поступка, несовмести-
мого с продолжением данной работы>. В приведенной нор-
ме законодатель имеет в виду ситуацию, когда определен-
ному кругу воспитанников становятся известными такие
поступки их воспитателей, из-за которых к этим воспитате-
лям утрачивается должное уважение и тем самым скла-

дываются отношения, делающие невозможным продолже-
ние воспитательной деятельности. Чаще всего такая ситу-
ация возникает в работе педагогов, при которой моральная
связь воспитателей и воспитанников носит непосредствен-
ный и стабильный характер.

У журналистов положение иное. Их деятельность, бес-
спорно, является воспитательной. Воспитуемыми являются
читатели. Но связь с ними опосредствована через органы
печати, которые в первую очередь выступают в качестве
воспитателей. Круг читателей и журналистов не может
быть определен так конкретно, как это имеет место у пе-
дагогов и учеников. Да и материалы журналистов, как
правило, не так четко увязываются в сознании читателя с
обликом автора.

Наконец, следует напомнить, что статья закона, о кото-
рой идет речь, озаглавлена: <Дополнительные основания
для прекращения трудового договора некоторых категорий
рабочих и служащих при определенных условиях>, т.е. име-
ется в виду узкая категория. Между тем воспитательная
деятельность-понятие весьма широкое, и применение дан-
ного закона ко всем ее проявлениям означало бы неоправ-
данно расширительное толкование.

Поэтому многогранность журналистской деятельности не
дает оснований для применения к ней этой статьи закона.
В противном случае штатные и нештатные авторы оказа-
лись бы в неравном положении, ибо нештатного автора
уволить нельзя, а штатный журналист, будучи уволенным
из одной редакции, не лишен возможности публиковать ма-
териалы в других органах печати.

Отношения штатных журналистов с редакциями регу-
лируются главным образом нормами трудового, а не ав-
торского права, поскольку основанием возникновения этих
правоотношений является не служебное задание, а зачис-

-93-

ление журналиста в штат, т. е. заключение постоянного
трудового договора без заключения авторских договоров
по каждому заданию в отдельности. С момента зачисления
в штат, а не с момента получения задания, возникают
права и обязанности журналиста и редакции. Они не ме-
няются при подготовке произведения, собирании материа-
лов, болезни, отпуске и т. д. Юридические обязанности ав-
тора и редакции-создавать произведения журналистики
8 соответствии со служебным заданием в указанный ему
срок ив установленном объеме, а также соблюдать уста-
новленный в редакции трудовой режим; рефакция обязана
предоставлять автору необходимые средства для работы
(техническую помощь, транспорт, командировки, перевод-
чика и др.), а также использовать создаваемые им про-
изведения. Исполнение этих обязанностей гарантируется
в административном, а не в гражданско-правовом поряд-
ке (как это имеет место при наличии авторского договора).

Журналист, выполняя служебное задание, связан, как
правило, не только сроком и объемом, темой и направлен-
ностью порученной ему статьи или иного вида произведе-
ния журналистики. Ему дается задание описать конкретных
людей в конкретной ситуации. Но как это <изобразить>,
относится к творческому процессу автора. Значит хотя
задание его конкретнее условий авторского договора, нап-
ример, на художественное произведение, но авторское пра-
во на результат "изображения", т. е. на произведение жур-
налистики, за ним остается.

Необходимо остановиться также на такой существен-
ной части творческого задания, как нормирование объема
материала. Проблема нормирования в основном свойствен-
на районным газетам. Ей была посвящена дискуссия, раз-
вернувшаяся на страницах <Журналиста>.

Редактор районной газеты <Звезда Прикубанья>
Б. Маркушин в статье <О <твердых заданиях> и творчес-
ком вдохновении> рассказал о том, как в его редакция бы-
ли введены нормы месячной отработки: 2500 строк для за-
ведующих отделами, 2700 строк-для литсотрудников,
включая в этот объем материал, <организованный> редак-
цией,-письма и статьи читателей. Для поощрения качест-
ва был введен порядок двойной оплаты гонорара и выве-
шивания материала на специальной доске. Это сообщение
Б. Маркушин закончил словами: <Творчество-это дис-
циплина> (*1).

(**1) Журналист. 1971, № 11, с. 30-37.

-94-

С ним согласен редактор газеты <Притоболье> Ю. Ми-
хайлов: <Обычно за благовидными ссылками на творче-
ский характер работы журналиста скрываются стремле-
ние оправдать личную пассивность, прикрыть умственную
лень... Каждый может работать творчески в самом прямом
будничном смысле этого слова, как творчески может ра-
ботать агроном, руководитель хозяйства, механизатор> (*1).

Но, соглашаясь с этим, ответственный секретарь редак-
ции газеты <Путь Октября> А. Дороднов поясняет: <Ведь
система отработки, надо честно признаться, вводится не
от хорошей жизни. Газета у нас выходила с большим
опозданием, редакционный портфель нередко пустовал.
Твердые задания помогли выправить положение. Газета те-
перь выходит в срок. Тираж растет> (*2).

А ответственный секретарь газеты <Ленинский путь>
(Елец Липецкой обл.) Н. Бадулин пишет еще более скеп-
тически: <Учитывая все положительные стороны отработ-
ки, все же думаю, что вряд ли ее стоит рекомендовать всем
районным газетам. Она, пожалуй, будет необязательной
там, где, как говорится, идет борьба за место в газете> (*3).

Подводя итог дискуссии, В. Бакланов отметил: <Итак,
небольшие штаты районных газет плюс нехватка квали-
фицированных и вообще журналистских кадров плюс низ-
кая трудовая и творческая дисциплина сотрудников, сла-
бые связи с внештатным активом и как следствие хрони-
ческая бедность редакционного портфеля, наконец, попытки
при помощи отработки активизировать творческий про-
цесс-вот, пожалуй, те главные причины, которые выдви-
гаются безоговорочными сторонниками метода <твердых
заданий> (*4).

С этим нельзя не согласиться. Никакие оговорки не
могут оправдать погоню за строчками и стимулирование
такой погони. Поэтому представляется, что нет надобности
устанавливать юридически оформленное правило обяза-
тельных норм для штатных журналистов. Мерилом их де-
ятельности является творчество, а оно не может не да-
вать <продукцию>.

Позднее <Журналист> вернулся к этому вопросу, но в
ином аспекте. Речь идет уже не о строчках, а о <планах-
моделях номеров>. Что это такое и как это понимается,
заслуживает того, чтобы изложить дословно.

(**1) Журналист, 1972, № 3, с. 33.
(**2) Там же, № 3, с. 35.
(**3) Там же, №4, с. 40.
(**4) Там же.

-95-

Учет работы, контроль за ее мерой - важные инстру-
менты управления редакцией-невозможны без количест-
венных, цифровых показателей. И естественно, здесь по-
лезно разработать обоснованные нормативы и ввести нор-
мы выработки для каждого сотрудника. Однако при очень
большом разнообразии журналов, журнальных редакций и

<< Предыдущая

стр. 18
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>