<< Предыдущая

стр. 19
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

соответственно условий, в которых трудятся коллективы,
было бы наивным ожидать, что кто-то <сверху> даст еди-
ные, пригодные для всех нормативы. Об их разработке и
введении в практику следует позаботиться администрации
и профсоюзной организации каждой редакции. Свой кон-
структивный вклад в это существенное для каждого кол-
лектива дело может внести первичная журналистская ор-
ганизация.

Первоначальная база внутриредакционного нормирова-
ния проста. Следует подсчитать средний объем проходяще-
го в издании материала за месяц, прибавить к нему запас
готовых рукописей, который всегда должен быть в порт-
феле редакции, и разделить всю эту работу между творче-
скими сотрудниками отделов. Практика показывает, что,
например, во многих центральных журналах при таком
подсчете на каждого приходится 1-1,25 печатного листа
готового и принятого редколлегией к печати текста в месяц.
Эту норму бывает целесообразно уменьшить для работни-
ков так называемых функциональных отделов, например
отдела писем: иначе может пострадать та, особенная часть
их дел, которая и отличает эти отделы от остальных и в
выполнении которой кровно заинтересована редакция. Так,
если каждый из работников литературных отделов должен
подготовить в номер один печатный лист принятых к пуб-
ликации материалов, то для сотрудников отдела писем эта
норма может, к примеру, равняться половине печатного
листа.

Включать ли в число работников, <поставляющих про-
дукцию>, руководителей редакции? Это опять же зависит от
конкретных условий, и в первую очередь от численности
коллектива. Там, где он состоит из трех-пяти штатных сот-
рудников, трудно представить себе, чтобы, скажем, ответст-
венный секретарь не сдавал материалы для номера. А при
редакции в 30 человек вполне может статься, что разумно
все его усилия сосредоточить на вопросах организации ее
работы.

Бывает, в редакции складывается такое положение: один
или два ведущих отдела <захватывают> на страницах из-
дания очень обширный <плацдарм> и в результате их ра-

-96-

ботникам приходится проделывать намного большую рабо-
ту, чем другим. Такая неравномерность нагрузки-отнюдь
не безобидный перекос. Он может испортить микроклимат
в редакции, а главное, часто бывает чреват снижением ка-
чества работы и публикуемых материалов. Руководителям
изданий полезно следить за показателями загруженности
сотрудников разных отделов и в случае их заметного рас-
хождения принимать необходимые меры.

Редакционной работе, как и всякому творческому тру-
ду в коллективе, свойствен дух соревнования. Хорошая
организация труда в редакции дает возможность сравни-
вать результаты работы людей, делает их наглядными,
позволяет найти для творческого состязания соответствую-
щие формы.

В редакциях между собой соревнуются отделы и сотруд-
ники; бывает, соревнуются и редакции. В практике коллек-
тивы пользуются различными формами поощрения победи-
телей: от присуждения различных вымпелов и званий (на-
пример, <золотое перо>)донаграждения премиями и твор-
ческими командировками. В каждой редакции разрабаты-
вается своя система учета работы и подведения итогов. И
обязательно при этом берутся в расчет ее количество, ка-
чество и степень выполнения намеченных планов. В пос-
ледние годы особо настойчивые поиски идут в разработке
качественных показателей журналистского труда. В <Жур-
налисте> не раз рассказывалось об опыте организации со-
ревнования в редакции и подведения его итогов (*1). Однако,
как правило, речь велась о газетных редакциях.

В редакциях журналов гармонию в распределении уси-
лий, направленных на обеспечение необходимых количест-
ва и качества материалов, помогает обеспечить моделиро-
вание. На год вперед составляются планы-модели всех но-
меров издания, предусматривающие тематику основных
публикаций, их жанровое распределение и т. д. Это позво-
ляет работникам не гнаться за количеством: не надо в те-
чение месяца готовить слишком много материалов, к тому
же на любые из, в принципе, пригодных для журнала тем,
а лишь точно известное их число и на темы, предусмотрен-
ные и ожидаемые редакцией. Количество и объемы мате-
риалов тем лучше, чем они ближе к запланированному в
моделях.

(**1) См., например; Бакланов В. Пусть победит сильнейший.-
Журналист, 1984, № 7, с. 8.

-97-

Зато работе над повышением их качества никакие пре-
делы не поставлены. Напротив, модель стимулирует более
тщательную работу над каждой публикацией. Ведь одно
дело-просто подготовить и подобрать комплект пригод-
ных к печати в журнале разнообразных материалов и
расставить над ними соответствующие рубрики. И совсем
другое-работать над статьей с точным предназначением
в номере, которая будет стоять под рубрикой, появляющей-
ся за год, скажем, четыре или пять раз. Когда ты это точно
знаешь заранее, то и над темой лишний раз задумаешься,
и над местом этой конкретной статьи в ряду других пуб-
ликаций, и над перспективой всей этой годовой линии в
целом, и над средствами воплощения темы и подачи мате-
риала. К тому же необходимо его довести до такой качест-
венной кондиции, чтобы он наверняка попал в номер: ведь
он Один из (всего!) 4-5 таких в году.

Практика подтверждает, что качество работы, как
правило, выше у тех журналистов, которые точнее придер-
живаются планов-моделей номеров.


Нормы сдачи материалов в счет зарплаты в обязатель-
ном порядке устанавливаются фотокорреспондентам, худо-
жникам и другим сотрудникам, не связанным с организа-
ционной работой. Размер нормы определяется в редакциях
самостоятельно. На практике она чаще выполняется не ме-
нее чем на 30%. Это означает, что фотокорреспондент, име-
ющий заработок, скажем, 100 руб., сдает при норме в 30%
снимков на 30 руб. в счет получаемой зарплаты. Сделанные
им материалы расцениваются по гонорарной шкале, ут-
вержденной редколлегией (редактором). Такая практика
установилась во многих газетах. В счет нормы отработки
засчитываются не только опубликованные фотографии или
рисунки, но и неопубликованные, которые, однако, приняты
редакцией.

Если фотокорреспондент или художник сдал материа-
лов меньше, чем предусмотрено установленной для них
нормой, то никакого удержания из заработной платы при
этом у них не производится. Все, что опубликовано в газе-
те сверх установленной нормы, оплачивается гонораром (*1).

К <больным> вопросам для штатных фотокорреспонден-
тов относятся расходы на фотоматериалы. Здесь следует
исходить из общих норм трудового законодательства, по-
скольку специальных на этот случай нет.

(**1) См.: Журналист, 1974, № 9. с. 61.

-98-


Согласно Типовым правилам внутреннего трудового
распорядка (*1), администрация учреждений, организаций и
предприятий обязана обеспечить там, где это требуется,
оборудованием все рабочие места и создать надлежащие
уровня для работы сотрудников. Следовательно, редакция
должна приобрести все необходимое для работы фотокор-
респондента, а также регулярно покупать фотоматериалы.
В том случае, если фотокорреспондент пользуется своей
фотоаппаратурой, ему в соответствии с действующим зако-
нодательством (ст. 117 КЗоТ РСФСР) должна выплачи-
ваться соответствующая компенсация. Возмещение износа
фотоаппаратуры, как правило, составляет 9,7% от ее стои-
мости в год. Фотоматериалы списываются как отходы в
размере 10-20%. Правда, единых норм здесь нет, все обу-
словлено практикой.

Во избежание недоразумений размеры компенсации за
аппаратуру и нормы списания фотоматериалов следует
согласовать с профкомом.

Кстати, некоторые корреспонденты используют для слу-
жебных поездок свой личный транспорт. Компенсация за
износ машины или расход бензина не предусмотрена.

Нередко штатные сотрудники редакций дают подготов-
ленные ими материалы не по месту своей постоянной рабо-
ты, а в другие редакции, и при публикации материалов это
прямо указывается. Иногда собственные корреспонденты
одних органов печати, подписываясь именно в этом качест-
ве, публикуют материалы с места своего аккредитования
в других органах печати.

В подобных случаях имеет место одноразовое сотрудни-
чество штатных журналистов с органами печати, с которы-
ми они в трудовых отношениях не состоят, т. е.
отношения автора с редакцией являются гражданско-пра-
восыми. И хотя в таких случаях редакция может заказы-
вать журналисту тот или иной материал, это не является
служебным заданием, обязательным к выполнению. Юри-
дическая обязанность штатного журналиста-согласовы-
вать по месту работы сотрудничество с другими органами
печати-не установлена, но не приходится сомневаться в
ее этическом значении.

Применительно к фотокорреспондентам нуждается в
нормативной регламентации их возможная индивидуальная
трудовая деятельность как фотографов. Если такая дея-
тельность не со вред основной работе и осуществляется с
ведома редакции, то думается, что она вполне допустима.

(**1) См.: Бюллетень Госкомтруда СССР, 1984. № 11, с. 7..

-99-

Авторские договоры

По авторскому договору автор передает или обязуется пе-
редать свое произведение организации для использования
обусловленным по договору способом, а организация обя-
зуется осуществить это использование в установлен-
ный договором срок и уплатить автору вознаграж-
дение (ст. 503 ГК РСФСР). Предусмотрены разные виды
авторских договоров: издательский, постановочный, сценар-
ный и др. (ст. 504 ГК РСФСР). Применительно к периоди-
ке речь может идти лишь об издательском договоре. Изда-
тельским является договор, по которому автор обязуется
создать и передать или только передать рукопись произве-
дения, предназначенного для опубликования в печати, а
издательство обязуется выпустить произведение в свет и
уплатить вознаграждение. Указанное правоотношение име-
ет место и в журналистике: журналист передает материал
редакции, она публикует и платит гонорар.

Термин <договор> всегда воспринимается как документ,
но это только внешняя форма договора. О ней говорится
в ст. 505 ГК РСФСР, где предусмотрено, что хотя автор-
ские договоры должны заключаться в письменной форме,
т. е. внешне выглядеть именно как документ, но для дого-
воров об опубликовании произведений в периодике пись-
менная форма не обязательна. Следовательно, по существу,
договоры все-таки заключаются, но лишь письменная фор-
ма для них не обязательна.

Таким образом, допускается любая другая форма до-
говора. А следовательно, согласно ст. 42 ГК РСФСР
<сделка, для которой законом не установлена определенная
форма, считается совершенной также, если из поведения
лица явствует его воля совершить сделку>. Под <лицом>
в данном случае следует понимать авторов и редакции, а
под <поведением>-их действия в виде договоренности о
материале, передачи его, опубликования, гонорарных рас-
четов.

Наличие таких действий требует доказательств, ибо
при письменной форме доказательством служит сам дого-
вор. <Заключение договора в данном случае может быть
доказано либо путем извещения автора редакцией о при-
нятии его рукописи, либо самим фактом ее напечатания> (*1).
Но могут быть и иные способы доказывания. Например,
народный суд признал наличие договора между авторами

(**1) Серебровский В. И. Указ. соч., с. 182.

-100-

с редакцией журнала <Вокруг света> на написание рукопи-
си для приложения <Искатель> на основании переписки о
содержании и обсуждении в редакции данной рукописи.
Иск авторов был удовлетворен исходя из наличия у них с
редакцией авторского договора, хотя в письменной форме
он не заключался.

В. И. Серебровский приводит и такой пример. Автор по
своей инициативе прислал в редакцию статью. Она была
набрана для очередного номера журнала, но затем не была
опубликована. Суд отказал автору в иске о взыскании го-
норара на основании того, что поскольку рукопись не была
заказана, то <до напечатания рукописи, если каким-либо
иным путем он не был извещен редакцией о принятии его
рукописи, таковая принятой считаться не может и, следо-
вательно, соглашения между автором и издателем не су-
ществует. Внутриорганизационные и технические действия

<< Предыдущая

стр. 19
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>