<< Предыдущая

стр. 26
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ли им это доказать не удалось, тяжесть последствий фак-
тически ложится на редакцию, поскольку опровержение
порочащих сведений может иметь место в печати, а ре-
альными возможностями опубликования опровержения
практически располагает только редакция. На автора же
в случае удовлетворения иска ложится моральная ответ-
ственность, решение суда отражается на его творческой
репутации. Само же решение в его резолютивной части
не порождает для автора юридических обязанностей, вы-
полнение которых гарантируется исполнительным произ-
водством.

(**1) См.: Чернышева С. А. Защита чести и достоинства граж-
дан. М., 1974, с. 21.

-132-

В случае неисполнения решения суда об опубликовании
опровержения в добровольном порядке и в указанный су-
дом срок суд может наложить на редакцию штраф, но уп-
лата этого штрафа не освобождает от обязанности испол-
нить решение. При вынесении решения об удовлетворении
иска суд обязан указать способ опровержения порочащих
сведений и срок этого опровержения. При неисполнении
такого решения суд вправе наложить на нарушителя пре-
дусмотренный ст. 406 ГПК РСФСР штраф до 200 руб. с
вынесением об этом определения в судебном заседании.
Взыскание штрафа не освобождает ответчика от обязан-
ности выполнить решение в новый срок, указанный в оп-
ределении. Если ответчик продолжает не выполнять реше-
ние, штраф может взыскиваться повторно в том же поряд-
ке. Общая сумма штрафа не может превышать 1000 руб.
Одновременно с этим суд может сообщить в соответствую-
щие органы в порядке подчиненности о злостном невыпол-
нении судебного решения.

В ст. 7 ГК РСФСР говорится об обязанности опровер-
жения в печати, но не уточняется, что указанная обязан-
ность лежит именно на том органе печати, который опу-
бликовал порочащие материалы. Это подразумевается. Суд
не лишен права возложить такую обязанность и на другой
орган печати, например, если к моменту рассмотрения спо-
ра в суде редакция, опубликовавшая порочащий материал,
упразднена. Если порочащий материал был опубликован
в выпущенной в свет книге, то опровержение возможно
только в периодической печати, ибо выпуск книги с опро-
вержением реально невозможен.

Существенное значение имеет и форма опровержения.
Она может быть и Краткой, и развернутой, в виде объяв-
ления, сообщения <от редакции> и т. п. Но она не должна
быть такой, как, например, описано в письме читателя под
названием <То ли извинились, то ли посмеялись> о замет-
ке в газете <Вечерний Душанбе> (*1). В этой заметке под руб-
рикой <Постыдная хроника> сообщалось, как гражданина
(с указанием фамилии, места работы и жительства) подо-
брали валявшимся на улице и доставили в медвытрезви-
тель. Когда же выяснилось, что этот гражданин был не
пьян, а по болезни потерял сознание, газета в заметке
"Исправленному верить" свою ошибку изложила в ирони-
чески-игривой форме, что дескать этому гражданину <не
повезло>, что он доказывал <роковую ошибку>, а затем

(**1) См.: Журналист, 1973, № 5, с. 47.

-133-

же процесса. Если автор является членом Союза журна-
листов СССР, то частное определение может адресоваться
в соответствующее территориальное отделение Союза ила
в его Правление. Если в частном определении говорится
о лицах или организациях, которые ввели в заблуждение
автора и редакцию, то оно должно направляться по месту
работы этих лиц или в вышестоящие инстанции по отно-
шению к организациям. Но если в частном определении
речь идет о неправильных действиях или деятельности ре-
дакции, опубликовавшей порочащий материал, то, посколь-
ку она привлечена по делу в качестве ответчика и по-
скольку в ее адрес вынесено решение, обязывающее опуб-
ликовать опровержение, частное определение направляется
в организацию, которой эта редакция подчинена, при кото-

рой она состоит, чьим печатным органом она является.

Для предъявления рассматриваемых исков не установ-
лен обязательный претензионный порядок. Поэтому судья
не вправе отказать в приеме искового заявления и потре-
бовать, чтобы обиженное лицо обратилось непосредствен-
но в редакцию, опубликовавшую порочащие сведения.

Если порочащая публикация состоялась, то при рас-
смотрении спора в суде возможно и заключение мирового
соглашения без вынесения решения об обязанности опуб-
ликовать опровержение.

Например, стороны могут договориться о том, чтобы
автор принес публичное извинение или редакция направи-
ла официальное письмо с извинением за оскорбительную
публикацию.

Предъявление иска по ст. 7 ГК не ограничено сроком
исковой давности, поскольку согласно ст. 90 ГК РСФСР
трехлетний давностный срок не распространяется на иски
о защите личных неимущественных прав.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
АВТОРСКОГО ПРАВА В ТЕЛЕ-, РАДИО-
И КИНОЖУРНАЛИСТИКЕ

Помимо печатной периодики в нашу жизнь ощутимо
вторгается журналистика звуковая и телевизионная. До-
кументальная кинематография наряду с киножурналами
выросла до полнометражных фильмов и' даже сериалов.
Задача ее та же, что и печатной продукции, но выражается

-136-

она другими средствами. Отсюда- и появились многие осо-
бенности, а также нормативы, требующие отдельного, об-
ширного исследования. Но авторское право здесь не само-
стоятельное, оно только применяется иначе. К тому же
нормы авторского права включают и эти виды журнали-
стики.

Так в ст. 475 ГК РСФСР (раздел <Авторское право>)
в числе предметов авторского права наряду со сценариями,
свойственными художественным фильмам в большей сте-
пени, чем документальным, указаны сценарные планы, ха-
рактерные только для документального кино и телеви-
дения.

Уместно отметить, что если для художественных филь-
мов сценарии пишутся и утверждаются в установленном
порядке до съемок, то в документальном кино сценарии
могут создаваться по ходу съемок. А сценарные планы -
это те же сценарии, но только для документальных и те-
левизионных фильмов. Важно, что сценарный план как
фрагментарное выражение замысла фильма наравне со
сценарием защищается авторским правом независимо от
иных элементов создания фильма. К этим элементам', в ча-
стности, относится дикторский текст, который является
самостоятельным произведением журналистики, хотя и '
сопровождает демонстрацию фильма.

В ст. 475 ГК РСФСР также указано, что авторское
право распространяется на произведения, выраженные з
объективной форме, позволяющей воспроизводить резуль-
тат творческой деятельности автора. В качестве примера
такой формы закон называет пленку, механическую или
магнитную запись. Это специфические атрибуты видео- и
радиожурналистики.

Под выпуском в свет произведение этого вида в ст.
476 ГК РСФСР подразумевается передача по радио или
телевидению. Понятно, что именно выпуск в свет порож-
дает соответствующие правовые последствия.

На кино-, видео-и радиожурналистику распространяется
весь комплекс авторских прав, перечисленных в ст. 479 ГК
РСФСР: авторство, неприкосновенность произведения, го-
норар. Естественно, есть и особенности.

Под авторством понимается выпуск в свет под своим
именем, под псевдонимом или без указания имени. Сведения
об авторах передач указываются в титрах или сообщаются
по радио. Но обычно они включаются в общий список вме-
сте с техническими исполнителями. Конечно, нет сомнения,
что творческой работой занимаются и оператор, который

-137-

например, находит в зрительном зале характерные персо-
нажи, и звукооператор, монтирующий магнитную пленку,
и звукорежиссер... Но текстовая часть передачи есть пред-
мет творчества журналиста. На нее падает основная ин-
формационная и, главное, анализирующая нагрузку пере-
дачи или фильма. Поэтому требуется соответствующая
форма для указания авторов передачи, позволяющая от-
делить и выделить их среди имен других создателей. Нор-
мативно это никак не закреплено. Псевдонимы или неука-
зание имени автора обычно не практикуются в радио-,
теле- и киножурналистике.

Требуется обсудить второе правомочие автора - не-
прикосновенность произведения. Проблема здесь состоит
в следующем: согласно ст. 480 ГК РСФСР без согласия
автора нельзя ничего менять в его произведении. Следова-
тельно, с согласия автора - можно. В литературных про-
изведениях это согласие принято оформлять подписью
автора на отредактированном тексте или верстке. В радио-,
теле-, киножурналистике такой возможности, как правило,
нет. Поэтому согласие автора обычно и не оформляется.
После просмотра или прослушивания передача идет в эфир
или на экран без видимых признаков согласия на это ав-
торов. Представляется необходимым разработать форму
такого согласия в целях соблюдения требований закона о
неприкосновенности произведения, на которое распростра-
няется авторское право.

Третье правомочие автора - гонорар. Закон говорит,
что ставки авторского вознаграждения устанавливаются
правительством. На самом деле таких ставок нет. Суще-
ствует сложный конгломерат ведомственных ставок и во-
левых указаний об их применении. Естественно, что есть
настоятельная необходимость в законодательном упорядо-
чении такого рода оплаты. Пока же существует единый
критерий оплаты-время полезного звучания (так же как
в печатной журналистике единый критерий- размер по
авторским листам и строчкам). Этот чисто количественный
критерий сочетается с самыми разными признаками: пря-
мой эфир или запись, значимость темы и статус редакции,
жанр произведения и вид передачи и многое другое. По-
нятно, что эта пестрота чревата произволом и обсчетом
авторов, тем более что предварительно письменное согла-
шение с ними не заключается и их ставят перед фактом
начисления той или иной суммы. Регламентированная
шкала без сомнения устранила бы такое неустойчивое по-
ложение.

Немного о соавторстве. Согласно ст. 482 ГК РСФСР
оно может быть единым или состоящим из самостоятельных
частей. Но в любом случае речь идет не об объединении
разных жанров в одной передаче, а о самостоятельном
произведении. Значит, не могут считаться соавторами соз-
датель текста и режиссер или- оператор. Их творчество
относится к разным объектам авторского права, они от-
дельно указываются в титрах или объявляются в эфире,
у них разная оплата. Поэтому соавторство именно в обла-
сти журналистского труда, как правило, единое, так как
самостоятельные части текста практически маловероятны.

Это относится к тем случаям, когда текст един и пишет-
ся одним автором. Между тем радио- и телепередачи за-
частую состоят из так называемых кадров, которые вклю-
чают несколько текстов разных авторов. Ясно, что каждый
автор отдельного текста не является соавтором других
авторов. Здесь творческий вклад самостоятельный, хотя
и объединенный в одной передаче.

Теперь-об интервью. Выше высказывалось мнение,
что в печатных публикациях интервьюер и интервьюируе-
мый являются соавторами, поскольку первый готовит во-
просы и организует, направляет интервью, второй-дает
ответы, тоже обычно подготовленные или, во всяком слу-
чае, продуманные заранее. Не совсем так обстоит дело
в радио-, теле-, киножурналистике. Хотя в этих средствах
массовой информации практикуются и <классические> ин-
тервью, т. е. вопросы и ответы (тут творческий вклад об-
щий и соавторство с обозначением имен обоих и соответ-
ственно оплаты двоим), но практикуются и свойственные
только радио-, теле-, киножурналистике спонтанные ин-
тервью: на улице, при встрече с участниками событий и
т. п. Здесь явно есть творчество только одного человека-
журналиста, а соавторства нет.

Вообще радио- и телепередачи, так же как и докумен-
тальные фильмы-произведения синтетические, включаю-
щие разные виды творчества, в том числе и чисто журна-
листские. Поэтому следует проанализировать ст. 486 ГК
РСФСР. В ней предусмотрено, что авторское право на
передачу в целом принадлежит предприятию, осуществляю-
щему съемку (или запись на радио). Что же касается
авторов сценария, музыки, постановки, съемки, других соз-
дателей передачи, то у них авторское право самостоя-
тельное. Если же в передачу включены произведения дру-
гих авторов, то и у авторов включенных произведений ав-
торское право самостоятельное. Так закон отделяет чисто

-139-

<< Предыдущая

стр. 26
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>