<< Предыдущая

стр. 27
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

журналистское творчество и авторское право на него от
остальных частей, точнее говоря, от другого творческого
вклада в единую передачу на радио, телевидении или до-
кументальном кино.

Согласно п. 4 ст. 492 ГК РСФСР допускается исполь-
зование произведения без согласия автора и без выплаты
авторского вознаграждения, но с обязательным указанием
фамилии автора и названия произведения в виде публично
произнесенных речей и докладов, выпущенных в свет про-
изведений науки и искусства, их транслирования с места
исполнения по радио и телевидению. При этом имеется в
виду, что произведения были опубликованы до передачи,
а не существовали в рукописи. Значит, неопубликованная
рукопись может передаваться по радио или телевидению
не иначе, как с согласия автора и с выплатой гонорара.
По нашему мнению, слово в законе <допускается> не имеет
пресекательного значения, т. е. допускается и иное: согла-
шение и оплата. И они практикуются, так что ничего за-
претительного в этой части закон не содержит. В будущем
законодательстве об авторском праве, на наш взгляд, це-
лесообразно предусмотреть возможность соглашения с ав-
торами текстов, пусть и опубликованных, на трансляцию
их произведений. По смыслу это аналогично повторению
издания, т. е. является выпуском в свет. А переиздание и
соответствующая оплата, как известно, свойственны ав-
торскому праву.

Будущее законодательство, как представляется, должно
восполнить такой созданный практикой пробел, как отсут-
ствие письменного договора на создание произведений жур-
налистики на радио и телевидении (в кино, как правило,
договоры заключаются). Здесь уместно сопоставить две
нормы закона. Согласно ст. 504 ГК РСФСР в перечне ав-
торских договоров указаны сценарные договоры на исполь-
зование в радио- и телепередачах неопубликованного про-
изведения. Но ведь журналистское творчество на радио и
телевидении отнюдь не сводится к созданию только сце-
нариев. Существуют тексты, произносимые дикторами или
самими авторами. Как быть с этим? Без аналогии с перио-
дикой не обойтись. А согласно ст. 505 ГК РСФСР на опуб-
ликование произведения в периодике письменная форма
договора необязательна. Получается общая <урезанность>
журналистов печати и телерадио. Она сводит на нет сроки
для авторов-на подготовку и сдачу работ, для органи-
заций-ответов по принятым материалам, создает неопре-
деленность отношений у тех, и у других. Авторы не знают

-140-

о судьбе своих произведений, а организации опасаются-
не подведет ли их автор. Со штатными авторами проблема
может решаться дисциплинарными мерами, а вот с нештат-
ными пробел дает о себе знать и договоры с ними заклю-
чаются отнюдь не всегда.

Проблема нештатных авторов возникает и тогда, когда
в передаче используются их специальные познания. Иными
словами, когда в передачах принимают участие специали-
сты. Понятно, что не исключаются профессиональные
ошибки; чтобы их избежать, перед публикацией текст бу-
дущей статьи показывается самому специалисту, без визы
которого публикация не состоится.

На радио и телевидении дело обстоит иначе. Само зву-
чание голоса специалиста, факт выступления возлагает
на него (и только на него) ответственность за компетент-
ность того, что говорится. Визы, стало быть, не требуется.

Ненужно согласие и на съемку, если заранее она не
организована. Сцены, снятые на улице, на заводе и т. д.
согласия тех, кто попадает в кадр, не требуют. Значит
подобные съемки допускаются, так как нет нарушения
чьих-либо личных прав. Это не <скрытая камера> (см. вы-
ше), а обычная работа телевидения. То же самое можно
сказать и о записи на магнитофонную пленку для звучания
по радио (естественно, без неэтично <скрытого> микрофо-
на). Редакционное задание допускает такую запись и та-
кую съемку, важно, чтобы это задание было.

В этой связи уместно остановиться на применении ст. 7
ГК РСФСР. Как на всякий орган печати, эта норма рас-
пространяется на телевидение, радио и документальное
кино. Если они опорочили честь и достоинство кого-нибудь,
то либо обязаны доказать, что сведения, сообщенные в пе-
редаче или в фильме, соответствуют действительности,
Либо в последующих передачах дать опровержение. Но
специфика теле-, радиожурналистики допускает ситуацию,
когда в кадр попадает определенное лицо, а в комментарии
к
видеоряду звучит текст общего характера, например, о
бюрократизме, халтуре и т. д. Попавший в кадр человек

-141-

принимает это на свой счет и требует опровержения. На
самом деле здесь налицо недоразумение, а не намеренное
желание опорочить конкретную личность.


В период издания этой книги разрабатывается Закон
о печати. В условиях расширения гласности роль всех ви-
дов периодики растет и вместе с тем требует более четкой
регламентации.

Хочется надеяться, что издание книги внесет некоторый
вклад в обсуждение и подготовку столь необходимого за-
кона.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИКИ, ОХРАНЯЕМЫЕ
АВТОРСКИМ ПРАВОМ 4

Информационные материалы 4
Статьи 15

Интервью, дискуссии 19
Реклама 21
Консультации 22
Письма в редакцию 23
Рисунки 28

фотожурналистика 30
Переводы 33

АВТОРСКОЕ ПРАВО ОРГАНОВ ПЕРИОДИЧЕС-
КОЙ ПЕЧАТИ 37

Периодические издания 37

Организации, выпускающие периодические изда-
ния 39

Авторские правомочия органов периодической пе-
чати 42

ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ 'ПРАВА АВТОРОВ 48

Право на авторство 48

Право на неприкосновенность произведения 56
Соавторство 60
Плагиат в периодической печати 67

АВТОРСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ 73

Оплата труда штатных журналистов 73
Размеры авторского вознаграждения 78

Случаи, когда авторское вознаграждение не выпла-
чивается 86

Возврат автором полученного вознаграждения 89
Материальная ответственность редакции за утрату
рукописей и оригиналов произведений 90

ПРАВООТНОШЕНИЯ АВТОРОВ С РЕДАКЦИЯМИ
ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ 92

Авторские и трудовые правоотношения 92
Авторские договоры 100

Предоставление автором материала и прохождение
рукописи в редакции 107
Конкурсы 112

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ МА-
ТЕРИАЛА, ПУБЛИКУЕМОГО В ПЕРИОДИЧЕС-
КОИ ПЕЧАТИ 114

Правовые гарантии достоверности материала 114
Реакция лиц, в отношении которых в периодической
печати опубликован материал 118
Периодическая печать и защита чести и достоин-
ства 127

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
АВТОРСКОГО ПРАВА В ТЕЛЕ-, РАДИО- И КИ-
НОЖУРНАЛИСТИКЕ 136

Владимир Лазаревич Чертков

АВТОРСКОЕ ПРАВО В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ
ПЕЧАТИ

Художник В. Г. Штанько
Художественный редактор Э. П. Багаева
Технический редактор А. А. Арсланова
Корректор С. М. Лебедева

ИБ № 1942. Практическое издание.


Сдано в набор 21.12.88. Подписано в печать 15.05.89.
А-005аб. Формат 84х108 1/32. Бумага типографская № 2.
Гарнитура литературная. Печать высокая.
Объем: усл. печ. л. 7,56; усл. кр.-отт. 7,77:
учет.-изд. л. 8,31. Тираж 30000 экз. Заказ № 7854.
Цена 40 коп.

Издательство <Юридическая литература>, 121069. Москва,
Г-69, ул. Качалова, д. 14.

Областная типография управления .издательств,
полиграфии и книжной торговли Ивановского
облисполкома. 153628, г. Иваново, ул. Типографская, 6.


<< Предыдущая

стр. 27
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ