<< Предыдущая

стр. 4
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

(**2) Основные нормативные акты о правовом положении научных
учреждений и работников наук. М., 1977, т. 1, с. 1132.

-17-

ведений, пользующихся правом издательской деятельности,
а также редколлегиями научных журналов. Рукопись
статьи направляется на депонирование с согласия се ав-
тора, но организация, направляющая эту рукопись, несет
ответственность за ее содержание. Депонированные руко-
писи включаются в справочный фонд соответствующего ор-
гана информации, приравниваются к опубликованным пе-
чатным изданиям, но не регистрируются в Летописи печат-
ных изданий Всесоюзной книжной палаты. Информация о

депонированных рукописях осуществляется путем опубли-
кования рефератов этих рукописей в соответствующих жур-
налах.

Данную форму публикации можно рассматривать как
один из видов информации, предусмотренных п. 3 ст. 492
ГК РСФСР, но с той разницей, что депонированные статьи
в свет не выпускаются и могут, быть доведены до неопреде-
ленного круга лиц по требованию каждого из них в от-
дельности.

Помимо депонирования профессор Н. Горбачев пред-
лагает создать при ГКНТ СССР специальный рефератив-
ный <Журнал неопубликованных рукописен>, где сообщать
краткие сведения об их содержании-научных достижени-
ях, новых теориях, гипотезах. Такие информационные из-
дания, несомненно, пользовались бы большим спросом, бу-
дили бы творческую мысль, расширяли фронт научных пуб-
ликаций'.

Сама по себе такая информация, без сомнения, полезна.
Но возникает два правовых вопроса. Прежде всего речь
идет о рукописях, т. е. об объектах авторского права. Но
информация о них не заменяет публикацию. Значит, не соз-
дается авторского правоотношения. Однако при наличии
объекта авторского права, о котором, к тому же, официаль-
но сообщено, автор имеет право на авторство, т. е. в слу-
чае опубликования его рукописи под другим именем на су-
дебную защиту путем предъявления иска о признании сво-
его авторства. И второй вопрос. При заявке на открытие
другим лицом автор такой неопубликованной, но объяв-
ленной статьи вправе предъявить свои претензии на пер-
венство открытия через Госкомизобретений, а при наличии
спора-путем предъявления иска в суде об авторстве на
открытие.

(**1) См.: Правда, 1988, 7 сент.

-18-

Интервью, дискуссии

Под интервью понимается встреча, в процессе которой пи-
сатель, репортер или комментатор получает от собеседника
информацию для опубликования. Однако значение интер-
вью не в простом выяснении сведений, для получения кото-
рых имеются другие источники информации, а в живом об-
щении с людьми, позволяющем узнать их мнения, оценки
тех или иных событий, причины поступков. Кроме того, ин-
тервью должно отражать индивидуальные, неповторимые
черты героев, их характеры, особенности поведения.

Поэтому никак нельзя рассматривать интервью как ре-
дакционный материал. Правильно сказано, что в самом су-
ществе этого жанра, пожалуй, меньше признаков редакци-
онного выступления, чем в иных материалах газеты (*1).

Естественно, в интервью должен быть выдержан стиль
своеобразного вида творчества. В <Журналисте> отмеча-
лось, что под рубрикой <интервью> в некоторых газетах

нередко печатаются чуть приглаженные служебные записки,
нашпигованные вопросами корреспондентов (*2). По смыслу
ст. 475 ГК РСФСР из-за отсутствия творчества в этом
случае нет и объекта авторского права.

Л. Плешаков пишет: <В интервью, как ни в одном дру-
гом жанре, автор выполняет роль посредника между чита-
телем, с одной стороны, и собеседником-с другой. Он хо-
чет получить ответы не для себя (вернее, не столько для
себя) -для своего читателя> (*3).

Творчество интервьюера-журналиста заключается преж-
де всего в подборе и формулировке вопросов. Но не только
в этом. Своими вопросами он как бы направляет материал,
не давая ему выйти из заданных пределов. <Он задает тон
всему материалу, он его строит, он отбирает из всей полу-
лученной информации ту, что достойна, по его мнению.
публикации, отсекает ненужное, спорное, противоречивое -
объясняет сам пли просит объяснить собеседника. Репор-
тер в интервью-хозяин положения и главный дирижер> (*4).

Но кто же тогда интервьюируемый? Есть ли в его ра-
боте элементы творчества? Именно ему принадлежит со-
держание и форма ответов, т. е. самого материала, как бы
искусно его ни направлял интервьюер.

(**1) См.: Журналист, 1976, № 10, с. 63.
(**2) См. там же, 1980, №6, с. 28.
(**3) Там же, 1974, № 6, с. 40.
(**4) Там же, с. 43.

-19-

Итак, кому же принадлежит право авторства на ин-
тервью: интервьюирующему, интервьюируемому или это
соавторство? Попытаемся еще раз установить роль каждо-
го в создании материала. Журналисту принадлежат замы-
сел и инициатива интервью, формулировка и последова-
тельность вопросов, причем он не только спрашивает, но и
что-то утверждает, направляя интервьюируемого на раз-
витие мысли или ее оспаривание. Последнему принадлежит
прежде всего содержание ответов, а также их форма, кото-
рая готовится к публикации также с участием журналиста-
интервьюера. Так общими усилиями создается особый вид
произведения-интервью, включающий вопросы и ответы
как неразрывные составные части, которые именно в своем
единстве должны воздействовать на читателя. Такое един-
ство содержит все признаки соавторства, установленные
ст. 482 ГК РСФСР, а именно-результат совместного
творчества, которое усматривается из самого факта ин-
тервьюирования.

Оформляется такое соавторство подписью журналиста
и визой интервьюируемого. Такой порядок создан много-
летней практикой (*1). Следовало бы его закрепить и в нор-
мативном порядке. Пока же нарушение этого порядка ве-
дет к дисциплинарному взысканию.

Дискуссии-особый вид произведений журналистики,
где в форме живой беседы обсуждается предложенная
журналистом проблема. Творчество и соответственно ав-
торство участвующих в дискуссии лиц сочетается с твор-
чеством и авторством журналиста независимо от того, при-
нимает он в ней участие или нет.

Творческий вклад журналиста и, следовательно, его ав-
торство в дискуссии заключается в <организации материа-
ла>, а именно: в инициативе и направленности дискуссии
и в записи ее в форме, предназначенной для правильного
восприятия читателями. Таким образом, дискуссия - вид
соавторства журналиста с участниками дискуссии, кото-
рым принадлежит содержание и форма высказываний.

Почему же тогда не считать соавторами журналиста
всех тех, от кого он получает материал при других формах
публикации? А потому) что при других формах публика-
ции журналисту принадлежит все изложение материала
от своего имени, чего нет ни в интервью, ни в дискуссии,

(**1) См.: Журналист, 1976, № 10, с. 63, 1981, №4, с. 8.

-20-

АВТОРСКОЕ ПРАВО ОРГАНОВ
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Организациям, выпускающим в свет периодические изда-
ния, принадлежит авторское право в целом, на каждый
номер, а отдельным авторам, чьи произведения включены
в такие издания, принадлежит самостоятельное авторское
право (ст. 485 ГК РСФСР). Указанная норма требует ис-
следования следующих понятий: периодическое издание,
организация, его выпускающая, авторские правомочия
этой организации.

Периодические издания

В систему печатной продукции входят книги большого и
малого формата (брошюры). Относительно книжной про-
дукции имеется следующее определение ЮНЕСКО: <Кни-
га - непериодическое печатное издание объемом не менее
49 страниц, не считая обложку, титул и т. д. Брошюра -
непериодическое издание объемом не менее 5 и не более
48 страниц, не считая обложку, титул и т. д.> (*1). Как видно,
в понятие периодической печати не входят книги и бро-
шюры именно по принципу непериодичности их выпуска
в свет. Что же такое периодичность?

Под периодическим изданием понимается издание, рас-
считанное на постоянное или длительное продолжение,
появляющееся в свет последовательно и, как правило, ре-
гулярно выходящими нумерованными выпусками под од-
ним наименованием, в одинаковом оформлении. Основной
информационный орган книжных .палат союзных и авто-

(**1) Справочник журналиста. Л., 1971, с. 104.

-37-

номных республик <Летопись печати> имеет раздел <Лето-
пись периодических и продолжающихся изданий>, содер-
жащий указатель газет, журналов и продолжающихся
изданий. Что же понимается под продолжающимися из-
даниями?

Продолжающееся издание - это длящееся и нумеро-
ванное издание, но выходящее нерегулярно, например уче-
ные записки или ученые труды высших учебных заведений,
научно-исследовательских институтов и т. п., выходящие
по мере накопления материала. Иногда оно называется
повременным изданием.

В данном определении продолжающегося издания от-
сутствует такой признак периодической печати, как регу-
лярность выпуска, т. е. через определенные промежутки
времени. Но имеют место все остальные свойственные пе-
риодике признаки: однотипность издания каждого выпус-
ка, его название, принцип оформления, тематическая на-
правленность материала, включающего произведения раз-
ных авторов и прочее, а поэтому правовой режим перио-
дики распространяется и на продолжающиеся или пов-
ременные издания.

При всех описанных выше модификациях периодики
основными ее видами являются газета и журнал.

Слово <газета> произошло от названия старинной ве-
нецианской серебряной монеты - <гадзетта>. В XVI веке
Венеция была крупнейшим торговым центром. Буржуа-
зию, рядовых торговцев, капитанов кораблей интересовали
свежие данные о политических событиях в мире, ценах
на товары, прибытии кораблей и т. п., для чего был соз-
дан цех <писателей новостей>, выпускавших рукописные
листки с текущей информацией, продававшиеся за гадзет-
ту. Назначение газеты - информатора новостей - сохра-
нилось и значительно расширилось в наши дни. Современ-
ные газеты-это периодические издания с оперативными
материалами о текущих общественно-политических, эко-
номико-производственных, культурных, спортивных и иных
событиях. В зависимости от типа и назначения они имеют
разные сроки выхода, различные форматы и тиражи.

Слово <журнал> происходит от французского слова
journal - дневник. Первые журналы (главным образом
научные) начали издаваться во второй половине XVII ве-
ка. Впоследствии возникли журналы, в которых основное
место стали занимать литературно-публицистические ма-
териалы. С развитием полиграфической техники широкое
распространение получили иллюстрированные журналы.

-38-

-38-

Решая те же задачи, что и газеты, журналы отличаются
от них наличием материалов обобщающего и обзорного
характера с углубленным освещением темы.

Один из первых профессиональных журналистов Ни-
колай Полевой, размышляя об общности и развитии га-
зеты и журнала, писал: "Конечно, сии границы неопре-
деленны и почти всегда нарушаются владетелями, но во-
обще главное различие между газетою и таким изданием,
которого не нужно раздавать в листах, состоит в скорости,
обширности и основательности известий. Девиз газеты
есть новость, девиз журнала - основательность извес-
тий" (*1).

В целом к журнальной продукции относятся издания.
включающие различные материалы определенной направ-
ленности, характеризуемые периодичностью выпуска н
твердым номиналом (розничной ценой) за каждый номер
с одним наименованием и одинаковым оформлением.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>