<< Предыдущая

стр. 6
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Личные неимущественные авторские права редакции
газет и журналов осуществляют самостоятельно.

Согласно ст. 479 ГК РСФСР автору принадлежит пра-
во на: опубликование своего произведения под своим име-
нем, под условным именем (псевдонимом) или без обоз-
начения имени (анонимно); неприкосновенность произве-
дения; получение денежного вознаграждения.

Опубликование <своего произведения под своим име-
нем> может относиться только к конкретным авторам -
создателям произведений. Авторство возникает в резуль-
тате творческой деятельности человека. Именно поэтому
авторство не может принадлежать организации (*2). Следова-

(**1) См.: Сутулов Д. М. Авторское право. Издательские договоры.
Авторский гонорар. М., 1974, с. 14.
(**2) См.: Камышев В. Г. Права авторов литературных произведе-
ний. М., 1972, с. 163.

-44-

тельно, <юридическое лицо может быть субъектом авторс-
кого права, но не автором произведения> (*1). Необходимо ра-
зобраться в этом соотношении.


Каждый номер газеты и журнала, являясь объектом
авторского права юридического лица, состоит из произ-
ведений, которые есть объект авторского права людей, ре-
зультат их творчества. Номер-это комплекс таких про-
изведений.

Комплекс произведений как самостоятельный объект
авторского права характерен и для научных сборников,
которые указаны в ст. 485 ГК РСФСР наряду с периоди-
ческими изданиями. Однако первые отличаются от вторых
однократностью выхода в свет в виде книжной продук-
ции. Составителям сборников принадлежит самостоятель-
ное авторское право на результат их составительской дея-
тельности (ст. 487 ГК РСФСР), но это право отсутствует
у составителей газетного номера, где составителем яв-
ляется редакция.

Авторское право органов периодической печати самос-
тоятельно, а не производно от авторского права создате-
лей произведений, вошедших в номер, поскольку право яв-
ляется производным только в том случае, если ранее оно
было у другого носителя первоначальным. Между тем яс-
но, что авторское право на периодические издания никому,
кроме указанных в законе юридических лиц, принадле-
жать не может и возникает впервые именно у этих юри-
дических лиц (*2).

Возникает оно в результате несомненно творческой де-
ятельности сотрудников редакции. Однако законодатель
<счел нужным закрепить авторское право непосредственно
за данной организацией, которая несла бы ответствен-
ность перед обществом за весь коллективный труд в це-
лом> (*3). Коллективность заключается не в совместном тру-
де, а в объединенном его результате, в едином комплексе
самостоятельных произведений.

Авторы таких самостоятельных произведений не счита-
ются соавторами. У них нет ни соглашения о соавторстве,
ни единого или как-либо объединенного творческого про-
цесса. Каждый из них может и не знать о произведении,

(**1) Серебровский В. И. Авторское право в новом Гражданском
кодексе РСФСР.-Сов. государство и право, 1965, № 1, с. 88.
(**2) См.: Антимонов Б. С., Флеишиц Е. А. Авторское право
М., 1957, с. 77.
(**3) Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права
М, 1956, с. 91.

-45-

создаваемом или созданном другим автором. Ни созда-
тели-авторы заранее знают о направленности органа печа-
ти, которому передают свои произведения, его профиле,
объеме и других признаках, которые учитываются при соз-
дании единого комплекса произведений, собранных в но-
мере газеты или журнала. Такой комплекс формируется
работниками редакции в определенном сочетании, како-
вым и является номер газеты или журнала - объект ав-
торского права органа печати.

Авторы могут выпускать произведения под своим име-
нем, под псевдонимом или анонимно. Юридические лица
таким правом не пользуются и могут именоваться только
своим официальным названием.

Авторское право юридических лиц принадлежит им
вплоть до их ликвидации (ст. 37 ГК РСФСР), когда оно
переходит к государству. В случае же реорганизации юри-
дического лица указанное право переходит к правопреем-
нику (ст. 498 ГК РСФСР).

К вопросу о праве авторства юридических лиц имеет
отношение вопрос о праве на перепечатку материалов.
Нередко мы встречаем объявления в журналах, что пере-
печатка статей из этих журналов не разрешается. Между
тем <согласия редакции журнала на перепечатку отдель-
ных статей вообще не требуется, так как авторское право
на каждую статью в отдельности принадлежит автору.
Больше того, из одного журнала могут быть перепечата-
ны все статьи по одной или несколько статей в различных
журналах. И в этом случае согласия редакции журнала
на перепечатку не требуется> (*1). Нельзя забывать, что
юридическому лицу принадлежит авторское право на но-
мер газеты или журнала в целом, а перепечатка всего но-
мера нереальна.
Представляется целесообразным нормативно устано-
вить четкое деление газетно-журнального материала, ука-
зав при этом, что: а) чисто информационный материал,
содержащий лишь сообщения о тех или иных событиях,
может перепечатываться без ограничений; б) описательно-
исследовательский, включающий очерки, репортажи, ин-
тервью и т. п., может перепечатываться только с разреше-
ния первоначально опубликовавшей редакции и при
отсутствии на то запрета самого автора; в) беллетристичес-
ко-теоретический материал в виде художественных про-
изведений, теоретических исследований должней первона-

(**1) Камышев В. Г. Указ. соч., с. 17.

-46-

чально публиковаться по авторскому договору в письмен-
ной форме, где содержалось бы условие о допустимости
передачи автором того же произведения другой редакций
лишь по истечении определенного срока. Этот срок может
быть регламентирован для различных видов произведений.

Существуют специальные издания- пресс-релизы,
предназначенные для того, чтобы другие органы печати
получали из них для перепечатки интересующую информа-
цию. Как правило, они содержат официальные материалы,
которые не являются объектами авторского права.

В соответствии со ст. 480 ГК РСФСР запрещается без
согласия автора вносить какие бы то ни было изменения
в произведение при его использовании. Этой нормой пре-
дусматривается ситуация, когда создателем произведения
является конкретный автор, а пользователем-организа-
ция. Когда же они совпадают в одном лице, то вопрос о
возможности нарушения неприкосновенности произведе-
ния юридического лица может возникнуть в маловероят-
ном на практике случае перепечатки всего номера газе-
ты или журнала в другом органе печати. В случае же из-
менения текстов отдельных материалов номера при их
опубликовании в другом органе печати имеет место нару-
шение неприкосновенности произведения конкретного ав-
тора именно этого материала.

Право на получение авторского вознаграждения имеет
целью возместить затраты творческого труда и создать
актору материальные возможности для творческой дея-
тельности. Применительно к юридическим лицам эта цель
обеспечивается централизованным финансированием, кото-
рое, в частности, направлено на оплату гонорара и зара-
ботной платы конкретным участником создания газетного
или журнального номера. Такое финансирование не явля-
ется авторским вознаграждением, поскольку творческий
труд присущ только гражданам, следовательно, юридичес-
кие лица правом на вознаграждение не пользуются.

Нуждается в регламентации общепринятое, но не ука-
занное понятие редакционной тайны. Оно относится к гото-
вящемуся материалу, псевдонимам, источникам информа-
ции и многому другому в деятельности редакции. И если,
скажем, есть тайны врачебная, адвокатская, нотариальная,
вкладов, усыновления, переписки, то почему бы не узако-
нить и редакционную тайну. Разумеется, с детальной рег-
ламентацией во избежание злоупотреблений этим поня-
тием.

-47-

Реклама

Значение рекламы трудно преувеличить, и большое место
здесь принадлежит газетно-журнальной форме. Реклама
в периодике-это обычно не просто сообщение, а главным
образом описание. Рекламные полосы должны привлекать
внимание читателя хорошо выполненными рисунками и
фотографиями, доверительным тоном повествования, вни-
мательным подходом к потенциальному покупателю, ува-
жением к нему (*1).

Как произведение творчества реклама должна отвечать
следующим требованиям:

по содержанию, литературному стилю и графическому
оформлению объявление должно соответствовать характе-
ру рекламируемого объекта;

объявление должно показывать новое в рекламируемом
товаре или объекте, не крикливо повторяя <Новое? Но-
вый!>, а лаконично раскрывая его сущность;

оригинальность формы (литературной и графической),
доступность подачи - таковы обязательные условия для
достижения необходимого воздействия объявлений в печа-
ти. Пресс-реклама воздействует на разнородную аудиторию
и занимает внимание читателя на весьма краткое время,
поэтому она должна отличаться максимальной категорич-
ностью использования компонентов, простотой компози-
ционного решения, установлением быстрых и точных ассо-
циаций с рекламируемым объектом.

Подобная подача рекламы- результат творчества,
т. е. произведение, созданное определенным автором (хрес-
томатийными стали рекламные произведения В. Маяковс-
кого), и на него распространяется авторское право, вклю-
чая требования ст. 475 ГК РСФСР. Это относится в рав-
ной мере к изобразительной и текстовой части рекламы,
публикуемой в периодике.

Однако сложилась практика не указывать фамилии
авторов рекламных произведений, что способствует безот-
ветственности, а она в свою очередь порождает халтуру.
Думается, что необходимо в нормативном порядке пред-
писать обязательное указание авторов рекламных работ в
печати (конечно, с согласия автора).

.Особое положение у рекламных объявлений типа
<ищу>, <куплю>, <меняю>; <продам> и. т. п. Здесь нет

(**1) См.: Костров В. Газетная реклама. -Эконом. газ., 1970,
23 нояб., с. 17.

-21-

'творчества. Значит, нет и авторского права. Что же каса-
ется рубрики <знакомства>, то здесь нужна иногда чисто
редакционная правка, не допускающая ляпсусом типа
<Элегантная, симпатичная женщина, готовая создать уют,
умеющая быть бесконечно благодарной> (*1). Но редакцион-
ная правка-не произведение, а выполнение служебных
обязанностей работником редакции.

Здесь уместно отметить и недопустимость публикации
поздравлений без согласия поздравляемых. Не каждому
хочется, чтобы его возраст или даже юбилей либо иные
события в жизни стали общеизвестными. На то могут быть
всякие причины. Они связаны с личными правами, кото-
рые, как известно, неприкосновенны. Бесцеремонное втор-
жечне печати эту неприкосновенность, понятно, нарушает.

Консультации

Консультации юридические, медицинские, бытовые и про-
чие привлекают внимание читателя к газете или журналу,
увеличивают число подписчиков, повышают общий куль-
турный уровень населения. Консультации обычно отлича-
ются от статей на указанные выше темы отсутствием проб-
лем, постановки вопросов, ограничиваясь простым изложе-
нием, сообщением, констатацией того, что есть. Элемент
творчества в них сводится к полноте, правильности и гра-
мотности изложения. В качестве авторов консультаций,
как правило, привлекаются специалисты в соответствую-
щих областях знаний. Обычно указываются их фамилии,
а также должности, ученые степени и звания. Такие ука-
зания придают консультациям моральный вес и повыша-
ют чувство ответственности их авторов.

Наличие авторства и указанной выше доли творчества
дает основание отнести консультации к объектам автор-

<< Предыдущая

стр. 6
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>