<< Предыдущая

стр. 8
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ликуя материал, берет на себя в существенной мере от-
ветственность за его достоверность, правильность выводов

(**1) См. Логунов Н. П. Письма трудящихся.-Сб. Газетные жан-
ры. М., 1995, с. 115.
(**2) См.: Журналист, 1983, №1, с. 51.

-27-

и т. Д. Значит, редакция при выпуске как бы вступает в
прямой информационно-аналитический контакт с читате-
лем, который включает и ведение переписки, переговоров
личных или телефонных. И только по усмотрению редак-
ции и с ее ведома в этот контакт может вступить сам ав-
тор, если редакция, например, перешлет ему письмо.

Рисунки

В газетах и журналах рисунки публикуются как от-
дельно, так и в серии, в виде репортажных зарисовок, ка-
рикатур и пр. Во всех случаях, когда работы специально
созданы для газеты или журнала, они являются объектами
авторского права.

Но часто в печати воспроизводятся произведения изоб-
разительного искусства, которые специально не создава-
лись для публикации в печати, например картины, скуль-
птуры, т. е. осуществляется совершенно самостоятельный
вид использования произведений изобразительного искус-
ства в форме фотоснимков, которые также являются объ-
ектом авторского права, но для них установлен особый
правовой режим.

Согласно п. 6 ст. 492 ГК РСФСР допускается без сог-
ласия автора, но с обязательным указанием его фамилии
воспроизведение каким-либо способом, кроме механически
контактного копирования, произведений изобразительного
искусства, находящихся в местах, открытых для свободно-
го посещения, за исключением выставок и музеев.

Применительно к периодике это означает не что иное,
как публикацию в печати, поскольку механически кон-
тактное копирование относится только к трехмерным, т. е.
пластическим, произведениям.

Под <местами, открытыми для свободного посещения>
понимается любое общественное место, доступное для не-
определенного круга лиц, независимо от взимания платы
за вход и нахождения этого места под крышей или на отк-
рытом воздухе (улицы, площади, вестибюли, залы и т. п.).

Исключение сделано лишь для выставок и музеев не-
зависимо от того, где развернута экспозиция. Это означа-
ет, что воспроизведение в печати экспонатов выставки или
музея допускается не иначе как с разрешения устроителей
выставки или администрации музея. Что же касается са-
мих авторов или их наследников, если они согласились
на экспонирование, то значит, и на публикацию.

-28-

Воспроизведение в газетах выпущенных в свет произ-
ведений искусства является одним из способов информа-
ции о них (п. 5 ст. 492 ГК РСФСР). В самом деле, труд-
но, а порой и невозможно информировать читателя о но-
вой картине или скульптуре, не поместив в газете ее сни-
мок. Но при этом нередко забывают требование закона,
обязывающее указать фамилию автора произведения.
Например, сообщается в газете об открытии памятника,
помещается его снимок и указывается фамилия фотокор-
респондента, сделавшего этот снимок. Но упускается глав-
ное-фамилии скульптора и архитектора, создавших па"
мятник.

Приказом по Министерству культуры СССР № 314 от
20 июля 1963 г. предусмотрены ставки оплаты вознаграж-
дения за репродуцирование в журналах (за исключением
специальных журналов изобразительного искусства, рек-
ламных изданий и отрывных календарей) произведений,
<созданных не для воспроизведения в печати> (*1). Тем самым
право авторов репродукцированных произведений на возна-
граждение регламентировано. Но оно не может быть отор-
вано от права на имя.

Построение газетной страницы, журнального номера
определяются значением и характером материала. Офор-
мление должно выделять основную идею, наиболее важ"-
ный материал. Красивой, привлекающей глаз читателя
будет та страница, на которой соблюдены пропорции, ма-
териал оформлен ярко и выразительно, каждая деталь
подчинена общему замыслу и вместе с тем сама по себе
тщательно выполнена. Для этого нужно <играть> шриф-
тами в качестве разделительного элемента, подбирать ил-
люстративный материал и <подставлять> его в соответст-
вующее место номера и макетировать (*2).

В. Власов в статье <Новость на полосе> пишет: <Сле-
дует отметить и умение редакций правильно разместить
информацию в газете, хорошо ее оформить, выделяя на
бором и шрифтом, сопровождая ясными, точными заголов-
ками. Об этом есть резон сказать хотя бы по той причине,
что в некоторых наших газетах порой даже очень важные
сообщения из-за неумелого оформления и непродуманно-
го размещения теряются в потоке других материалов> (*3).

(**1) Нормативные материалы по издательскому делу, с. 424.
(**2) Жохов А., Цыганов О. С чего начинается интерес.-По-
лиграфия, 1971, №9, с. 34-35.
(**3) Главные темы. Библиотечка журналиста. М., 1971, с. 91.

-29-

Такая работа, как правило, входит в обязанности
штатного художественного редактора газеты или журна-
ла. Объектом авторского права она не является по той
причине, что согласно ст. 485 ГК РСФСР авторское право
на номер в целом принадлежит редакции. Составной
частью этого объекта как продукта коллективного твор-
чества редакции является оформление номера-вклад ра-
ботника редакции в общее произведение.

Иначе обстоит дело с отдельными иллюстрациями,
включенными в номер. По мнению народного художника
РСФСР А. Яр-Кравченко, фотография, рисованный заго-
ловок, репортажный рисунок, заставка, плакат, карика-
тура стали неотъемлемой частью газет и журналов, они
несут определенную смысловую и эстетическую нагрузку
и к их качеству должны быть предъявлены такие же вы-
сокие требования, как и к литературному материалу (*1).

Речь идет прежде всего об изопроизведениях, публи-
кациях в газетах и журналах рисунков как отдельных, так
и в серии, в виде репортажных зарисовок, карикатур и пр.
Как пишет А. Березин, художник-репортер <всегда обязан
быть <снайпером>, и в то же время его художественный
репортаж, сиюминутные рисунки, наброски должны быть
настолько хороши, интересны, выразительны, чтобы можно
было сказать: <Да, это-произведение искусства> (*2). Здесь,
естественно, и объект авторского права, носящий самосто-

ятельный характер и принадлежащий конкретному лицу.

Фотожурналистика

В ст. 475 ГК РСФСР среди объектов авторского права
указаны фотографические и полученные аналогичным спо-
собом произведения. Оговорка об аналогичных способах
вызвана научно-техническим прогрессом, создающим но-
вые виды фотографии:

В той же статье содержится указание на то, что <ав-
торское право на фотографические произведения и произ-
ведения, полученные способами, аналогичными фотогра-
фии, признается, если на каждом экземпляре произведе-
ния указаны имя автора, место и год выпуска произведе-
ния в свет>. При публикации фотоснимков в периодичес-
кой печати это правило осуществляется путем указания

(**1) См.: Журналист, 1970, № 10, с. 28.
(**2) Журналист, 1971, № 7, с. 50.

-30-

фамилии автора фото под снимком, а места и времени вы-
пуска-в выходных данных газеты или журнала.

Под фотографированием понимается съемка, дающая
окончательный позитивный снимок. Но и негатив также яв-
ляется объектом авторского права, так как по тексту и
смыслу указанной статьи он обладает объективной фор-
мой, <позволяющей воспроизводить результат творческой
деятельности автора>. Согласно п. 6 примечаний к разде-
лу XII приказа Министерства культуры СССР № 314 от
20 июля 1963 г. издательство вправе потребовать от ав-
тора сдачу негатива на время, необходимое для воспроиз-
ведения в печати, с последующим возвращением его ав-
тору.

Авторское право на фотопроизведения действует с мо-
мента выпуска в свет фотографии путем воспроизведения
так же, как и на все другие произведения: пожизненно и
после смерти автора в РСФСР-25 лет, в Азербайджан-
ской ССР -10 лет. Грузинской ССР-20 лет. Казах-
ской ССР-10 лет (на сборники-15 лет). Молдавской
ССР и Узбекской ССР-15 лет. По истечении этих сро-
ков авторское право прекращается.

Необходимо остановиться на юридическом аспекте со-
отношения фотоснимков с текстовым материалом. Все ча-
ще стали появляться иллюстрированные очерки, статьи,
корреспонденции, репортажи, под которыми указано: <Фо-
то автора>. Нетрудно обнаружить и другое: все чаще пуб-
ликуются снимки фотожурналистов, сопровождаемые ква-
лифицированным авторским текстом.

Значит, речь идет об особом виде произведения - фото-
очерке или фоторепортаже. Необходимо определить его
правовую природу.

Фотоочерк включает фото и текст. Текст может иметь
самостоятельное значение и иллюстрироваться фотографи-
ями. В таком случае будет такое же соединение двух са-
мостоятельных объектов авторского права, как оно име-
ет место в обычном тексте с иллюстрациями, в песне со
стихотворным текстом и музыкой и т. п. Когда же дает-
ся лишь подпись к тому, что на фото изображено (напри-
мер, <Пограничник в дозоре>), эта подпись будет иметь
значение названия произведения как его составная и не-
отъемлемая часть.

Заголовки могут быть трех видов; 1) отделимые от про-
изведения, т. е. дающие право ими пользоваться для наз-
вания других произведений и потому не являющиеся объ-
ектом авторского права (например, <Детство>); 2) неот-

-31-

делимые от произведения, выражающие его идейное со-
держание и имеющие образную форму и потому являющи-
еся относительно самостоятельным объектом авторского
права, т.е. их использование для другого произведения яв-
ляется нарушением авторского права (например, <Как за-
калялась сталь>), 3) составляющие объект авторского
права безотносительно к озаглавленному произведению,
являющиеся сами по себе произведениями словесного ис-
кусства, имеющие самостоятельное значение в силу их
афористического характера (например, <Мертвые души>) (*1).

Думается, что такое деление применимо и для подпи-
сей к фото. Так, приведенная выше надпись <Погранич-
ник в дозоре> годится для различных вариантов фотосним-
ков на эту тему. Броская, остроумная подпись, при кото-
рой снимок <заиграл> по-новому и без которой он <не
смотрится>, -самостоятельный объект авторского права.
Могут быть и афористические названия, живущие сами по
себе и требующие самостоятельной правовой охраны. Сле-
довательно, подписи к фотоснимкам должны охраняться
авторским правом тогда, когда они являются продуктом
творчества, воплощая в оригинальной форме словесное вы-
ражение идеи, заключенной в фотоснимке.

Фотоочерк - это не самостоятельный очерк, иллюст-
рируемый фотографиями, который может быть напечатан
без них. По существу, фотоочерк-это развернутые под-
писи, которые по объему намного шире названия и сопро-
вождают серию фотографий на одну и ту же тему. Фото-
очерк непременно имеет определенный сюжет, внутреннюю
логику действия, а каждый снимок несет свою нагрузку
в развитии темы. Ни фото без текста, ни текст без фото
публиковаться не могут. В таком случае имеет место
творческое изложение текста, и, соответственно, он явля-
ется объектом авторского права, но не самостоятельно, а
неразрывно с фото, т. е. частью единого объекта авторско-
го права, именуемого фотоочерком или фоторепортажем.
Он не приведен в перечне ст. 475 ГК РСФСР, но этот пе-
речень не исчерпывающий, а ориентировочный. Фотоочерк
или фоторепортаж - это разновидность фотопроизведения,
ибо в нем смысловую нагрузку несет зрительное воспри-
ятие, а текст имеет вспомогательное значение. _

С введением в действие законодательства об индиви-
дуальной трудовой деятельности и отнесением к ее числу
фоторабот возникает следующий вопрос: допустимо ли од-

(**1) См.: И о нас В. Я. Указ. соч., с. 44-45.

-32-

ни и те же снимки помещать в периодической печати и ис-
пользовать самостоятельно с соответствующим двойным по-

<< Предыдущая

стр. 8
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>