<< Предыдущая

стр. 10
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ревода.

Заявитель после получения ответа, характеризующе-
го уровень техники по предмету, имеет возможность
оценить перспективу своего предложения и принять
одно из трех решений: сохранить поданную им заявку в
неизменном виде: отозвать заявку; направить непосред-
ственно в Международное бюро в течение двух месяцев
с даты получения отчета любые изменения в отношении
формулы изобретения.

Следовательно, к концу 18-го месяца с даты перво-
начальной подачи заявки в распоряжении Международ-
ного бюро окажутся описание изобретения с возможны-
ми изменениями формулы и отчет о результатах между-
народного поиска. В это время Международное бюро
должно направить экземпляр международной заявки

-47-

(с возможными изменениями формулы) и отчет о меж-
дународном поиске в каждое из государств-участников
договора, указанных заявителем. Именно в этот период
Международное бюро должно опубликовать междуна-
родную заявку в виде брошюры.

Если к 20-му месяцу, считая от даты приоритета,
заявитель подает заявку согласно правилам первой гла-
вы Договора о патентной кооперации, то он должен
уплатить в каждой из указанных им стран пошлину,
установленную национальным законодательством стра-
ны, и представить перевод заявки на язык этой страны.
Более сложна процедура второй фазы, в соответст-
вии с которой заявитель обращается с требованием о
проведении международной предварительной экспер-
тизы. (*28).

Если заявка рассматривается по правилам второй
главы договора, заявитель может обратиться с хода-
тайством о проведении предварительной экспертизы до
истечения 18-го месяца с даты приоритета. В этом слу-
чае заключение предварительной международной экс-
пертизы будет направлено в выбранные заявителем ве-
домства (elected offices) государств-участников. Патент-
ные ведомства этих государств не могут начать произ-
водства по заявке до истечения 25-ти месяцев с даты
приоритета. В течение этого периода соответствующий
орган международной предварительной экспертизы про-
водит исследование заявки с целью определить, являет-
ся ли заявляемое изобретение новым, выполнено ли оно
на достаточном уровне изобретательского творчества и
возможно ли его промышленное применение. В процес-
се этого исследования заявки заявитель может вести пе-

реписку по заявке с органом международной предвари-
тельной экспертизы и по крайней мере один раз внести
изменение в формулу, описание и чертежи.

К концу 23-го месяца с даты приоритета заключение
предварительной международной экспертизы посылает-
ся в выбранные ведомства.

В заключении должен содержаться ответ на вопрос,
удовлетворяет ли заявленное изобретение критериям
договора. Ответ подтверждается ссылками на источники
и при необходимости краткими разъяснениями. Одно-
временно с рассылкой через Международное бюро ко-
пий заключения в выбранные заявителем страны один
экземпляр посылают заявителю. Заявителю предостав-
ляются два месяца для окончательного решения, в ка-

-48-

ких странах он желает получить охрану изобретения.
Определив такие страны, он представляет соответствую-
щие переводы своей заявки и платит национальные
пошлины.

В результате исследования заявки подготавливается
заключение международной предварительной эксперти-
зы. Такое заключение не содержит никакого ответа на
вопрос о том, является ли предмет заявки изобрете-
нием, патентоспособно или непатентоспособно оно сог-
ласно законодательству какой-либо страны - это пре-
рогатива национального ведомства. В заключении дают-
ся лишь ответы <да> или <нет> в отношении того, удов-
летворяет ли каждый пункт формулы изобретения соот-
ветствующим требованиям. Тут же приводятся противо-
поставления и иные пояснения. После подготовки зак-
лючения оно посылается заявителю и в национальные
ведомства государств (выбранные государства).

Может случиться так, что заключение о междуна-
родной предварительной экспертизе не будет подготов-
лено к концу 25-го месяца с даты приоритета, тем не
менее национальные пошлины должны быть уплачены
и переводы представлены к этой дате, так как нацио-
нальная процедура может начаться до выхода заключе-
ния (именно с этой даты возникает обязанность уплаты
национальных пошлин и представления переводов). Лю-
бая страна, принявшая положения второй главы догово-
ра, может сделать оговорку, согласно которой перевод
должен быть подготовлен к концу 20-го месяца с даты
приоритета.

Заключение о международной предварительной экс-
пертизе должно соответствовать единым стандартам не-
зависимо от того, каким органом международной пред-
варительной экспертизы оно подготовлено. Испрашивать
международную предварительную экспертизу могут
граждане государств-членов договора или лица, про-
живающие в таких государствах, а также иные лица в
случаях, когда это допускается Ассамблеей союза
(ст. 31/2).

Заявитель получает ответ о международном поиске
к концу 16-го месяца. В соответствии с положениями
второй фазы договора заявитель использует 17-й и
18-й месяцы для принятия решения о том, следует ли
затребовать международную предварительную экспер-
тизу. Такое требование подается к концу 18-го месяца.
Первое письменное заключение по заявке он получает к

-49-

концу 20-го месяца, то есть через два месяца. После
этого заявителю даются два месяца (21-й и 22-й) для
ответа на заключение. Орган международной предвари-
тельной экспертизы готовит заключение к концу 23-го
месяца. Два следующих месяца (24-й и 25-й) исполь-
зуются заявителем на подготовку переводов.

Эта процедура может быть ускорена. Если междуна-
родная предварительная экспертиза затребована до то-
го, как начинается международный поиск, и если меж-
дународный поисковый орган является в то же время и
органом международной предварительной экспертизы,
то заключение экспертизы может по времени совпасть
с отчетом о международном поиске, то есть состоится
к концу 16-го, а не 20-го месяца. Выигранные же че-
тыре месяца могут быть использованы для дальнейше-
го производства, вынесения второго письменного заклю-
чения и второго ответа на стадии международной пред-
варительной экспертизы.

Для международных поисковых органов и органов
международной предварительной экспертизы договором
установлены единые требования в отношении минимума
документации, персонала и средств, которыми они
должны располагать. В инструкции предусматривается,
что любой международный поисковый орган должен
иметь не менее 100 квалифицированных экспертов (пра-
вило 36.1 <i>).

Договор предусматривает возможность существова-
ния нескольких международных поисковых органов.

В Договор о патентной кооперации включено автор-
ское свидетельство как форма охраны изобретений. Это
объясняется тем, что авторское свидетельство - основ-
ная форма охраны изобретений в СССР - стране, ко-
торая играет существенную роль в практическом осу-
ществлении договора. Тем самым признаны значение
авторского свидетельства как формы охраны изобрете-
ний в других странах, а также возможность заключения
соглашений о выдаче авторских свидетельств, действую-
щих в нескольких странах (например, странах-членах
СЭВ).

Принципиальное и в то же время большое практиче-
ское значение имеет положение договора относительно
требования приоритета, основанного на заявках на ав-
торские свидетельства. В договоре содержится ссыл-
ка на Стокгольмский акт Парижской конвенции
(ст. 8/2 <а>). Этим устанавливается обязанность каж-

-50-

дого договаривающегося государства признавать требо-
вания приоритета, основанные на предшествующих
заявках на авторские свидетельства (Стокгольмский
акт, ст. 4, ч. 1).

В самом договоре говорится именно о заявках на
охрану изобретений (ст. 1/1). Тем самым авторское сви-
детельство в юридическом отношении приравнивается к
патенту. Это свидетельствует о международно-правовой
значимости институтов социалистического права при
осуществлении специальных форм сотрудничества госу-
дарств с различными социально-политическими система-
ми. Вместе с тем это еще одно доказательство необхо-
димости включения авторского свидетельства во все
статьи Парижской конвенции, относящиеся к формам
охраны изобретений.

Цель договора - не только сотрудничество в подаче,
поиске и экспертизе заявок, но и в оказании специаль-
ных технических услуг (ст. 1/1). В договоре указывают-
ся также средства для достижения этой цели (ст. 50
и 51) особенно в развивающихся странах, большинство
которых имеет явочную систему оформления патентных
прав. В этих странах из-за нехватки квалифицирован-
ных специалистов возрастает возможность получать
патенты, по существу не охраняющие ничего нового.
Экспертиза заявок в развивающихся странах необходи-
ма в интересах их экономического подъема и индуст-
риализации. Поэтому соответствующие положения до-
говора в определенной степени будут способствовать
преодолению трудностей в этих странах, вызванных не-
хваткой специалистов, научной документации и обору-
дования. В этом отношении договор создает особую
возможность оказать помощь развивающимся странам,
чтобы они могли совершенствовать собственные систе-
мы правовой охраны изобретений.

В договоре уделяется особое внимание интересам
развивающихся стран. Предусматривается, что Между-
народное бюро будет оказывать информационные услу-
ги <...таким образом, чтобы содействовать приобрете-
нию технических знаний и технологии, включая имею-
щиеся опубликованные <ноу-хау>, в особенности догова-
ривающимися государствами, которые являются разви-
вающимися странами> (ст. 50/3), а также техническую
помощь развивающимся странам <...в развитии их па-
тентных систем на национальной или региональной ос-
нове> (ст. 51/3 <а>). Цель помощи развивающимся

-51-

странам раскрыта в преамбуле договора следующим об-
разом: <стимулировать и ускорить экономический про-
гресс развивающихся стран путем принятия мер, пред-
назначенных повысить эффективность их правовых си-
стем охраны изобретений, будь то национальные систе-
мы или региональные, посредством обеспечения более
быстрого доступа к информации об имеющихся техниче-
ских решениях, отвечающих их специфическим потреб-
ностям, и облегчения доступа к постоянно увеличиваю-
щемуся объему современных технических достижений>.

Патентный поиск и международная предварительная
экспертиза будут осуществляться международными по-
исковыми органами и органами международной пред-
варительной экспертизы, а так как международные
заявки должны поступать в развивающиеся страны
вместе с отчетом о международном поиске и заключе-
нием международной предварительной экспертизы, то
фактически охранные документы, выдаваемые в этих
странах, будут так же эффективны, как и патенты про-
мышленно развитых стран, выданные на основе иссле-
дования заявок высококвалифицированными патентны-
ми экспертами.

Достижению этой цели способствуют положения до-
говора, касающиеся технических услуг. Предусматри-
вается учреждение специального комитета по техниче-
ской помощи, задача которого - организация техниче-
ской помощи развивающимся странам в совершенство-
вании систем правовой охраны изобретений в индиви-
дуальном порядке или на региональной основе, а также
контроль за ее осуществлением (ст. 51). Соответствую-
щие ведомства в развивающихся странах смогут отби-
рать и направлять промышленным кругам своих стран
все патентные документы, поступающие из-за границы
и представляющие интерес для промышленности в це-
лях повышения уровня производства. Названный коми-
тет оказывает национальным ведомствам разнообраз-
ную помощь, включая подготовку кадров для осущест-
вления качественной экспертизы изобретений, предо-
ставление квалифицированных экспертов и снабжение

<< Предыдущая

стр. 10
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>