<< Предыдущая

стр. 11
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

соответствующим оборудованием.

В договоре перечислены патентно-информационные
услуги, которые Международное бюро может оказывать
на основе опубликованных документов, а также путем
снабжения технической и другой соответствующей ин-
формацией, имеющейся в его распоряжении. Информа-

-52-

ционные услуги могут оказываться Международным
бюро как непосредственно, так и через международные
поисковые органы или другие национальные или меж-
дународные специализированные учреждения.

Договором предусмотрены, например, следующие
виды услуг: идентификация документов, относящихся к
некоторой области техники или технической задаче:
идентификация документов, изданных в различных
странах, но относящихся к одному и тому же изобрете-
нию; выявление документов, в которых одно и то же
лицо является заявителем или изобретателем: выявле-
ние действующих патентов или патентов, утративших
силу на данную дату в данной стране, и т. п. В догово-
ре устанавливается принципиальное положение о том,
что информационные услуги развивающимся странам
должны оказываться так, чтобы облегчить им приобре-
тение технических знаний и технического опыта. В не-
которых случаях они будут получать такую информа-
цию по цене ниже себестоимости.

Договором предусматривается тесное сотрудничество
национальных ведомств в области научной документа-
ции. Чтобы направить использование такой документа-
ции на содействие индустриализации развивающихся
стран, договором предусматривается особый механизм
и сотрудничество с органами ООН, занимающимися во-
просами технической помощи.

Договор о патентной кооперации разрабатывался в
расчете на участие в предусмотренной им системе со-
трудничества государств с различным социально-эконо-
мическим строем.

Это свидетельствует о том, что процессы интернацио-
нализации все более охватывают изобретательство. Уси-
ливается тенденция к унификации толкования и приме-
нения критериев оценки охраноспособности технических
решений. Будучи тесно связанным с научно-техниче-
ским прогрессом во всем мире, изобретательство не мо-
жет регулироваться только национальным законода-
тельством. Отдельные проблемы находят решение на
базе международно-правового регулирования.

В этом смысле эффективность и практическая зна-
чимость договора зависят от числа участвующих в нем
государств. Универсальность участия ведет к желаемым
результатам: созданию преимуществ для заявителей,
патентных ведомств, научно-технических и промышлен-
ных кругов стран мира.

-53-

Договор о патентной кооперации знаменует собой
качественно новый этап сотрудничества государств в об-
ласти промышленной собственности. Он регулирует та-
кие отношения, которые прежде были исключительно во
внутренней компетенции государств.

Исследование и прогнозирование правовых, экономи-
ческих и иных последствий, вытекающих из договора, а
также создание условий, необходимых для его эффек-
тивного применения, должны вестись на базе анализа
предпосылок и причин его создания.

При прогнозировании и оценке возможных послед-
ствий и, что самое главное, при подготовке предложе-
ний и рекомендаций по конкретным действиям, выте-
кающим из положений договора, следует учитывать,
что участвующие в нем основные капиталистические го-
сударства рассчитывают на получение значительных
преимуществ от системы международной подачи заявок.

На патентную политику капиталистических госу-
дарств влияет тенденция ко все большей интернацио-
нализации капиталистических хозяйств, что приводит к
выделению из числа капиталистических монополий свое-
го рода конгломератов, образованию многонациональ-
ных корпораций, масштабы деятельности которых не
вмещаются в рамки национального рынка. Для многих
конгломератов внешние рынки играют не менее важную
или даже более важную роль, чем национальные рын-
ки. Поэтому регулирование патентных вопросов внутри
страны и использование положений Парижской конвен-
ции, облегчающих патентование в других странах, ока-
зываются на современном этапе недостаточно действен-
ными средствами для осуществления экспансионист-
ской хозяйственной политики монополий.

Американские монополии, выступая инициаторами
создания Договора о патентной кооперации, преследо-
вали прежде всего цели создания правовых предпосы-
лок для обеспечения проникновения на иностранные
рынки, научно-технической экспансии.

Договор несомненно станет не только ареной патент-
ного сотрудничества, но и ареной противоборства внеш-
неэкономических и научно-технических концепций и
подходов к международному сотрудничеству.

Среди патентных ведомств, утвержденных в качестве
международных поисковых органов и органов между-
народной предварительной экспертизы, имеется ведом-
ство по изобретательству страны-члена СЭВ. Это -

-54-

Государственный комитет СССР по делам изобретений
и открытий.

Появление в сотрудничестве стран-членов СЭВ
международного центра, действующего под эгидой
ВОИС и проводящего патентный поиск и экспертизу по
единым международным правилам, признанным значи-
тельным контингентом стран, позволит использовать
этот международный центр для решения многих задач
сотрудничества ведомств по изобретательству стран-
членов СЭВ.

Использование работ международного поискового
органа и органа международной предварительной экс-
пертизы для подготовки отчетов о поиске и заключений
экспертизы возможно не только по международным
заявкам, но и по другим заявкам, представляющим
определенный совместный интерес для заинтересован-
ных ведомств по изобретательству стран-членов СЭВ.

Такая система при дополнении ее разумной систе-
мой разрешения спорных случаев при участии предста-
вителей заинтересованных ведомств по изобретательст-
ву стран-членов СЭВ могла бы быть положена в осно-
ву процедуры выдачи единого охранного документа.

В настоящее время ведется интенсивная работа по
подготовке соглашения стран-членов СЭВ о едином
охранном документе на изобретения. Единый охранный
документ должен базироваться на унифицированных
критериях охраноспособности изобретений и на унифи-
цированных требованиях, предъявляемых к заявкам на
выдачу единого охранного документа. Эти критерии бу-
дут аналогичны соответствующим критериям, установ-
ленным в Договоре о патентной кооперации. Осу-
ществление такого подхода будет способствовать ши-
рокому участию стран-членов СЭВ в международном
научно-техническом обмене.

Важен вопрос, какой орган должен проводить экс-
пертизу по заявкам на получение единых охранных до-
кументов и выдавать их. Наиболее правильным путем
решения этого вопроса с точки зрения политической,
юридической да и финансовой было бы создание меж-
дународного ведомства по изобретательству стран-чле-
нов СЭВ. К функциям международного ведомства сле-
довало бы отнести принятие и рассмотрение заявок на
единый охранный документ, проведение международно-
го поиска и экспертизы заявок, публикацию, а также
вынесение решения и выдачу единого охранного доку-

-55-

мента. Кроме того, данное ведомство осуществляло бы
рассмотрение жалоб или возражений на решения экс-
пертизы и протестов по выданным охранным докумен-
там и их аннулирование, то есть весь комплекс работ,
связанный с выдачей единого охранного документа.

Создание международного ведомства позволило бы
решить задачу совершенствования процесса экспертизы
и поднятия престижа единого охранного документа;
обеспечило бы быстрое и квалифицированное рассмот-
рение заявок на изобретение, что привело бы к ускоре-
нию использования изобретений в народном хозяйстве
социалистических стран. Иными словами, указанный
орган будет наиболее полно соответствовать процессам
социалистической экономической интеграции и выравни-
ванию народнохозяйственного уровня стран-членов
СЭВ.

Может возникнуть, однако, такая ситуация, когда
будет принято соглашение о едином охранном докумен-
те с территориальным действием, распространяющимся
на все страны-участницы, а единое ведомство еще нс
будет создано.

В этих условиях будет трудней определить компе-
тенцию каждого национального ведомства в плане
оформления международной заявки по Договору о па-
тентной кооперации. Вероятно, на этот период придется
предусмотреть специальный порядок подачи заявок.
Следует также иметь в виду, что поисковый орган, в
частности советское ведомство, может столкнуться с
определенными языковыми проблемами, связанными с
работой над международными заявками, с исследова-
нием отчетов о поисках. Эти и другие технические воп-
росы следует решить в плане подготовки соответствую-
щих кадров; должны быть предприняты также некоторые
изменения в нормативных актах.

Более 10 лет потребовалось на разработку Договора
о латентной кооперации и вступление его в силу. (*29). Сей-
час начинается период его применения. За неполные
полтора года подано 2000 международных заявок, в том
числе 100 из СССР.

Несмотря на переходный период, уже сейчас вопрос
о последствиях вступления договора в силу приобретает
для сотрудничества стран-членов СЭВ в области изо-
бретательства особую актуальность.

Госкомитет СССР по делам изобретений и открытий
проводит работу в своем качестве международного

-56-

поискового органа и органа международной предвари-
тельной экспертизы для советских заявителей, а также
для заявителей из некоторых социалистических и раз-
вивающихся стран.

Международное бюро ВОИС опубликовало информа-
ционный материал о применении системы и процедуры
договора, в котором, в частности, отмечается постоян-
ный рост количества международных заявок, в том чис-
ле и рост числа заявок, поступающих для проведения
международной предварительной экспертизы .

ГЛАВА II

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В СФЕРЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
БЕРНСКОЙ КОНВЕНЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ
И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Разработка и принятие международного соглашения
в сфере охраны авторских прав по времени совпали с
созданием Парижской конвенции по охране промыш-
ленной собственности.

Широкий обмен духовными ценностями и торговля
произведениями литературы и искусства в конце XIX
века выдвинули в качестве первоочередной проблему
охраны авторских прав на эти произведения в между-
народном масштабе.

В 1886 году представителями 10 стран была подписа-
на Бернская конвенция об охране литературных и ху-
дожественных произведений. Ратифицировавшие ее
страны образовали международный союз для охраны
прав авторов на их литературные и художественные
произведения. Конвенция вступила в силу 5 декабря
1887 г. (*1).

В области охраны авторских прав первоначально
фигурировала идея создания своего рода международ-
ного закона, в едином порядке регулировавшего бы

<< Предыдущая

стр. 11
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>