<< Предыдущая

стр. 17
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

охватывают все виды художественных произведений,
включая произведения архитектуры, прикладного искус-
ства, графики, литографии и т. п. Все эти виды произ-
ведений обычно пользуются охраной. Сложнее обстоит
дело с архитектурными произведениями, которые в ря-
де стран не отнесены к перечню охраняемых. Однако
эти произведения также пользуются международно-пра-
вовой охраной. Архитектурные произведения включают:
строения, планы, эскизы и чертежи, относящиеся к ар-
хитектуре, парковую и ландшафтную архитектуру, пла-
нирование городов и т. п. Авторское право распростра-
няется лишь на художественную сущность произведе-
ния и не предусматривает охрану процессов и методов
строительства, что может при известных обстоятельст-
вах регулироваться патентным правом.

Произведения прикладного искусства обычно охра-
няются авторским правом. Однако законодательства не-
которых стран предусматривают охрану подобных про-
изведений на основе регулирования охраны прав про-
мышленной собственности.

В последнее время все более актуальными становят-
ся проблемы охраны научных и научно-технических про-
изведений вообще и программ ЭВМ в частности. При-
чем, если научные произведения пользуются охраной
как по Бернской, так и по Всемирной конвенциям, то с
охраной компьютерных программ дело обстоит сложнее.
Имеются проекты двоякого характера: либо охранять
программы ЭВМ в рамках Парижской конвенции по
охране промышленной собственности, либо создать но-
вое международное соглашение, которое регулировало
бы охрану этого своеобразного предмета творческой
деятельности.

Правила конвенции не применяются в отношении
произведений или прав на произведения, охрана кото-
рых ко времени вступления в силу конвенции в догова-
ривающемся государстве прекратилась или никогда не
существовала.

-84-

Важно, что установление факта наличия или отсут-
ствия охраны происходит по правилам страны, где
испрашивается охрана, в отличие от Бернской конвен-
ции, которая исходит из правила страны происхождения
произведения. Поэтому на основании Всемирной кон-
венции нельзя лишить охраны какое-либо произведение
потому, что в стране происхождения это произведение
или права, связанные с ним, не подлежат охране. Сле-
довательно, может возникнуть ситуация, при которой в
стране своего происхождения произведение не пользует-
ся охраной, а в других странах-участницах конвенции
оно охраняется.

Основания, по которым произведение не пользуется
охраной, могут быть самыми различными: невыполне-
ние необходимых формальностей при оформлении
авторского права, истечение сроков действия самого
права и т. п. Однако основное значение данного прави-
ла состоит в том, что оно закрепило отсутствие обрат-
ной силы у конвенции. Произведения авторов страны,
не участвующей в конвенции, не охраняются в других
странах, так же как и иностранные произведения не
охраняются в этой стране. (*18).

Протокол 1 к конвенции предусматривает охрану
произведений лиц без гражданства и беженцев, которые
постоянно проживают на территории страны конвенции.

В этом случае происходит правовая ассимиляция их
с гражданами страны, где они проживают, что позво-
ляет им в полном объеме пользоваться конвенционной
охраной. Но для вступления положений протокола в си-
лу заинтересованное государство должно подписать и
ратифицировать его (либо присоединиться к нему).
Иными словами, само участие в конвенции на положе-
ния протокола автоматически не распространяется. Ана-
логичным же образом вступает в силу протокол II, ко-
торый признал, что правила конвенции, определяющие
круг произведений, подлежащих охране, применяются к
работам, впервые опубликованным Организацией Объ-
единенных Наций, ее специализированными учрежде-
ниями (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и т. п.), а также Орга-
низацией американских государств (ОАГ).

Субъектами авторского права наряду с авторами
могут быть другие носители авторских прав. В тех слу-
чаях, когда речь идет об авторах - физических лицах,
указавших свое имя либо псевдоним, национальные за-
конодательства придерживаются в общем сходных по-

-85-

зиций, признавая за этими лицами право авторства.
В случаях же, когда речь идет об анонимных авторах,
большинство стран признает носителями авторских прав
издателей, до тех пор пока действительное имя автора
не становится известным.

Для установления владельца авторского права на
произведение, выпущенное в свет после смерти автора,
обычно применяется принцип наследования либо закон-
ного правопреемства. При отсутствии их авторское пра-
во признается за государством. В некоторых странах
право авторства признается за владельцами рукописи.

Сложнее определяется авторство на произведения,
созданные несколькими лицами, творческий вклад кото-
рых не всегда может быть разграничен либо, наоборот,
конкретно проявляется в создании отдельных частей
одного и того же произведения (коллективные работы).
В первом случае авторское право принадлежит всем
участвующим в создании произведения авторам. В от-
ношении коллективных произведений авторское право
обычно признается либо за инициатором или коорди-
натором создания работы (физическим или юридиче-
ским), либо за издателем.

В случае создания произведения юридическим ли-
цом авторское право обычно признается за ним. Иногда
законодатель признает авторское право на такие произ-
ведения за издателем или государством.

При создании антологий авторские права на них
обычно признаются за издателем или организатором
(ответственным редактором) наряду с признанием прав
авторов работ, использованных в антологиях.

Признавая наряду с автором и <других носителей
авторского права>, положения конвенции направлены
на обеспечение интересов тех, к кому авторское пра-
во переходит в силу соглашений. Издатели, кинопро-
дюсеры, звукозаписывающие фирмы, радио- и телекор-
порации, а также другие такого рода обладатели автор-
ских прав пользуются охраной наравне с непосредствен-
ными творцами научных, художественных и музыкаль-
ных произведений.

Один из основных принципов конвенции - принцип
национального режима предусматривает, что выпущен-
ные в свет произведения граждан (физических и юри-
дических лиц) любого государства-члена, а также ра-
боты, впервые выпущенные в свет на территории такого
государства, пользуются в каждом другом договариваю-

-86-

щемся государстве охраной, которую оно предоставляет
произведениям своих граждан, впервые выпущенным в
свет на его собственной территории.

Что касается авторов произведений, не выпущенных
в свет, то они пользуются в странах-участницах, где
испрашивается охрана, теми же правами, что и отече-
ственные авторы неопубликованных произведений, но
при условии, что автор его является гражданином госу-
дарства, присоединившегося к конвенции. Наряду с
этим любое государство - сторона конвенции может в
национальном законодательстве предусмотреть положе-
ния, приравнивающие права любого лица, проживающе-
го на его территории, к правам своих граждан
(ст. II, 3).

Конвенционную охрану получают два типа опубли-
кованных произведений.

По принципу гражданства автора: произведения,
автор которых является гражданином страны - участ-
ницы конвенции, подлежат охране независимо от того,
где они опубликованы, даже если они впервые опубли-
кованы в государствах, не участвующих в конвенции.

По принципу места выпуска в свет: произведения
авторов, являющихся гражданами стран, участвующих
в конвенции, охраняются независимо от того, где они
впервые выпущены, даже если это имело место в стра-
нах, не участвующих в конвенции. Произведение авто-
ра, являющегося гражданином страны, не участвующей
в конвенции, впервые выпущенное в свет на территории
страны-участницы, охраняется во всех странах-участ-
ницах конвенции. Исключением может быть именно та
страна, где такое произведение впервые выпущено в
свет, если ее законодательство не охраняет права авто-
ров-граждан стран, не участвующих в конвенции.

Здесь мы видим отличия от Бернской конвенции, ко-
торая предписывает государству союза охранять произ-
ведение, впервые вышедшее в свет на территории стра-
ны союза, вне зависимости от гражданства автора.

Если то или иное произведение опубликовано в це-
лом ряде стран, что часто имеет место, важно опреде-
лить, где это произведение опубликовано впервые. При-
чем если для автора-гражданина страны-участницы
конвенции вопрос может встать лишь об объеме прав,
так как его произведение подлежит охране в любом
случае, то для автора, не являющегося гражданином
страны-участницы, важно, чтобы его произведение бы-

-87-

ло впервые опубликовано на территории государства,
участвующего в конвенции. При этом условии его про-
изведение пользуется конвенционной охраной. Большое
значение приобретает правильное определение понятия
<одновременная публикация>. Если такая публикация
произошла как в стране-участнице конвенции, так и в
стране, таковой не являющейся, то произведение может
пользоваться охраной, за исключением случаев, когда
эта охрана испрашивается в стране, где была осу-
ществлена первая публикация. Опубликованным одно-
временно в нескольких странах считается произведение,
вышедшее в двух или более странах в течение 30 дней
после первого выпуска в свет.

Ряд стран-участниц конвенции предписывает для
возникновения и действия охраны авторских прав вы-
полнение определенных формальностей (депонирование,
внесение залога, регистрация, объявление, нотариаль-
ное засвидетельствование, уплата пошлин и т. п.). Проб-
лема формальных требований нашла компромиссное ре-
шение, которое позволяет преодолевать различия в на-
циональных законодательствах по этому вопросу и яв-
ляется исключением из принципа национального регу-
лирования. Вместе с тем конвенция не препятствует
добровольному выполнению формальностей носителями
авторского права с тем, чтобы в дальнейшем они мог-
ли обладать лишними доказательствами при возможных
спорах.

Страны, в национальных законодательствах которых
имеются указания о формальностях как о непременном
условии охраны авторского права, сохраняют их. Что
касается иностранцев, то такие требования считаются
выполненными в отношении любого охраняемого произ-
ведения, которое впервые выпущено в свет вне терри-
тории этого государства, если все экземпляры произве-
дения будут иметь знак С - копирайт, сопровождаться именем об-
ладателя авторских прав и годом (указание дня и мес-
та не обязательно) первой публикации. Эти указания
должны быть сделаны таким образом и на таком месте,
где они были бы ясно видны. Межправительственный
комитет по авторскому праву выработал в 1957 году
рекомендации о размещении символа С в определенных
местах в зависимости от вида произведения. При пуб-
ликации книг или буклетов символ располагается на
титульном листе, либо на странице, идущей за ним, ли-

бо в конце; в газетных, журнальных и других периоди-

-88-

ческих публикациях - под основным названием статьи;
при выпуске кинофильмов - на кадре с изображением
названия и т. п.

Формальности материально-правового характера от-
личаются от формальных требований процессуального
характера, относящихся к реализации права на охрану.
Ни одно из процессуальных требований не может быть
предъявлено гражданину другого договаривающегося
государства, если такое же требование не предъявляет-
ся гражданам государства, где испрашивается эта
охрана.

Страны-участницы конвенции могут требовать вы-
полнения формальностей и других условий для приоб-
ретения и реализации авторских прав по отношению ко

<< Предыдущая

стр. 17
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>