<< Предыдущая

стр. 22
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

коном.

В последние годы, особенно после 1967 года, когда
была учреждена Всемирная организация интеллек-
туальной собственности, объекты авторского и изобре-
тательского (патентного) права в международном част-
ном праве объединяют в одну общую группу, получив-
шую наименование <интеллектуальная собственность>.

-109-

Если подробно анализировать природу результатов
творчества человека в науке и технике, во всех обла-
стях искусства, исследовать характер правоотношений,
регулирующих права создателей новшеств как в обла-
сти науки и техники, так и в искусстве, то можно
прийти к закономерному выводу о том, что как в про-
цессе самого творчества, в создании конкретных нема-
териальных ценностей, так и в их практическом приме-
нении, в их общественной значимости есть целый ряд
общих черт, сопредельных и соприкасающихся явлений,
взаимосвязанных и взаимообусловленных характери-
стик.

Наряду с <чисто> авторским правом и патентным
(изобретательским) правом существуют и сопредель-
ные права, то есть правоотношения такого свойства, где
либо по предмету регулирования, либо по способу
предоставления охраны, либо по методу использования
создаваемых духовных ценностей имеются общие или
сходные черты.

Это также говорит о целесообразности комплексного
подхода к изучению авторско-правовых и патентно-пра-
вовых отношений, особенно в их регулировании на меж-
дународной основе. Научное открытие, например, яв-
ляется самостоятельным объектом права. (*36). Вместе с тем
право на открытие как правовой институт тесно связа-
но как с авторским, так и с изобретательским правом. (*37).
Ведь научное открытие может быть материализовано в
форме самостоятельного научного произведения.

Описание открытия, как только оно сформулировано
и опубликовано, становится произведением, охраняемым
нормами авторского права. То же самое можно сказать
об описании изобретения, особенно формулы изобрете-
ния, которая приобретает элементы произведения. Охра-
на ряда других объектов регулируется также двойст-
венно.

Охрана архитектурных произведений регулируется
как авторским правом: под него подпадают правоотно-
шения, связанные с художественной сущностью архи-
тектурных произведений, так и патентным (изобрета-
тельским) правом: под него подпадают правоотноше-
ния, связанные с разработкой и созданием методов и
процессов архитектурного строительства.

Произведения прикладного искусства в ряде стран
являются предметом охраны авторского права, в других
странах - предметом охраны права на промышленные

-110-

образцы. Такая взаимосвязь регулирования отдельных
правоотношений объясняется близостью технического и
художественного творчества, их смежностью и иногда
взаимопересечением.

Советские специалисты, например, подчеркивают
<тесную связь промышленных образцов с другими,
смежными институтами советского права. Б частности,
по объекту охраны - с авторским правом, по построе-
нию охраны - с изобретательским, по некоторым из
выполняемых функций - с товарными знаками>. (*38).

Более того, утверждают, что в настоящее время от-
сутствует разграничение между промышленными образ-
цами и объектами авторского права. Интересно, что та-
кой вывод не чисто абстрактное представление, осно-
ванное на общности характера создания тех и других
объектов, а практический подход к поискам решения
других сопутствующих проблем, что проявляется, на-
пример, в подходе к совершенствованию системы воз-
награждения за произведения декоративно-прикладного
искусства и промышленные образцы.

Мы видим, что наличие специальных законодатель-
ных актов для регулирования промышленных образцов
не решает проблему однозначного правового регулиро-
вания охраны произведений изобразительного (приклад-
ного) искусства при его промышленном использовании.
Если, с одной стороны, можно констатировать взаимо-
связь и взаимоприменимость искусства и промышленно-
го производства, то, с другой стороны, определенно на-
личествует единство, взаимозависимость в самом твор-
ческом процессе, интеллектуальной деятельности в обла-
сти искусства, науки и техники, а следствием этого
является сходство методов и форм охраны результатов
этой деятельности.

Регулирование правоотношений, возникающих в свя-
зи с созданием и использованием продуктов творческой
интеллектуальной деятельности человека, осуществляет-
ся либо авторским, либо изобретательским (патентным)
правом.

Это в принципе касается только <чистых> правоот-
ношений, возникающих при создании научно-техниче-
ского решения, отвечающего критериям охраноспособно-
сти в качестве изобретения, либо рационализаторского
предложения, либо открытия, а также при создании
произведений литературы, науки, искусства, отвечаю-

-111-

щих критериям охраноспособности в качестве авторско-
го произведения.

Если же говорить о смежных, (*39), родственных, сосед-
ствующих (droits voisins) правах, то, с одной стороны,
они могут охраняться как нормами изобретательского,
так и нормами авторского права, раздельно или одно-
временно теми и другими (промышленные образцы), и,
с другой стороны, они не подпадают ни под авторско-
правовую, ни под изобретательско-правовую охрану, но
близки им по своей природе (права артистов-исполни-
телей).

Вопросы охраны смежных прав приобрели в послед-
ние 10-15 лет актуальность в международном мас-
штабе.

Прогрессирующее развитие международных обме-
нов в сферах науки, техники и культуры в условиях
современной научно-технической революции привело к
необходимости международного регулирования таких
специфических прав, как права исполнителей, интерпре-
таторов, радиовещательных организаций и др.

В системе международных обменов и использовании
произведений литературы и искусства важную роль
играют радиовещательные, телевизионные .организации,
а также фирмы-производители фонограмм (пластинки,
видео- и магнитофонные пленки и другие носители за-
писи), с помощью которых на радио и телевидении
используются произведения, пропагандируются и рек-
ламируются в целях дальнейшего продвижения их в
другие сферы публичного исполнения.

Особую роль в использовании произведений играют,
естественно, артисты и интерпретаторы, которые непо-
средственно доносят до публики художественные, лите-
ратурные и музыкальные произведения. Права, которы-
ми обладают названные субъекты, близки авторскому
праву, но не идентичны ему. Более того, несмотря на
тесную взаимосвязь этих смежных прав, часто проявля-
ются противоречия между интересами радио- и теле-
компаний, с одной стороны, и исполнителей, с другой
стороны. Здесь налицо то же свойственное буржуазной
авторско-правовой системе противоречие, которое отра-
жается во взаимоотношениях, скажем, издателя и пи-
сателя.

В международном масштабе утверждается система
охраны <исполнительских прав> (Leistungsschutzrechtе)
в широком значении этого понятия.

-112-

В 70-х годах подписан ряд международных соглаше-
ний, предусматривающих охрану прав артистов-испол-
нителей, радиовещательных организаций, производите-
лей фонограмм, а также защиту интересов последних от
неправомерного размножения фонограмм. Охрану прав
названных субъектов призвана дополнить в известном
отношении конвенция о распространении сигналов, пе-
редаваемых через спутники. (*40).

Эти соглашения в совокупности с уже существовав-
шими все больше расширяют обширную и сложную си-
стему авторско-правовых отношений в международном
масштабе.

Ведется работа по созданию конвенции об охране
прав переводчиков и о международной регламентации
фотографической репродукции произведений, охраняе-
мых авторским правом. Поставлен вопрос о целесооб-
разности выработки новой конвенции об охране произ-
ведений фольклора.

Смежные права при всем их разнообразии и специ-
фике имеют много общего с правами на произведения
науки, техники и искусства. Вероятно, нужно решать
проблемы смежных прав в рамках действующих согла-
шений в авторско-правовой и изобретательско-правовой
сферах.

Специалисты высказывают справедливую тревогу по
поводу разработки и заключения многочисленных но-
вых международных конвенций и соглашений, посвя-
щенных регламентации отдельных сходных вопросов,
которые повторяются и переплетаются в этих междуна-
родных актах, усложняя и загромождая ткань между-
народно-правовых актов, затрудняя их применение.

Верно отмечает Ю. Г. Матвеев: <...За последнее вре-
мя неоднократно высказывалась озабоченность резким
увеличением числа международных соглашений, тем бо-
лее что они зачастую имеют очень много общего в пред-
мете регулирования. Очевидно, например, что Римская
конвенция 1962 года, Женевская конвенция 1972 года и
Брюссельская конвенция 1974 года касаются одних и
тех же прав и субъектов. Будущее покажет, насколько
обосновано наличие такого большого числа кон-
венций>. (*41).

Вопросы международного сотрудничества в области
охраны изобретательских и авторских прав находятся в
настоящее время и, надо полагать, будут находиться
впредь в центре внимания компетентных организаций

-113-

заинтересованных государств, международных межпра-
вительственных и неправительственных организаций.
Разрабатываются многочисленные проекты по созданию
новых соглашений и конвенций, которые бы регулиро-
вали отдельные виды изобретательских, авторских или
смежных правоотношений. Как правило, такие проекты
и планы касаются тех специальных проблем, которые
либо вовсе не охвачены действующими международно-
правовыми актами, либо решены в них неполно или не-
удовлетворительно.

В стремлении найти универсальное решение этих
вопросов на международной основе нет ничего удиви-
тельного. Важно другое: насколько оправдано и необ-
ходимо увеличение числа международных соглашений,
которые существуют параллельно с действующими и
имеют много общего в предмете регулирования.

В принципе непомерный рост числа международных
конвенций и соглашений, которые имеют общее в пред-
мете регулирования, таит опасность своего рода обесце-
нивания этих соглашений, снижает эффективность норм
и положений, зафиксированных в соглашениях, услож-
няет их применение. Во-первых, возможны параллелизм
и дублирование в правовом регулировании, то есть по-
явление сходных норм и правил в разных соглашениях.
Это может привести к затруднениям в вопросе приме-
нения соглашений: какое следует применять в конкрет-
ных случаях. (*42). Во-вторых, что более опасно, могут быть
приняты неодинаковые нормы и правила, касающиеся
аналогичных правоотношений. В этом случае могут
возникнуть конфликтные ситуации, спор между партне-
рами по поводу правомерности или неправомерности
определенных действий либо даже о действительности
заключенных контрактов и сделок.

Поэтому наиболее рациональным и эффективным пу-
тем развития и совершенствования сотрудничества в
данной области могут быть не только разработка и при-
нятие новых международных соглашений (в определен-
ных пределах это необходимо, ибо они объективно от-
ражают появление новых элементов), но прежде всего
модернизация, изменение и дополнение действующих
международных конвенций и соглашений. Наиболее це-
лесообразной является координация такого рода согла-
шений в рамках универсальной организации - ВОИС.

<< Предыдущая

стр. 22
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>