<< Предыдущая

стр. 23
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Как известно, ВОИС имеет целью обеспечение про-
мышленным, торговым организациям, издательствам,

-114-

кино- и телефирмам и иным организациям договари-
вающихся сторон условий и преимуществ, упрощающих
и облегчающих правовую охрану научно-технических
достижений за рубежом, а также обеспечение авторских
прав на произведения литературы, науки и искусства,

Практическое значение этой организации в условиях
современной научно-технической, революции, широкого
экономического и культурного обмена и развития науч-
но-технического, технологического и производственного,
а также разнообразного культурного сотрудничества
разных стран заключается в том, что она выступает как
координирующий центр, могущий обеспечить универ-
сальность сотрудничества.

Если рассматривать авторское право в субъектив-
ном смысле, отвлекаясь от авторского права как право-
вого института или авторского права в объективном
смысле, то оно может быть понимаемо в значении права,
принадлежащего создателю произведения.

Субъективное авторское право (право авторства)
универсально, поскольку оно базируется на творческом
процессе и возникает в связи с созданием творческих
произведений. В широком смысле слова и писатель, на-
писавший роман, и изобретатель, решивший техниче-
скую задачу, художник и рационализатор, композитор
и ученый-авторы созданных ими произведений.

Право авторства как первичное, субъективное право
возникает в момент создания творческого произведения
в сфере нематериального духовного производства, будь
то произведение искусства, науки или оригинальное ре-
шение технической задачи. Право авторства неотдели-
мо от личности творца произведения. Поэтому в субъек-
тивном значении любое произведение, являющееся ре-
зультатом духовного творчества данного лица, является
объектом авторского права.

Отсюда вытекает наличие известного сходства меж-
ду авторским н изобретательским правом: нормы как
авторского, так и изобретательского права направлены
на охрану интересов авторов, на стимулирование их
деятельности. Вознаграждение авторам произведений
науки, литературы и искусства, равно как и авторам
технических решений (изобретений), соизмеряется ове-
ществленным трудом, выплачивается за использование
результата их общеполезного труда.

Изобретение, рационализаторское предложение, лю-
бые другие технические творческие идеи или решения

-115-

после их материализации в средствах производства от-
носятся с точки зрения политической экономии к произ-
водительным силам. Однако они, как и охраняемые
авторским правом произведения литературы, науки и
искусства, возникают в результате творческой деятель-
ности человека в сфере нематериального производства.
Авторское и изобретательское право входят в каче-
стве особых правовых институтов в отрасль граждан-
ского права. Эти институты сходны:

- по объекту регулирования, поскольку в основе
произведений литературы, науки и искусства, изобрета-
тельских и рационализаторских предложений лежит
универсальное авторское творчество:
-по предмету регулирования, ибо авторские и изо-
бретательские правоотношения возникают в связи с со-
зданием и использованием произведений литературы,
науки и искусства и технических достижений;

-по субъектам права, ввиду того что носителями
как авторского, так и изобретательского права могут
быть граждане, коллективы, юридические лица (в иск-
лючительных случаях государство);

- по методу (или способу) регулирования, в качест-
ве которого выступает гражданско-правовая регламен-
тация.

<Творчество - интеллектуальная работа, направлен-
ная на создание нового>, (*43), - отмечает И. А. Грингольц.
Это определение свидетельствует об универсальности
творческого авторского начала, хотя оно быть может и
несколько категорично. Новизна абсолютная (или ло-
кальная) в изобретательском праве в известной мере
соответствует оригинальности в авторском праве. При-
знак новизны, хотя он и определяется несколько иначе
в случае наличия изобретательского предложения, дол-
жен иметь место и при создании произведения литера-
туры, науки или искусства.

Суждение о наличии или отсутствии новизны в изо-
бретательском предложении выносит государственная
экспертиза. Вопрос о наличии оригинальности в худо-
жественном произведении подлежит оценке обществен-
ности, а в случае плагиата - рассмотрению в судебном
порядке.

Одного факта создания произведения еще недоста-
точно, чтобы оно стало достоянием общества. Необхо-
димо, чтобы оно в той или иной форме стало общеиз-

-116-

вестным, например было издано, публично исполнено,
показано и т. д. Чтобы техническое решение задачи
приобрело статус изобретения, необходимы подача соот-
ветствующей заявки и оформление его правовым доку-
ментом для закрепления авторства.

Различия между техническими и литературными
произведениями наблюдаются в сфере реализации, ис-
пользования произведений, охраняемых изобретатель-
ским и авторским правом.

В. И. Серебровский подчеркивал, что если объекты
авторского права могут быть восприняты чрезвычайно
широким, по существу неограниченным, кругом лиц, то
использование изобретения всегда рассчитано на опреде-
ленный круг потребителей при строго формальном по-
рядке выпуска в свет изобретения. Если право на не-
прикосновенность произведения является одним из ха-
рактернейших правомочий автора литературного, науч-
ного или художественного произведения, то использова-
ние изобретения в производстве обычно требует разра-
ботки специальных мероприятий, каких-то его измене-
ний, осуществляемых иногда без привлечения автора.
Различны способы использования объектов авторского
и изобретательского права, равно как и неодинакова
роль автора и изобретателя в применении этих спо-
собов. (*44).

Итак, общее качество произведений литературы и
искусства, изобретательских предложений, научных от-
крытий заключается в том, что все они представляют
собой результат творческого труда, возникают в связи
с интеллектуальной деятельностью человека.

Что же касается различий, то кроме перечисленных
выше имеются и другие.

Научное и изобретательское творчество характери-
зуется часто одновременной самостоятельной и парал-
лельной работой двух или нескольких ученых или изо-
бретателей над одной и той же проблемой, поскольку
они исследуют объективные закономерности. В этом
заключается особенность их творчества. Нельзя уже от-
крытую закономерность открыть вторично, как не имеет
общественного смысла одновременная охрана двух или
нескольких тождественных изобретений. Таким же об-
разом правовая охрана научного открытия, изобрете-
ния или рационализаторского предложения обеспечи-
вается и предоставляется законом тому автору, кото-
рому принадлежит первенство или приоритет.

-117-

В то же время в сфере литературы и искусства слу-
чаются повторы в художественном воплощении кон-
кретных событий. Однако если работа различных авто-
ров над произведением, отображающим одно и то же
событие, носит подлинно творческий характер, то каж-
дое из произведений независимо от времени его созда-
ния представит интерес для общества, для читателя.

Перечисленные выше особенности обусловливают
различия правового регулирования: авторские произве-
дения (литературы, науки и искусства) охраняются
авторским правом, изобретательские предложения -
изобретательским правом, научные открытия - правом
на открытие.

Анализ правовой природы и регулирования отноше-
ний, связанных с интеллектуальным творчеством, со-
зданием так называемых нематериальных благ, разра-
ботка предложений об усовершенствовании действую-
щих форм и методов правового регулирования этих от-
ношений - одна из задач, которые выдвигает практика
культурного, технического и экономического сотрудни-
чества и обмена государств.

Представляется, что эта важная задача обязывает
осмыслить и найти новые подходы к проблеме соотно-
шения авторско-правового и изобретательско-правового
регулирования. Данная проблема широко обсуждалась
как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Авторское и изобретательское право являются смеж-
ными правовыми институтами, регулирующими отноше-
ния по созданию и использованию схожих объектов:
творческих произведений науки, литературы и искусства
и творческих предложений в области техники.

В юридической литературе давно и неоднократно
высказывались соображения, согласно которым автор-
ское право на произведения литературы, науки и искус-
ства должно рассматриваться как часть или отрасль
авторского права в широком смысле, в которое входит
и изобретательское право. В пользу создания общей
конструкции авторского и изобретательского права вы-
сказывались, в частности, И.Перетерский (*45) и Н.Райго-
родский (*46). В.Йонас считает двумя ветвями авторского
права право на произведения литературы, науки и ис-
кусства и изобретательское право. (*47).

Нет сомнений в том, что эти авторы рассматривали
первоначальное право авторства на произведения лите-
ратуры, науки и искусства и на технические предложе-

-118-

ния в качестве первичного и универсального. Близость
объектов правового регулирования дала основание вы-
двинуть идею создания единого института авторско-изо-
бретательского права.

Представляется целесообразным тщательно изу-
чить этот вопрос с учетом того, что за последние деся-
тилетия в правовом регулировании отношений по созда-
нию и использованию творческих произведений, да и в
самой структуре указанных отношений, произошли су-
щественные изменения.

В современном авторском и изобретательском праве
обнаруживается много общего. Часть общих юридиче-
ских понятий в указанные институты вошла с включе-
нием их в 1961 году в общую систему гражданского за-
конодательства. Другие из этих понятий стали общими
с внесением в 1973-1974 годах существенных дополне-
ний и изменений в законодательство по авторскому
праву. Ряд авторов указывают на возможность превра-
щения в категорию <общих> и некоторых других норм
авторского права (А. Доркин, Э. Гаврилов, Ю. Табу-
цадзе).

В нынешних условиях различия между авторским и
изобретательским правом (в объектах, в оплате твор-
ческого труда и др.) выглядят не столь резкими, как
это представлялось раньше. В последнее время на сты-
ке между объектами авторской и изобретательского
права возникли новые, промежуточные объекты (откры-
тия и промышленные образцы), которые в известном
смысле представляют собой междисциплинарные объ-
екты.

Сегодня речь идет об объединении не только преж-
них двух, но и новых институтов, часть из которых уже
получила <право гражданства> (право на научное от-
крытие, право на промобразец), другая - только на-
рождается (право на научное достижение, право на то-
варный знак). (*48).

В развитии авторского и изобретательского права
заметна тенденция к взаимному сближению не только в
национальном, но и в международном масштабе. Она
имеет под собой объективное основание.

Под изобретением принято понимать новую ориги-
нальную идею, которая должна быть промышленно
применимой или практически осуществимой с пользой
или положительным эффектом воздействия. Она объек-

<< Предыдущая

стр. 23
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>