<< Предыдущая

стр. 25
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нейшие задачи, разрешением которых занимается ВОИС:

- стимулирование и совершенствование охраны ин-
теллектуальной собственности в мире, включая совер-
шенствование национальных законодательств различных
стран и оказание заинтересованным государствам юри-
дической и технической помощи в этих вопросах;

- административное управление существующими
союзами, управление другими союзами, которые будут
создаваться в области охраны интеллектуальной собст-
венности, и сотрудничество с другими международными
и национальными организациями;

- информационная деятельность и международная
регистрация ряда объектов интеллектуальной собствен-
ности.

Понятно, что ВОИС может выполнять и другие зада-
чи, относящиеся к охране интеллектуальной собствен-
ности.

Особое значение имеет первая из вышеназванных
групп. В конечном счете успешное выполнение этих за-
дач будет иметь большое значение для технического и
культурного прогресса в мире, для развития научно-тех-
нических, производственных, технологических, торговых

-125-

и иных связей, а также культурного обмена между стра-
нами.

Формы разрешения указанных задач весьма много-
образны: подготовка типовых законов, консультативная
помощь государствам в разработке законодательных ак-
тов, обучение и стажировка специалистов из числа на-
циональных кадров как в Международном бюро, так и
в странах-участницах конвенции, проведение регио-
нальных совещаний и конференций по вопросам охраны
интеллектуальной собственности, привлечение предста-
вителей развивающихся стран к практической работе в
аппарате Международного бюро, к участию в разработ-
ке различных соглашений и проектов, а также иных фор-
мах сотрудничества в этой специальной области.

Утвердившиеся в современном международном праве
принципы мирного сосуществования государств предопре-
деляют, что в деятельности международной организации
и ее решениях должны учитываться и сочетаться специ-
фические особенности различных государств-членов, на-
ходить отражение новые формы законодательных актов
и методов работы государственных органов в этой спе-
циальной сфере.

В применении к ВОИС это означает, что развиваю-
щиеся страны должны иметь возможность по собствен-
ному желанию и выбору использовать в своем законода-
тельстве и новые, свойственные праву стран социализма
правовые институты охраны интеллектуальной собствен-
ности, как, например, авторское свидетельство на изоб-
ретение, охрана научных открытий и т. д.

Важное значение имеют функции ВОИС по админи-
стративному управлению отдельными союзами. Органи-
зация может принять на себя администрацию и приме-
нение любых других соглашений в области интеллек-
туальной собственности. ВОИС способствует также зак-
лючению международных соглашений, содействующих
охране интеллектуальной собственности. (*2).

Организация собирает информацию, относящуюся к
интеллектуальной собственности, осуществляет и поощ-
ряет исследования в этой области и публикует резуль-
таты таких исследований, например сведений о развитии
законодательства в области интеллектуальной собствен-
ности. Распространение информации в области интеллек-
туальной собственности осуществляется как путем изда-
ния специальных журналов: <Промышленная собствен-
ность> и <Авторское право>, в которых наряду с законо-

-126-

дательными актами помещаются теоретические статьи,
сообщения о совещаниях и конференциях, так и путем
публикации отдельных документов и материалов по
конкретным вопросам.

Под эгидой ВОИС проводятся научные исследования
в области интеллектуальной собственности. Служба
международной регистрации охватывает товарные зна-
ки, промышленные образцы и наименования мест проис-
хождения. Информация о зарегистрированных и депони-
рованных объектах содержится в специальных журна-
лах. (*3). Программа ВОИС в сфере патентной информации

осуществляется через международные специализирован-
ные организации. Это Международный центр патентной
документации (ИНПАДОК), являющийся хранителем
библиографических данных о патентных документах все-
го мира, Постоянный комитет ВОИС по патентной ин-
формации (ПКПИ), призванный координировать дея-
тельность в области патентной информации, включая по-
мощь развивающимся странам и обучение специалистов,
а также некоторые другие организации.

Количество патентных документов, накопленных во
всем мире, составляет почти 27 млн. экземпляров при
годовом темпе прироста около 1 млн. документов.
ИНПАДОК сосредоточил в настоящее время 6,5 млн. до-
кументов по 50 странам мира. (*4).

ВОИС осуществляет администрацию Договора о па-
тентной кооперации, а также обеспечивает сотрудничест-
во с органами ООН, занимающимися вопросами техни-
ческой помощи.

Структура ВОИС довольно сложна и своеобразна.
Она в значительной степени отличается от большинства
международных межправительственных организаций.
Особенности структуры ВОИС объясняются, во-первых,
специфическими целями и задачами, которые она при-
звана решать, во-вторых, тем, что она является органи-
зацией, объединяющей несколько специальных между-
народных союзов, и, наконец, в-третьих, особым поряд-
ком членства в ВОИС.

Членство в ВОИС (ст. 5 конвенции) открыто для лю-
бого государства, являющегося членом какого-либо из
союзов, или для любого государства, не являющегося
членом какого-либо из союзов, при условии, что оно яв-
ляется членом Организации Объединенных Наций, како-
го-либо из ее специализированных учреждений, находя-
щихся в связи с Организацией Объединенных Наций,

-127-

или Международного агентства по атомной энергии, или
является стороной Статута Международного Суда, или
оно приглашено стать стороной настоящей конвенции.

Всемирная организация интеллектуальной собствен-
ности включает в себя Генеральную ассамблею, где
представлены государства, являющиеся членами какого-
либо из союзов; Конференцию, состоящую из представи-
телей всех государств-членов конвенции; Координа-
ционный комитет, состоящий из представителей госу-
дарств - членов исполкомов Парижского и Бернского
союзов, и Международное бюро, являющееся секретариа-
том организации.

В качестве высшего органа Генеральная ассамблея
наделена широкими полномочиями. Она назначает Ге-
нерального директора по представлению Координацион-
ного комитета; рассматривает и утверждает отчеты Ге-
нерального директора, касающиеся организации, и дает
ему все необходимые инструкции, рассматривает дея-
тельность Координационного комитета и дает ему инст-
рукции.

Генеральная ассамблея принимает двухгодичный
бюджет расходов, общих для союзов, одобряет меро-
приятия, касающиеся администрации по осуществлению
международных соглашений, принимает финансовый
регламент организации, определяет рабочие языки сек-
ретариата, приглашает государства стать сторонами на-
стоящей конвенции, определяет, какие государства, не
являющиеся членами организации, и какие межправи-
тельственные или международные правительственные
организации могут быть допущены на ее заседания в ка-
честве наблюдателей, а также выполняет другие надле-
жащие функции в рамках конвенции.

Кворум Генеральной ассамблеи составляет 1/2 госу-
дарств-членов, а решения, как правило, принимаются
большинством в 2/3 поданных государствами голосов.

Для назначения Генерального директора, одобрения
предлагаемых им мероприятий относительно админист-
рации по осуществлению международных соглашений и
переноса штаб-квартиры требуется получить необходи-
мое большинство голосов не только в Генеральной ас-
самблее, но и в ассамблеях Парижского и Бернского
союзов, отдельно в каждой.

Принцип самостоятельности и автономии союзов про-
является здесь в том, что ни одному из них не должно
быть навязано решение государств-членов другого

-128-

союза, равно как и Генеральная ассамблея не может
механическим большинством голосов принимать реше-
ния без учета мнений каждого из союзов.

Генеральная ассамблея ВОИС собирается на очеред-
ную сессию каждый второй календарный год. На сессии
Генеральной ассамблеи допускаются в качестве наблю-
дателей государства-стороны конвенции ВОИС, нс яв-
ляющиеся членами какого-либо из союзов. Таким обра-
зом, обсуждение вопросов на ассамблее широко открыто
для государств - сторон конвенции.

ВОИС имеет еще один орган, который можно квали-
фицировать как высший, но с несколько ограниченными
полномочиями. Это - Конференция, состоящая из госу-
дарств - членов конвенции, независимо от того, являют-
ся ли они членами какого-либо из названных выше сою-
зов или не являются.

Наличие в БОИС двух высших органов основано на
соображениях политического характера. Первоначаль-
ный проект конвенции предусматривал в новой органи-
зации две категории членства: полное - для государств,
входящих в одни из упомянутых союзов, и ассоциирован-
ное - для государств, не входящих ни в один из них.
Предполагалось, что полные члены будут собираться на
заседаниях Генеральной ассамблеи, а ассоциирован-
ные - на заседаниях Конференции, в которых примут
участие также и полные члены ВОИС.

По инициативе социалистических стран было принято
решение не вводить двух категории членства. Наличие
двух категорий членства означало бы дискриминацию
ассоциированных членов как своего рода второразряд-
ных государств, что противоречит природе и характеру
международных отношений в современных условиях.

Социалистические государства предложили нс услож-
нять структуру новой организации и отказаться от прак-
тики двух высших органов с различным объемом функ-
ций и полномочий. Тем не менее конференция как орган
ВОИС была учреждена. В ее задачи входят обсуждение
вопросов, представляющих общий интерес в области ин-
теллектуальной собственности, и принятие рекоменда-
ций по таким вопросам с учетом компетенции и само-
стоятельности союзов. Уже в этом положении отчетливо
проявляется различие между Генеральной ассамблеей и
Конференцией: если первая принимает решения, то вто-
рая - только рекомендации.

-129-

Конференций принимает двухгодичный бюджет и в
пределах бюджета - трехгодичную программу юридико-
технической помощи, определяет, какие государства и
международные организации могут быть допущены па
ее заседания в качестве наблюдателей, а также выпол-
няет другие надлежащие функции в рамках настоящей
конвенции.

Конференция принимает также поправки к конвенции
ВОИС. Процедура принятия поправок довольно сложна.
Они могут быть сделаны по инициативе Координацион-
ного комитета или Генерального директора. При этом
голосуют только государства - стороны конвенции, яв-
ляющиеся членами какого-либо из союзов. Однако госу-
дарства - стороны конвенции, не являющиеся членами
союзов, принимают участие в голосовании по вопросам,
затрагивающим их права и обязанности. Поправки при-
нимаются простым большинством голосов при условии,
что они предварительно были приняты ассамблеями Па-
рижского и Бернского союзов. Поправка вступает в си-
лу через один месяц после письменного уведомления о
ее принятии (согласно конституционной процедуре соот-
ветствующего государства) 3/4 государств, имевших пра-
во голосовать по поправке. Принятые таким образом
поправки являются обязательными для государств -
сторон конвенции и для государств, присоединившихся
к ней после принятия поправки.

<< Предыдущая

стр. 25
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>