<< Предыдущая

стр. 26
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


При этом соблюдается условие, являющееся по суще-
ству исключением из общего правила: любая поправка,
увеличивающая финансовые обязательства государств-
членов, является обязательной только для тех из них,
которые уведомили о своем согласии с ней. Предложе-
ние о внесении поправок направляется Генеральным
директором государствам - членам организации не
позднее чем за шесть месяцев до рассмотрения их кон-
ференцией. (*5).

Юридико-техническая помощь оказывается лишь тем
государствам, которые изъявляют готовность ее при-
нять и соглашаются с предложенной им программой.
Эта помощь небезвозмездна.

Поскольку Конференция имеет собственный бюджет,
принято положение о том, что размер взносов госу-
дарств - сторон конвенции, не являющихся членами ка-
кого-либо из союзов, определяется голосованием, в кото-
ром имеют право участвовать только делегаты этих го-
сударств. Речь идет о той части бюджета, которая со-

-130-

ставляется из взносов этих государств (наряду с этим
имеются и отчисления, поступающие в бюджет Конфе-
ренции от союзов). Этим подчеркивается независимость
государств, не входящих в союзы, в решении финансо-
вых вопросов и невмешательство в эти дела со стороны
других государств - сторон конвенции.

Конференция собирается по созыву Генерального ди-
ректора один раз в два года, причем в то же время и в
том же самом месте, что и Генеральная ассамблея. Ра-
бота этих двух основных органов ВОИС проходит в тес-
ном взаимодействии, что способствует развитию делово-
го сотрудничества и взаимному обмену опытом. По тре-
бованию большинства государств-членов Генеральный
директор может созвать чрезвычайную сессию Конфе-
ренции. Конференция принимает собственные правила
процедуры.

Координационный комитет ВОИС - орган специфи-
ческий, не свойственный большей части других междуна-
родных организаций. Необходимость образования его
вызвана тем, что ВОИС объединяет два основных сою-
за: Парижский и Бернский. Оба союза имеют собствен-
ные исполнительные органы, занимающиеся решением
вопросов, входящих в компетенцию союзов, а также об-
щий административный орган - Международное бюро,
то есть секретариат, обслуживаемый одним и тем же
персоналом. Однако ряд вопросов, представляющих об-
щий интерес для союзов и для всей организации в це-
лом, не может быть решен секретариатом, поэтому не-
обходим орган, координирующий деятельность союзов
в сфере общих интересов.

В состав Координационного комитета входят государ-
ства, являющиеся членами исполнительных комитетов
обоих союзов. Координационный комитет выполняет сле-
дующие основные функции:

- дает советы органам союзов, Генеральной ассамб-
лее, Конференции и Генеральному директору по всем
административным и другим вопросам (Координацион-
ный комитет не может принимать решения, обязатель-
ные для всех союзов, либо вырабатывать и принимать
резолюции или рекомендации. Основное его назначе-
ние-служить консультативным органом по вопросам
координации действий, главным образом в области об-
щих для различных союзов расходов);

- подготавливает проекты повестки дня Генеральной
ассамблеи;

-131-

- подготавливает проекты повестки дня, а также
проекты программы и бюджета Конференции (при об-
суждении этих вопросов в заседаниях Координационного
комитета участвуют также государства, присоединив-
шиеся к конвенции ВОИС, но не являющиеся членами
какого-либо из союзов. Соотношение государств, участ-
вующих в заседаниях Координационного комитета, и об-
щего числа государств - сторон конвенции, нс входя-
щих в отдельные союзы, должно быть 1:4);

- принимает соответствующие годовые бюджеты и
программы;

- представляет кандидата для назначения его на
пост Генерального директора;

- может назначить исполняющего обязанности Ге-
нерального директора;

- выполняет все другие функции, возложенные на
него в соответствии с настоящей конвенцией.

Координационный комитет собирается на очередные
сессии один раз в год. Созыв чрезвычайной сессии коми-
тета осуществляет Генеральный директор либо но соб-
ственной инициативе, либо по просьбе председателя ко-
митета, либо по требованию 1/4 его членов. Кворум со-
ставляет 1/2 государств-членов; решения принимаются
простым большинством голосов.

Государства-члены комитета даже по достижении
простого большинства голосов при решении какого-либо
вопроса могут потребовать проведения раздельного го-
лосования по спискам членов исполкома Парижского
союза и исполкома Бернского союза. Если в каждом из
списков не достигнуто большинства, то решение не счи-
тается принятым.

Это еще одна иллюстрация сохранения полной авто-
номии союзов, исключающей опасность принятия реше-
ний, в пользу которых не высказалось большинства
представителей каждого из них.

На заседаниях Координационного комитета может
быть представлено любое государство - член организа-
ции, не являющееся членом комитета, с правом прини-
мать участие в обсуждении вопросов, но без права ре-
шающего голоса.

Международное бюро является секретариатом орга-

низации. Руководит секретариатом ВОИС Генеральный
директор. Он назначается Генеральной ассамблеей орга-
низации на срок не менее 6 лет с правом нового назна-
чения. Генеральный директор является главным долж-

-132-

ностным лицом организации, представляет ее, отчитыва-
ется перед Генеральной ассамблеей и выполняет ее ди-
рективы, касающиеся внутренних и внешних дел органи-
зации. Он подготавливает проекты бюджетов, программ
и периодические отчеты, передает их правительствам
заинтересованных государств, а также компетентным ор-
ганам союзов и организации. Генеральный директор и
любой член персонала Международного бюро участвует
без права голоса во всех заседаниях рабочих органов
ВОИС, а также любых других рабочих комитетов или
групп. Он или любое назначенное им из состава персо-
нала лицо являются ex officio секретарями этих органов.

Кроме названных выше основных функций по подго-
товке программ, бюджетов и отчетов о деятельности ор-
ганизации, Генеральному директору принадлежит весь-

ма ответственная функция подбора и назначения персо-
нала Международного бюро.

В конвенции подчеркивается исключительно между-
народный характер обязанностей Генерального директо-
ра и персонала Международного бюро. При исполнении
своих обязанностей они не должны получать инструкции
от какого-либо правительства или иной организации ли-
бо власти, не относящейся к ВОИС. Они обязаны воз-
держиваться от действий, которые могут поставить под
сомнение их положение как международных должност-
ных лиц. В свою очередь государства - стороны кон-
венции обязуются уважать международный статус Ге-
нерального директора и персонала Международного
бюро и не допускать действий, нарушающих этот статус.

Независимо от гражданства Генеральный директор
и персонал Международного бюро должны представлять
организацию как таковую и руководствоваться директи-
вами и инструкциями соответствующих руководящих ор-
ганов ВОИС.

В последние годы Международное бюро комплекту-
ется сотрудниками с учетом справедливого представи-
тельства регионов и социально-экономических систем
государств-членов. В штате бюро насчитывается 190 че-
ловек из более 40 стран, в том числе 6 - из СССР и по
одному - из ГДР и Венгрии.

Анализ структуры и функций ВОИС показывает, что
Всемирная организация интеллектуальной собствен-
ности, обладая всеми необходимыми атрибутами совре-
менной международной межправительственной органи-
зации научно-технического направления, а также спе-

-133-

циализированного учреждения ООН, имеет свои особен-
ности, которые отличают ее от других специальных меж-
дународных организаций. Эти особенности обусловлены
тем, что ВОИС, являясь головной организацией или
координирующим центром, объединяет в себе несколько
международных союзов, которые, несмотря на наличие
общности в структуре и методах правового регулирова-
ния, имеют предметом регулирования правоотношения
различного характера.

Союзы сохраняют автономию и независимость в ре-
шении вопросов, относящихся к их компетенции. ВОИС
лишь координирует сотрудничество в области охраны
интеллектуальной собственности во всем мире, рассмат-
ривает и решает вопросы, представляющие общий инте-
рес для союзов. Каждый из союзов определяет конкрет-
ные условия и методы международного сотрудничества
в области охраны специальных прав.

Своеобразной чертой ВОИС является также то, что
ее членами могут быть государства, входящие в один
или более союзов либо не входящие в объединяемые
организацией союзы. Например, СССР стал членом но-
вой организации, будучи членом только Парижского
союза, а Индия - являясь только членом Бернского
союза.

С другой стороны, членом ВОИС может быть госу-
дарство, не входящее ни в один из союзов (естественно,
при соблюдении условий ст. 5 конвенции). Иначе говоря,
допускается членство в головной организации без не-
пременного участия в каком-либо из объединенных ею
союзов. ВОИС является объединением, рассчитанным
на участие в международном сотрудничестве максималь-
но широкого круга государств. ВОИС открыта для член-
ства в ней тех государств, которые по тем или иным при-
чинам не готовы к участию в отдельных союзах. Они по-
лучают возможность вступить во Всемирную организа-
цию интеллектуальной собственности, сотрудничать в ее
рамках с другими государствами, постепенно подготав-
ливать условия и базу для вступления в союзы.

Всемирная организация интеллектуальной собствен-
ности имеет два независимых бюджета: бюджет расхо-
дов, общих для союзов, и бюджет конференции (ст. 11).
Если первый предназначен для финансирования меро-
приятий, представляющих общий интерес для несколь-
ких союзов, то второй предусматривает ассигнования на
проведение сессий самой конференции и на осуществле-

-134-

ние программы юридической и технической помощи за-
интересованным в этом государствам. Источники состав-
ления бюджетов таковы. Для бюджета расходов, общих
для союзов, это взносы отдельных союзов; платежи за
предоставляемые Международным бюро услуги; поступ-
ления от продажи публикаций пли передачи прав на
них; дары, субсидии, ренты, проценты и другие доходы
организации.

Для бюджета конференции такими источниками яв-
ляются: взносы государств - сторон конвенции, не яв-
ляющихся членами какого-либо из союзов; отчисления
отдельных союзов в этот бюджет, определяемые само-
стоятельно ассамблеей каждого из них; средства за ока-
зание Международным бюро юридико-технической по-
мощи; дары и субсидии.

Международное бюро песет ответственность за орга-
низацию и проведение различных мероприятий, реализа-
цию программ развития союзов, оказание различных ус-
луг, международную регистрацию, издательскую дея-
тельность, то есть практически является распорядителем
названных бюджетов.

В целях определения размера взноса государства -
члены Парижского, Бернского, Ниццского, Локарнского
союзов относятся к одному из семи классов [I-VII],
а государства - члены ВОИС, не являющиеся членами

<< Предыдущая

стр. 26
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>