<< Предыдущая

стр. 27
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

какого-либо из союзов,-к одному из трех классов
[А, В, С]. Государства, относящиеся к классу I или А,
платят самые высокие взносы, к классу VII или С -
самые низкие. В последние годы взносы ежегодно увели-
чивались примерно на 10%. Практикуется уплата так
называемых добровольных взносов.

Бюджет Международного бюро в 1973 году состав-
лял 14,6 млн. швейцарских франков, а в 1978 году до-
стиг 25 млн. франков. На 1980-1981 годы бюджет был
утвержден в сумме 30 млн. франков.

ВОИС имеет и некоторые особенности, относящиеся
к порядку принятия поправок к тексту, порядку вступле-
ния конвенции в силу и ряд других.


Предусмотрено, что государства могут стать сторона-
ми конвенции (и соответственно-членами ВОИС) пу-
тем ее безоговорочной ратификации, либо путем ее под-
писания с оговоркой о последующей ратификации, либо
путем депонирования акта о присоединении (ст. 14).

-139-

2

ВОИС - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ООН

В период становления и создания механизма после-
военного международного сотрудничества государств и
его главного политического инструмента - Организации
Объединенных Наций получили развитие различные
формы международных организаций. К ним относятся
специализированные учреждения ООН.

Эти учреждения в соответствии с Уставом ООН них
собственными учредительными актами, а также реаль-
ными потребностями международных отношений призва-
ны служить своеобразными центрами сотрудничества
государств в различных областях экономики, социаль-
ной жизни, культуры, образования, здравоохранения и
ряде других. Такое сотрудничество должно способство-
вать углублению взаимопонимания между государства-
ми, укреплению мира и международной безопасности. (*6).
Поставив перед ООН в качестве главнейшей задачи
поддержание и укрепление всеобщего мира, страны-уч-
редительницы в то же время стремились к более широ-
кому развитию мирных и дружественных отношений
между государствами. Одной из целей ООН является
осуществление международного сотрудничества <в раз-
решении международных проблем экономического, со-
циального, культурного и гуманитарного характера и в
поощрении и развитии уважения к правам человека и ос-
новным свободам для всех, без различия расы, пола,
языка и религии> (ст. 1). В этих целях был создан Эко-
номический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Наряду
с этим были предусмотрены децентрализация экономи-
ко-социальной деятельности ООН (так называемой функ-
циональной деятельности) и осуществление ее с по-
мощью специализированных международных организа-
ций, существующих автономно, но проводящих коорди-
нированную с ООН политику.

В первые послевоенные годы в рамках системы ООН
было создано несколько таких специализированных уч-
реждений. (*7). Их деятельность призвана способствовать
достижению общих целей ООН, прежде всего развитию
мирных и дружественных отношений между странами, а
их организационные основы должны соответствовать

-136-

принципам структуры ООН. Особое значение в связи с
этим имеют принципы суверенного равенства государств,
равноправия и самоопределения народов, невмешатель-
ства во внутренние дела, добросовестного выполнения
международных обязательств.

Процесс создания специализированных учреждений
продолжается и в настоящее время, что отражает тен-
денцию современного развития международных отноше-
ний. Специализированные учреждения, как и сама Орга-
низация Объединенных Наций, призваны проводить
прежде всего политику мирного сосуществования. В
каждой специальной области эти организации должны
быть координирующими центрами согласования дейст-
вий и сотрудничества государств. Соответственно в уста-
вах большинства специализированных учреждений ООН
прямо или косвенно зафиксированы основные принципы,
перечисленные выше. Однако на практике некоторые из
указанных организаций далеко не всегда соблюдают их.

Уставная идея согласования политической линии и
практической деятельности ООН и ее специализирован-
ных учреждений еще далека от своей полной реализа-
ции, причем на практике она в ряде случаев осуществле-
на даже в меньшей степени, чем это предусматривается
в соглашениях, заключенных между ООН и этими уч-
реждениями. Некоторые из специализированных учреж-
дений оказались не автономными, а по существу само-
стоятельными международными организациями, что про-
тиворечит исходной идее основателей ООН.

С целью обоснования такого положения используется
распространенная па Западе теория функционализма,
согласно которой сотрудничество государств в специаль-
ных областях, оторванное от политических взаимоотно-
шений, может якобы наиболее непосредственно и эффек-
тивно способствовать установлению мирного междуна-
родного правопорядка и привести к устранению войн и
насилия из международной жизни, что в конечном счете
и является основной задачей ООН и ее специализирован-
ных организаций.

Эта теория, непомерно преувеличивающая значение
функциональной деятельности специализированных уч-
реждений в ущерб деятельности политической, в ущерб
их органическим связям с ООН, не имеет ничего общего
с нашей точкой зрения о необходимости универсальной
компетенции этих учреждений в специфических вопро-
сах. Теория функционализма проповедует отрицание на-

-137-

ционального суверенитета государств н создание надна-
ционального механизма. Она совершенно справедливо
была подвергнута всесторонней и обоснованной критике
в специальной литературе социалистических стран. (*8).

При обосновании необходимости возведения ВОИС
в статус специализированного учреждения ООН особо
подчеркивалось политическое значение этого вопроса. (*9).
Политические и функциональные аспекты взаимоотноше-
ний государств на международной арене, и в частности

в рамках специализированных учреждений ООН, тесно
переплетаются друг с другом.

Отрицание теории функционализма не означает, ра-
зумеется, отрицания необходимости и полезности меж-
дународного сотрудничества в конкретных областях,
входящих в компетенцию отдельных специализирован-
ных учреждений ООН. Советский Союз не только при-
знает важность такого сотрудничества, но и доказал
это всей своей деятельностью в специализированных
учреждениях ООН. Ни одна другая страна или даже
группа стран не внесла в международных организациях
системы ООН столько важных и принципиальных пред-
ложений, направленных на защиту мира, поддержку
национально-освободительного движения, Прав трудя-
щихся, на развитие экономического и социального про-
гресса, на расширение научно-технического сотрудниче-
ства, сколько внес Советский Союз.

Специализированные учреждения имеют целью коор-
динировать деятельность государств в определенных
специальных областях, имеющих международное зна-
чение. Как подчеркнул Г. И. Морозов, <Советский Со-
юз исходит из того, что важнейшей задачей специали-
зированных учреждений ООН должно быть содействие
развитию широкого международного социально-эконо-
мического и научно-технического сотрудничества в ин-
тересах всех стран и народов>. (*10). В этом плане деятель-
ность СССР способствует как упрочению мира и раз-
витию мирного сосуществования, так и научно-техниче-
скому прогрессу и развитию экономики всех стран.

Советские международники подчеркивают, что спе-
циализированные учреждения ООН должны иметь сле-
дующие четыре правовых признака:

- межправительственный характер учредительных
актов;

- широкую международную ответственность в рам-
ках их компетенции;

-138-

- осуществление деятельности в рамках их специ-
альной компетенции;

- связь с Организацией Объединенных Наций. (*11).
Справедливо замечают Р. Л. Бобров и С. А. Мали-
нин, что данное определение по существу не вызывает
возражений, кроме второго признака, который трак-
туется слишком неопределенно. Представляется пра-
вильным их вывод: понятия <широкая международная
ответственность> и <универсальный характер> органи-
зации не идентичны по содержанию. По-видимому, бы-
ло бы правильнее в качестве самостоятельного призна-
ка назвать именно универсальный характер организа-
ции. (*12).

Тот факт, что крупнейшие универсальные междуна-
родные административные союзы, созданные в XIX ве-
ке (МСЭ, ВПС, ВМО), приобрели в современных усло-
виях статус специализированных учреждений ООН, сви-
детельствует о повышении эффективности их деятельно-
сти, поскольку специализированные учреждения ООН-
это органы координации деятельности государств в
специальных областях.

Успешная деятельность ВОИС во многом зависит
от ее взаимодействия с другими международными ор-
ганизациями, как межправительственными, так и не-
правительственными, от ее положения в системе меж-
дународных организаций. Международная универсаль-
ная организация, каковой несомненно является ВОИС,
должна отвечать следующим требованиям:

- охватывать возможно широкий круг государств-
членов независимо от их социально-экономического и
политического строя;

- осуществлять исключительные правомочия по
всем специальным вопросам, входящим в ее компетен-
цию;

- занимать соответствующее место в системе меж-
дународных организаций, как межправительственных,
так и неправительственных, и сотрудничать с ними по
вопросам, представляющим взаимный или многосторон-
ний интерес.

Положение ВОИС в системе современных между-
народных организаций можно рассматривать в трех ас-
пектах:

1) сотрудничество с международными межправи-
тельственными и неправительственными организация-
ми, а также национальными организациями;

-139-

2) международная правосубъектность ВОИС как
предпосылка успешной деятельности этой организации;

3) приобретение ВОИС статуса специализированно-
го учреждения Организации Объединенных Наций.

В тексте конвенции ВОИС в общем виде сказано,
что новая организация будет <... содействовать охране
интеллектуальной собственности во всем мире путем
сотрудничества государств и, в соответствующих слу-
чаях, во взаимодействии с любой другой международ-
ной организацией...> Такое взаимодействие и сотрудни-
чество имеют непосредственное отношение к успешному
выполнению организацией своих целей. Предусматри-
вается возможность установления контакта и сотрудни-
чества с международными неправительственными орга-
низациями, а также с национальными организациями
отдельных государств.

Установление организацией рабочих отношений с
другими организациями необходимо по следующим при-
чинам.

Во-первых, для того, чтобы разные международные
организации координировали свои действия в сфере об-
щих для них интересов и соответственно в нужных слу-
чаях согласовывали программы работ и действий.

Во-вторых, рабочие отношения позволяют избежать
вмешательства одной организации в дела другой,
исключить дублирование в решении отдельных вопро-
сов. Международная организация может быть в пол-
ном объеме универсальной, если наряду с тем, что она

<< Предыдущая

стр. 27
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>