<< Предыдущая

стр. 29
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

коллективу государств, участвующих в данной органи-
зации. Само собой разумеется, что абсурдно и нереали-
стично ставить международные организации вообще над
всеми государствами, хотя подобные, явно несостоя-
тельные, попытки и предпринимаются некоторыми сто-
ронниками идеи <мирового правительства> . (*17).

Однако международная организация для успешного
выполнения своих функций, на наш взгляд, наряду с
признаками юридического лица должна в правоотно-
шениях на территории страны пребывания обладать и
определенной международной правоспособностью. Отно-
шения организации и ее органов с государствами либо

-145-

с другими международными организациями свидетель-
ствуют о наличии у нее признаков субъекта междуна-
родного права.

В этом отношении особый интерес представляют
взгляды С. А. Малинина на правосубъектность между-
народных организаций. Он пишет: <...По своему значе-
нию ряд межгосударственных организаций, не являю-
щихся специализированными учреждениями ООН, не
уступает некоторым из последних (например, Между-
народный железнодорожный союз, Международный
союз по борьбе с эпизоотиями). В принципе, нет ника-
ких препятствий для того, чтобы поставить их в связь
с ООН, и они сразу приобретут статус специализирован-
ных учреждений, поскольку все остальные признаки по-
следних у них уже налицо>. (*18).

С. А. Малинин всесторонне исследует вопрос о пра-
восубъектности международных организаций и прихо-
дит к выводам, что нет препятствий для признания от-
дельных категорий международных организаций в каче-
стве субъектов международного права. Не все между-
народные организации являются субъектами междуна-
родного права, но лишь те, которые созданы на основе
межправительственных соглашений, цели которых не
противоречат общепризнанным нормам международно-
го права, а предоставленные им государствами полно-
мочия позволяют участвовать в выработке и обеспече-
нии норм международного права. При этом конкретный
объем правосубъектности различных международных
организаций неодинаков, а проявляется она в право-
способности отдельных органов, действующих от имени
организаций.

Анализ конвенции, учредившей ВОИС, приводит к
выводу о том, что эта организация может быть призна-
на субъектом международного права, поскольку:

- она создана на базе межгосударственного согла-
шения и является международной межправительствен-
ной организацией;


- ее цели соответствуют общепризнанным нормам
современного международного права и направлены на
укрепление и развитие сотрудничества государств на
основе уважения и суверенитета в целях поощрения
творческой деятельности человека,

- полномочия, предоставленные ВОИС государст-
вами-членами, определены в учредительном акте. Они
позволяют организации через свои органы предприни-

-146-

мать действия на международной арене, обладать пра-
вами и обязанностями. ВОИС может участвовать в вы-
работке норм международного права (соглашения и
договоры с государствами о привилегиях и иммуните-
тах; соглашения о сотрудничестве с другими междуна-
родными организациями), и, наконец, она может при-
нять участие в осуществлении мер, направленных на
обеспечение и соблюдение гарантий норм международ-
ного права (денонсация соглашений с государствами
или организациями);

- наряду с этим организация обладает правосубъ-
ектностью и в области международного частного пра-
ва. Она может заключать на территориях государств-
членов договоры гражданско-правового характера (при-
нимать дары и завещания, а следовательно, приобре-
тать недвижимое и движимое имущество; заключать
соглашения о финансовом авансировании, о конкретных
мерах по осуществлению программ помощи на основе
оплаты услуг); возбуждать дела по частноправовым ис-
кам в национальных судах. Согласно учредительному
акту, ВОИС может заключать соглашения даже с на-
циональными государственными и общественными орга-
низациями отдельных государств.

Безусловно, эта правосубъектность ВОИС отлична
от международной правосубъектности государств, кото-
рые учредили эту организацию. Правосубъектность го-
сударств-членов является первичной и неограниченной,
правоспособность организации является производной,
обусловленной коллективной волей самих государств.

Для обеспечения успешного международного сотруд-
ничества Всемирная организация интеллектуальной соб-
ственности и ее сотрудники обладают рядом привиле-
гий и иммунитетов. Иммунитет должностных лиц ВОИС
как на территории страны пребывания, так и на терри-
ториях государств-членов - это возможность предо-
ставить им в полной мере квалифицированно и эффек-
тивно исполнять полученные от организации задания и
успешно осуществлять запланированные мероприятия.

Анализ конвенции ВОИС показывает, что Всемирная
организация интеллектуальной собственности в полном
объеме отвечает основным требованиям, предъявляемым
к специализированным учреждениям ООН: учредитель-
ный акт ВОИС имеет межправительственный характер,
эта организация универсальна и осуществляет деятель-
ность в пределах своей специальной компетенции.

-147-

17 декабря 1974 г. вступило в силу соглашение меж-
ду ООН и ВОИС, на основании которого последняя
приобрела статус специализированного учреждения Ор-
ганизации Объединенных Наций. (*19).

Координация деятельности, которую осуществляет
ООН в отношении специализированных учреждений, бу-
дет способствовать исключению дублирования и парал-
лелизма в области сотрудничества государств по воп-
росам охраны интеллектуальной собственности. При
этом ВОИС полностью сохраняет свою автономию в
решении вопросов, входящих в ее компетенцию, как это
имеет место в настоящее время в отношении других
специализированных учреждений ООН.

Соглашение между ООН и ВОИС о предоставлении
последней статуса специализированного учреждения
предусматривает, что ВОИС при поддержке ООН и в
соответствии со своим основным документом и осуще-
ствляемыми ею договорами и соглашениями призвана

содействовать творческой интеллектуальной деятельно-
сти и облегчению передачи развивающимся странам
технологии, относящейся к промышленной собственно-
сти, в целях ускорения их экономического, социального
и культурного развития (ст. 1). Эта деятельность осу-
ществляется на основе сотрудничества с ООН и ее ор-
ганами <с учетом компетенции и обязанностей> каждой
из них.

Анализ положений соглашения показывает, что а
нем подчеркнута первостепенная компетенция ВОИС <в
своей специальной области> (ст. 7 с). Вместе с тем из
этого документа вытекает, что стороны стремятся раз-
граничить задачи и обязанности, основываясь на спе-
циальной компетенции различных организаций. Они
подчеркивают необходимость <избегать нежелательно-
го дублирования в своей деятельности и в оказании ус-
луг>, <соглашаются принимать такие меры, какие мо-
гут оказаться необходимыми для достижения эффек-
тивной координации их деятельности по оказанию тех-
нической помощи> (ст. 9), а также не допускать <соз-
дания и функционирования конкурирующих между со-
бой или частично дублирующих друг друга средств об-
служивания и служб> (ст. 14).

Превращение ВОИС в специализированное учреж-
дение ООН повысило ее роль на международной арене,
укрепило ее международный авторитет. Больший вес и
значимость приобрела ее практическая деятельность.

-148-

Наряду с этим повысилась политическая значимость
деятельности ВОИС. В современный период полити-
ческая направленность в деятельности любой междуна-
родной организации становится определяющей. Нельзя
не согласиться с выводом Г. И. Морозова, что <если в
прошлом международные организации, созданные для
межгосударственного сотрудничества в специальных об-
ластях находились в стороне от столбовой дороги меж-
дународных отношений, то на современном этапе поло-
жение изменилось. Специализированные учреждения
ООН стали существенными элементами международ-
ных отношений, участниками общего фронта острой по-
литической борьбы, происходящей в мире>. (*20).

Для успешного выполнения задачи содействия сот-
рудничеству государств в конкретных областях специа-
лизированные учреждения ООН обладают весьма ши-
рокими средствами и возможностями, хотя их деятель-
ность не имеет ничего общего с надгосударственной
властью и они не располагают средствами принуж-
дения.

Большинство специализированных учреждений в на-
стоящее время приближается к реализации задачи -
достигнуть универсальности членского состава, что, не-
сомненно, поднимет их международный авторитет. В си-
лу полномочий, предоставленных им государствами-чле-
нами в учредительных актах, специализированные уч-
реждения ООН имеют право разрабатывать междуна-
родные соглашения и регламенты, которые при опреде-
ленных условиях, с согласия государств, превращают-
ся в нормы международного права. Специализирован-
ные учреждения постоянно расширяют оказание техни-
ческой помощи развивающимся странам.

За более чем десятилетнюю практику ВОИС (*21) из-
менился не только ее количественный состав, но и пра-
вовая природа. Изменилось соотношение сил в самой
ВОИС, ее роль в системе международных организаций.

Постоянно возрастают авторитет и роль социалисти-
ческих государств в ВОИС. В Координационном коми-
тете представлены ныне шесть социалистических стран:
Болгария, Куба, Чехословакия, Монголия, Советский
Союз и Югославия. Свидетельством дальнейшего повы-
шения роли СССР и других социалистических стран яв-
ляется признание русского языка рабочим языком ор-
ганизации.

-149-

Благодаря последовательной линии стран социализ-
ма удалось добиться претворения в жизнь принципа
регионального представительства при определении со-
ставов руководящих и исполнительных органов.

Государства социалистического содружества вместе
с развивающимися странами ведут неуклонную борьбу
против навязываемых силами империализма кабальных
статей при принятии новых соглашений и пересмотре
действующих, за включение в тексты соглашений на
равноправных началах правовых институтов, свойствен-
ных разным странам, за отражение в них интересов
социалистических и развивающихся стран. Политичес-
ким успехом сил демократии в ВОИС стало принятие
решения о недопущении ЮАР на заседания ВОИС и
ее органов.

Всемирная организация интеллектуальной собствен-
ности как специализированное учреждение ООН заняла
подобающее место среди современных международных
межправительственных организаций специальной ком-
петенции. Она способствует развитию различных форм
сотрудничества в области охраны интеллектуальной
собственности, созданию условий для более эффектив-
ного расширения межгосударственных связей в сфере
авторского и изобретательского права.

3
БУДУЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Международные организации в современный период
играют огромную роль в становлении и развитии меж-
государственных отношений в области политики, эконо-
мики, права, техники и культуры. Они являются важ-
ным элементом современных международных отноше-
ний и представляют собой стабильную организационно-
правовую форму сотрудничества государств. Учитывая
тенденции к укреплению и расширению международных
организаций, представляются весьма актуальными ис-
следования проблем их развития, взаимоотношений с
ООН и между собой, совершенствования структуры и
форм деятельности.

<< Предыдущая

стр. 29
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>