<< Предыдущая

стр. 3
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

охрану изобретений иностранным гражданам. Государ-
ства, в которых научно-техническое развитие происхо-
дило быстрыми темпами, стремились обеспечить охрану
прав своих граждан за границей, а отсталые в промыш-
ленном отношении страны проявляли заинтересован-
ность в получении зарубежной научно-технической до-
кументации и выдавали патенты иностранцам. (*3). В меж-
дународном масштабе это привело к возникновению со-
трудничества в патентных вопросах.

-11-

Таким образом, в конце XIX века объективно назре-
ла необходимость международно-правового регулирова-
ния патентных отношений различных государств. Па-
тентная политика, являющаяся составной частью внеш-
ней политики, стала серьезным фактором международ-
ного общения государств. Экономические факторы обус-
ловили возникновение международного сотрудничества
в области патентного права.

На Парижской конференции, состоявшейся в 1883 го-
ду, было подписано соглашение, которое именуется Па-
рижской конвенцией по охране промышленной собствен-
ности.

Первоначально конвенцию подписали одиннадцать
государств. Стержневым принципом этого междуна-
родно-правового акта является создание государства-
ми-членами условий для обеспечения охраны прав, воз-
никающих в одном государстве, на территориях других
государств-членов, то есть облегчение патентования изо-
бретений иностранцами.

Ко второй половине XIX века относится также раз-
витие международной активности в области авторского
нрава. Как и в области патентно-правового регулиро-
вания, авторско-правовые проблемы начали выходить
за пределы национальных границ: первоначально появ-
ляется признание и охрана прав иностранных авторов.
В большинстве стран Европы капиталистический путь
развития привел к укреплению национального единства,
становлению национальных языков, провозглашению
буржуазных свобод, развитию прессы. В сфере произ-
водства были разработаны прогрессивные и эффектив-
ные для своего времени методы воспроизведения лите-
ратурных и художественных произведений. Создание
университетов, библиотек, развитие книжной торговли,
изучение иностранных языков, возросшие возможности
передвижения внутри Европы и расширение циркуляции
книг - все это создало новые условия для издательско-
го дела, превратившегося в выгодное место помещения
капитала, (*4), а произведения интеллектуального труда
стали отвечать всем признакам товара. По этому поводу
К. Маркс отметил: <Писатель является производитель-
ным работником не потому, что он производит идеи, а
потому, что он обогащает книгопродавца, издающего
его сочинения, т. е. он производителен постольку, по-
скольку является наемным работником какого-нибудь
капиталиста>. (*5).

-12-

В юридическом плане права, защищаемые авторским
правом, были приравнены к правам собственности. При
этом обычно отмечался их специфический новый харак-
тер. Однако всегда имелось в виду, что основной зада-
чей всей авторско-правовой системы является создание
условий, благоприятных для вкладывания капитала в
воспроизведение и распространение продуктов интеллек-
туального творчества.

Следуя законам капиталистического воспроизвод-
ства, издатели и книготорговцы стремились к контролю
не только над национальным рынком, но и к проникно-
вению на территории других стран. Все чаще произве-
дения национальных авторов стали издаваться за рубе-
жом, а работы иностранцев появляться на внутреннем
рынке.

Условиям складывающегося международного рынка
явно не соответствовала практика ввоза на территорию
государств дешевых изданий, напечатанных за грани-
цей.

По мере развития международных экономических и
культурных связей больших размеров достигал обмен
духовными ценностями. Литературные, драматические
и музыкальные произведения, работы художников и
скульпторов стали занимать значительное место в экс-
порте ряда стран наравне с сугубо материальными тра-
диционными объектами международной торговли,

При таких обстоятельствах все более очевидной ста-
новилась необходимость обеспечить эффективную охра-
ну прав заинтересованных сторон. Некоторые страны
пошли по пути заключения двусторонних соглашений о
взаимной охране авторских прав. К 1886 году 33 таких
соглашения были заключены между 15 странами За-
падной Европы и Америки. Однако постепенно выясни-
лось, что система двусторонних соглашений не может
обеспечить эффективной охраны авторских прав. В ос-
новном это объяснялось существенными различиями в
правовом регулировании взаимоотношений по авторско-
му праву в законодательствах различных стран. Для
преодоления многочисленных коллизий требовался меж-
дународный договор, который мог бы разрешить про-
тиворечия между национальными законодательствами,
обеспечить минимальные общеприемлемые границы за-
щиты авторского права и тем самым создать условия
для распространения произведений на обширнейших
территориях. (*6).

-13-

На Бернской конференции, состоявшейся в 1886 го-
ду, было подписано соглашение, которое официально
именуется Бернской конвенцией об охране литератур-
ных и художественных произведений. (*7). Первоначально
конвенцию подписали 10 государств.

Основным принципом этого международного согла-
шения является создание многосторонней системы охра-
ны прав авторов произведений литературы и искусства
при предоставлении иностранцам тех же прав, которые
имеют граждане стран-участниц.

Особенность развития капиталистических обществен-
ных отношений в конце XIX века, выражающаяся в
установлении международного торгового обмена, при-
водит к решающим изменениям в правовом регулирова-
нии отношений, связанных с созданием и использова-
нием произведений интеллектуального творчества. Скла-
дываются предпосылки международного сотрудничества,
или, вернее, международного общения в области пра-
вовой охраны технических новшеств и объектов автор-
ского права, создаваемых в одной стране и используе-
мых в других странах.

Характерно, однако, что разработка и принятие Па-
рижской и Бернской конвенций были связаны с частной
инициативой. С идеями создания международного регу-
лирования выступили в первую очередь предпринима-
тели.

Бывший Генеральный директор Всемирной органи-
зации интеллектуальной собственности (ВОИС) проф.
Г. Боденхаузен писал: <Государства приняли в этом
участие только для того, чтобы придать форму конвен-
ции предложениям, разработанным помимо них>. (*8).

О роли, которую сыграли издатели и фирмы, торгую-
щие книгами, в принятии названных выше конвенций
говорится в резолюции конгресса Международной лите-
ратурной ассоциации, состоявшегося в 1882 году. В ней
отмечается, что для охраны интеллектуальной собствен-
ности необходимо создание надлежащего международ-
ного органа, образованию которого должна предшество-
вать всесторонняя дискуссия с целью учета пожеланий
и идей издателей-книгопродавцов, композиторов и му-
зыкальных издателей.

Разработка международных конвенций, таким обра-
зом, проводилась с основной целью: удовлетворить ин-
тересы патентовладельцев (монополистических фирм),
правообладателей авторских прав (издателей, книготор-

-14-

говцев и пр.). Интересы самих создателей интеллек-
туальных ценностей не играли существенной роли.

Права на технические новшества и права на произ-
ведения литературы и искусства являются товаром в
условиях капитализма, но товаром особого свойства,
который нельзя полностью обособить от его создателя,
то есть так называемой интеллектуальной собствен-
ностью.

Однако следует высказать принципиальное отноше-
ние к понятию <интеллектуальная собственность> и по-
казать, в каких пределах им оперирует социалистиче-
ская правовая наука.

Эта терминология базируется на буржуазной докт-
рине проприетарной основы патентного и авторского
права. Говорят о <литературной и художественной соб-
ственности>, о <промышленной собственности>. Каковы
же социально-исторические аспекты этих терминов?

<Промышленная собственность> - понятие, заимст-
вованное из французского буржуазного гражданского
кодекса, применяется в законодательных актах ряда
стран и в некоторых специальных международных со-
глашениях. (*9).

Во время буржуазной революции во Франции права
на такие нематериальные ценности, как изобретения,
товарные знаки, промышленные образцы и т. д., рас-
сматривались как особый вид собственности. С правом
собственности эти исключительные права имеют ряд
сходных черт: например, принадлежащее патентовла-
дельцу, как и собственнику, право распоряжения изо-
бретением; наличие у патента, как и у товара, стоимо-
сти, защита патента, как и всякого имущества, от пося-
гательств со стороны третьих лиц.

К весьма разнообразным по своей форме объектам
правовой охраны относятся технические решения изо-
бретения), символы и обозначения, проставляемые на
изделиях или используемые при оказании услуг (зна-
ки), внешний вид промышленных изделий (образцы),
указания мест происхождения товаров.

По характеру регулируемых отношений исключи-
тельные права промышленной собственности подразде-
ляются на две основные группы. Первую составляют
права, имеющие своим предметом отношения, связанные
с созданием материальных объектов (право на изобре-
тение, право на промышленный образец). Вторая груп-
па касается прав, связанных с реализацией созданных

-15-

материальных объектов (право на товарный знак, фир-
менное наименование, знак обслуживания, указание
места происхождения, пресечение недобросовестной кон-
куренции).

Понятие <промышленная собственность>, распростра-
няется не только на собственно промышленность и тор -
говлю, но и на сельскохозяйственное производство, до-
бычу полезных ископаемых и все продукты как про-
мышленного производства, так и природного происхож-
дения, например вина, зерно, табачный лист, фрукты,
скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, муку.
В последнее время в понятие промышленной собствен-
ности включают и такой объект, как <ноу-хау> (секреты
производства, производственный опыт).

В капиталистическом мире произведения литерату-
ры, науки и искусства являются товаром, обмениваемым
на деньги. В. И. Ленин указывал: <В обществе, бази-
рующемся на частной собственности, художник произ-
водит товары для рынка, он нуждается в покупа-
телях>. (*10).


Товаропроизводителем является автор, а товаровла-
дельцем - монополия, извлекающая прибыль от пере-
данного ему автором произведения с помощью договора
или применения иной правовой формы. Исследователи
американского авторского права отмечали, что оно от-
носится к разряду <исключительно частных имущест-
венных прав>, без наличия каких-либо элементов пуб-
лично-правового характера. (*11). Таким образом, эксплуа-
таторская сущность теории интеллектуальной собствен-
ности, господствующей на Западе, очевидна. Эта теория
была и является выражением частнособственнической
идеологии, господства капитала над интеллектуальным
трудом. Она рассматривает личность автора в качестве
собственности истинного хозяина-правообладателя. Эко-
номическая реализация находится в центре внимания.
Согласно этой теории, отношение частного собственни-
ка к находящимся в его распоряжении имущественным
ценностям является основной моделью содержания пра-
вовой власти, отправляемой посредством субъективного
авторского права автором, и прежде всего также его
правопреемником, пользователем произведения. (*12).

<< Предыдущая

стр. 3
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>