<< Предыдущая

стр. 31
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


ношений в политической сфере требует постоянных ор-
ганизационных форм для сотрудничества и урегулиро-
вания возникающих разногласий. Мировое хозяйство все
более усложняется, развитие науки и техники вызывает
необходимость координации деятельности государств во
многих специальных областях, представляющих общий
интерес. Сотрудничество государств на базе междуна-
родных организаций может способствовать дальнейше-
му научно-техническому прогрессу, расширению эконо-
мических и культурных связей, а следовательно, и
упрочению мира>. (*29).

Число международных организаций постоянно воз-
растает. (*30). Благодаря последовательной борьбе Совет-
ского Союза и других социалистических стран за демо-
кратизацию основных принципов международного пра-
ва, за придание им универсального характера сами
международные организации в силу соответствующих
международных соглашений, определяющих их статус,
претерпевают известные качественные изменения.

Преобразование сущности и роли общепризнанных
принципов и норм международных отношений позволяет
в настоящее время говорить о юридической согласован-
ности современного международного права, о системе
норм, которая подчинена единым началам, общим юри-
дическим принципам. (*31).

Если исходить из того, что эта юридическая согла-
сованность системы принципов и норм международных
отношений является доминирующей, определяющей тен-
денцией современного международного права, то неиз-
бежен вывод о преобладающем проявлении этой тен-
денции также в международных соглашениях и дого-
ворах, регламентирующих вопросы конституирования и
деятельности современных международных организаций.

Отсюда логичен вывод о том, что, поскольку вся си-
стема принципов и норм современного международного

права в целом направлена на обеспечение мирного сосу-
ществования, международные организации, отражая не-
сомненно объективные противоречия современного ми-
ра, обусловленные различиями социально-политического
строя, в целом представляют собой инструмент сотруд-
ничества и взаимодействия различных государств.

Принцип мирного сосуществования, определяющий
в качественном плане мирный характер взаимоотноше-
ний государств, является определяющим для самого су-
ществования международных организаций.


-156-

Процесс беспрерывного и активного усложнения ми-
рового хозяйства, развития науки и техники способству-
ет расширению и углублению международного сотруд-
ничества, развитию интеграционных процессов.

Необходимо иметь в виду, что понятие международ-
ной интеграции неоднозначно. В зависимости от соци-
альной природы следует различать разные виды инте-
грации. <Под международной интеграцией, - пишет
В. Моравецкий,-иногда понимают процесс укрепления
сотрудничества между государствами: интенсификацию
взаимных контактов, оборота товаров, капитала, обмена
людьми и информацией; ликвидацию препятствий в этой
области; расширение материальных и субъективных пре-
делов такого сотрудничества и введение его в устойчи-
вые институционные рамки.

Но иногда под интеграцией понимают не только про-
цесс, заключающийся в расширении и укреплении меж-
дународного сотрудничества, но и процесс, имеющий
целью объединение экономических, социальных и поли-
тических организмов разных стран в независимые от
государств или даже надгосударственные организмы>. (*32).

В широком значении понятие интеграции адекватно
понятию международного сотрудничества. Современные
международные организации следует рассматривать в
качестве эффективных инструментов в реализации ин-
теграционных процессов между различными государст-
вами мира. Интеграция в другом значении определяется
специфическими закономерностями социально-экономи-
ческого и политического порядка. Она приводит к объ-
единению усилий групп стран и их народных хозяйств
в целях осуществления кооперирования и взаимного
разделения труда. (*33).

Интеграция как процесс сближения государств в эко-
номическом, культурном, политическом отношениях про-
тиворечива. В этом процессе противостоят две тенден-
ции: тенденция к сотрудничеству вообще и тенденция к
сохранению автономии и самостоятельности.

Зеркальное отображение находит противоборство
этих двух тенденций в характере и роли современных
международных организаций в становлении международ-
ного сотрудничества, где они являются как бы равно-
действующей двух объективных тенденций. При этом
<...одна из них, - отмечает В. Моравецкий, - заклю-
чается и постоянно растущей взаимосвязи государств и
вытекающей отсюда потребности в повышении значения

-157-

международных норм и институтов как регуляторов от-
ношений между государствами и организаторов их со-
трудничества. А без подобного сотрудничества во все
более широком круге вопросов затруднительно или да-
же невозможно разрешить стоящие перед государства-
ми проблемы. Вторая тенденция заключается в нисколь-
ко не ослабевающем стремлении государств к сохране-
нию своего характера основных субъектов и главного
плацдарма общественно-исторической эволюции, а следо-
вательно, к сохранению необходимого суверенитета>. (*34).

Выработанные в результате компромисса различных
политических и идеологических платформ и теоретиче-
ских концепций международные соглашения, на основе
которых созданы международные организации, основы-
ваются на балансе равновесия между двумя объектив-
ными тенденциями. Эти тенденции постоянно проявля-
ются также в практической деятельности международ-
ных организаций.

Из анализа современных международных отношений
следует, что международные организации играют все
возрастающую роль. Однако государства - члены меж-
дународной организации стремятся сохранить и сохра-
няют юридическую и политическую возможность осу-
ществления и защиты своих жизненных национальных
интересов. Только с учетом двух тенденций можно прийти
к реалистической оценке возможностей и роли междуна-
родной организации в международном сотрудничестве.

В широком понимании роли специализированных
международных организаций в международных отноше-
ниях их следует рассматривать как инструмент борьбы
за мир, за мирное сосуществование. В то же время их
основное назначение - служить средством сотрудниче-
ства между государствами в конкретных специальных
областях.

Если в прошлом международные организации, соз-
данные для международного сотрудничества в специ-
альных областях, находились в стороне от политических
международных отношений, то на современном этапе по-
ложение в корне изменилось. <Международные органи-
зации, - подчеркивает Г. И. Тункин, - находятся не
над международными отношениями, а в системе этих
отношений. Отношения между государствами пронизы-
вают международные организации, которые представ-
ляют специфическую форму этих отношений>. (*35).
Политика социалистических стран в международных

-158-

организациях направлена на то, чтобы эти организации
стали подлинными органами мира и международного
сотрудничества на основе взаимной выгоды, равнопра-
вия и независимости стран - участниц организаций.

В современный период в связи с общим развитием
международного экономического и культурного обмена
наблюдается тенденция повышения значимости и авто-
ритета, а также укрепления и модернизации междуна-
родных организаций специализированного научно-тех-
нического и гуманитарного направлений.

Этот важный процесс современного развития между-
народных организаций особенно четко проявляется в
отношении международных союзов по охране промыш-
ленной собственности и по охране произведений литера-
туры и искусства.

Не возвращаясь к конкретным формам проявления
названной тенденции в сотрудничестве государств по
вопросам промышленной собственности и авторских
прав, отметим объективно необходимый и закономер-
ный характер этого явления в условиях научно-техни-
ческой революции и углубления международных интег-
рационных процессов. Базирующиеся на этих процес-
сах результаты интеллектуального творчества приво-
дят к возникновению новых духовных ценностей, обмен
которыми делает необходимым применение новых форм
международного сотрудничества, расширение самих
областей такого сотрудничества.

Исследование названной тематики представляет не
только теоретический интерес, но и имеет первостепен-
ную практическую значимость, особенно в плане раз-
работки научных положений о формах и методах со-
трудничества государств в области обмена научно-тех-
ническими и культурными ценностями, имеющего важ-
ное политическое, экономическое и социально-культур-
ное значение.

Существующие международные соглашения и кон-
венции создают прочную базу для всестороннего со-
трудничества стран с различным социально-экономи-
ческим строем по вопросам изобретательского и автор-
ского права. В последние годы подписан ряд согла-
шений, дополняющих и развивающих систему междуна-
родного сотрудничества в области охраны достижений и
результатов технического и иного творчества человека.
Представляется важным дать анализ и оценку этого
явления. Разумеется, есть ряд объективных причин,

-159-

требующих заключения новых международных согла-
шений. Появление новых международно-правовых ин-
струментов сотрудничества объяснимо в связи с увели-
чением числа объектов правовой охраны, обусловлен-
ных НТР и созданием новых средств и методов воспро-
изведения, распространения и передачи авторских про-
изведений, а также новыми достижениями в науке, тех-
нике и производстве, которые требуют специфических
форм охраны.

Наличие чрезвычайно большого числа соглашений,
договоров, конвенций, повторяющих в известной мере
принципы и нормы одинакового содержания, таит в се-

бе опасность своего рода <инфляции> международно-
правовых нормативных актов. (*36).

Некоторые недавно подписанные международные со-
глашения представляют собой <мертворожденное дитя>
по причине их политической несостоятельности, экономи-
ческой неэффективности и практической неосуществимо-
сти.

Смысл международного соглашения - в эффектив-
ном налаживании сотрудничества государств в кон-
кретной сфере. Включение в соглашение искусствен-
ных, сложных юридических конструкций, а иногда и
архаичных положений, не согласующихся с общими
принципами современного международного права, об-
рекает такие соглашения на неприменение. (*37).

Более предпочтительным является путь развития со-
глашений в направлении конкретизации вопросов сотруд-
ничества, заключения специальных дополнительных до-
говоров в рамках существующих конвенций общего ха-
рактера.

Новые конкретизирующие соглашения не должны
быть слишком детализированными и содержащими мно-
гочисленные предписания материально-правового харак-
тера, что может привести к значительным расхождениям
с законодательством отдельных стран.

Сохраняя оправдавший себя в этих специальных
сферах сотрудничества принцип национального режи-
ма, такие соглашения могут обеспечивать единообраз-
ное регулирование практических отношений, например
в плане унификации условий приобретения правовой
охраны, выплаты авторского и изобретательского воз-
награждения при реализации защищенных объектов,
расширения круга объектов охраны, охраны смежных
прав и т. п.

-160-

В административном плане такие соглашения сле-

<< Предыдущая

стр. 31
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>