<< Предыдущая

стр. 38
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

лектуального) потенциала социалистического содруже-
ства и усиление его воздействия на экономическое и по-
литическое развитие; соединение культурных достиже-
ний с развитием современной научно-технической рево-
люции.

Л. И. Брежнев подчеркивал: <С каждым годом все
содержательнее и многообразнее становится духовная
жизнь советского народа, его культура. Это закономер-
но. Ныне темпы общественного прогресса, темпы наше-

-192-

го продвижения к коммунизму все заметнее зависят от
интеллектуального потенциала общества, от развития
культуры, науки, образования>. (*40).

Новые по своей природе международные культурные
связи стран социализма, ускоряя развитие культуры и
этих странах, умножают интеллектуальный потенциал
каждой страны в отдельности и содружества в целом. В
то же время они являются важным духовным фактором
в развитии самой экономической интеграции и политиче-
ской консолидации наших стран.

Социалистическая экономическая интеграция опира-
ется на новейшие достижения науки и техники, на инте-
грационные процессы в самом научно-техническом со-
трудничестве, а также на политическую консолидацию--
единство коммунистических и рабочих партий, социали-
стических государств и их народов.

В свою очередь политическая консолидация опира-
ется на идейное, духовное единство стран социализма,
формируется на основе марксистско-ленинской теории
в ходе культурного сотрудничества стран социализма.

Велика роль культурного сотрудничества стран со-
циализма и в их экономическом соревновании с капи-
талистическими странами, ибо в современном мире уро-
вень развития производительных сил во многом зависит
от интеллектуального потенциала общества. Успешное
соединение достижений современной научно-технической
революции и культуры с преимуществами социализма
даст возможность ускорить темпы хозяйственного разви-
тия братских стран, что явится решающим фактором в
экономическом соревновании двух систем. (*41).

Тесное, всестороннее взаимодействие экономической
интеграции, политической консолидации и культурного
сотрудничества ведет к комплексной интернационализа-
ции всей материальной и духовной жизни социалистиче-
ского содружества, к всемерному укреплению единства
мировой системы социализма. Так, В. И. Зуев пишет,
что такая органическая взаимосвязь и переплетение
процессов экономической интеграции и культурного
строительства дают основание исследователям говорить
о целесообразности разработки комплексной программы
культурного сотрудничества.

<В условиях успешно развивающейся экономической
интеграции социалистических стран, видимо, назрела
необходимость разработки в сфере культурного сотруд-
ничества своей комплексной программы всестороннего

-193-

культурного сотрудничества народов социалистических
стран, которая бы включила в себя как принципы, так
и формы и методы координации их идеологической и
культурной деятельности>. (*42).

Разделяя высказанную точку зрения, обратим особое
внимание на то, что предлагается не только определение
принципов сотрудничества, но и разработка форм и ме-
тодов комплексной координации деятельности в сфере
культуры. Важную роль здесь призваны сыграть орга-
низационно-правовые средства и методы.

Процесс сближения социалистических государств, ве-
дущий на основе комплексной экономической интеграции
к единому мировому коммунистическому хозяйству, и по-
литическая консолидация - закономерные и историче-
ски необходимые явления.

Среди основных путей и средств углубления эконо-
мического и научно-технического сотрудничества и раз-
вития экономической интеграции - совершенствование
правовых основ сотрудничества, которое следует пони-
мать как совершенствование принципов, институтов и
норм права, регулирующих внутригосударственные и
международные отношения стран СЭВ.

Видный исследователь вопросов сотрудничества со-
циалистических стран проф. Е. Т. Усенко отмечает, что
<одной из основных задач совершенствования правовых
основ экономического и научно-технического сотрудниче-
ства страны - члены СЭВ считают развитие правового
режима, обеспечивающего наиболее благоприятные пра-
вовые условия для углубления и совершенствования со-
трудничества и развития социалистической экономиче-
ской интеграции>. (*43).

Совершенствование разветвленного организационно-
правового механизма регулирования сотрудничества
стран - членов СЭВ осуществляется в следующих на-
правлениях: юридическое формулирование основных
международно-правовых принципов сотрудничества со-
циалистических стран; разработка системы прав и обя-
занностей государств, вытекающих из этих принципов;
совершенствование уставов международных организа-
ций социалистических стран; принятие основополагаю-
щих нормативных актов, регулирующих различные виды
нового типа международных соглашений; сближение на-
циональных правовых норм и их унификация; разработ-
ка общего правового режима, обеспечивающего наибо-
лее благоприятные правовые условия для углубления

-194-

различных видов сотрудничества; совершенствование
системы норм, определяющих материальную ответствен-
ность хозяйственных и иных организаций за неисполне-
ние договорных обязательств; совершенствование пра-
вового режима, связанного с учреждением и деятель-
ностью на территории братских стран международных
организаций по вопросам политического, экономическо-
го, культурного и иных видов сотрудничества в области
охраны изобретений, товарных знаков, промышленных
образцов, авторских прав и пр.; совершенствование пра-
вовых способов разрешения спорных вопросов. (*44). Среди
этих направлений содержатся и меры, предусматриваю-
щие сближение национальных правовых норм и их уни-
фикацию заинтересованными странами. (*45).

Такое сближение национальных правовых норм и их
частичная унификация в некоторых отраслях общест-
венных отношений призваны содействовать развитию
экономических отношений между социалистическими
странами. (*46).

В свете огромного расширения обменов духовными
ценностями между странами СЭВ, совершенствования
авторско-правовых форм сотрудничества представляется
целесообразным выработать систему организационно-
правового регулирования отношений в области автор-
ского права на основе сближения и унификации право-
вых норм.

Вероятны различные подходы к решению проблемы
унификации. Справедлива точка зрения И. А. Гринголь-
ца, что <сближение и унификация национальных норм,
регулирующих отношение по сотрудничеству, могут быть
достигнуты даже без заключения международных дого-
воров, путем согласования странами своего внутреннего
законодательства на базе сравнительно-правовых иссле-
дований и взаимных консультаций>. (*47).

Венгерский специалист И. Вёрёш считает, что согла-
шения о правовой помощи <двусторонне унифицируют
определенные области международного частного и граж-
данского процессуального права>, но <между социали-
стическими странами не существует принципиальных
препятствий для многосторонней правовой унифика-
ции>. (*48).

Интересные соображения по поводу возможной уни-
фикации отдельных отраслей законодательства социа-
листических стран высказывает советский юрист
А. А. Тилле. (*49).

-195-

Постепенные последовательные сближение и унифи-
кация норм авторского права будут способствовать
дальнейшему развитию культурного обмена между
братскими странами. Принятие, например, унифициро-
ванного регулирования авторского вознаграждения, еди-
ных условий авторских и лицензионных договоров, раз-
работка единообразных критериев и правил в отноше-
нии издания коллективных и совместных трудов авто-
ров - граждан различных стран содружества будут
стимулировать материальную и моральную заинтересо-
ванность авторов произведений, способствовать скорей-
шему созданию коллективных научных трудов, ускоре-
нию издательского процесса и т. п.

Сотрудничество стран социализма в области науки
и культуры проводится на основе сочетания многосто-
ронних и двусторонних форм. Это позволяет учитывать
особенности и национальные интересы различных стран,
обеспечивать гибкость и оперативность в решении кон-
кретных проблем.

Долгосрочные соглашения о культурном и научном
сотрудничестве, заключенные СССР со всеми социали-
стическими странами, содержат положения, направлен-
ные на всестороннее развитие и углубление сотрудни-
чества в области науки, высшего образования, просве-
щения, культуры, литературы и издательского дела, изо-
бразительного искусства, печати, музыки, театра, кино,
радио и телевидения, культурно-просветительной рабо-
ты и т.д. Соглашения предусматривают широкое при-
менение разнообразных форм сотрудничества: создание
совместных научно-исследовательских координирующих
органов и редакционных коллективов, содружество меж-
ду издательствами, агентствами печати, редакциями га-
зет и журналов, разработку и принятие планов культур-
ного и научного сотрудничества между отдельными ве-
домствами и организациями, совместное производство
фильмов, осуществление совместных радио- и телевизи-
онных передач и т. д.

Постоянно совершенствуются формы и методы куль-
турного сотрудничества. Эффективный характер приоб-
ретают крупные комплексные двусторонние и многосто-
ронние мероприятия.

Важную роль в процессе культурного и научного со-
трудничества играет социалистическое право, принципы
и положения которого создают специфические возмож-
ности стимулирования и поддержки развития науки,

-196-

культуры и искусства. Продажа и покупка авторских
прав - один из способов обмена культурными ценно-
стями. (*50).

Со своей стороны взаимная охрана авторских прав
социалистических государств служит улучшению орга-
низации культурного и научного сотрудничества, стиму-
лированию обмена культурными и научными ценностя-
ми и поощрению творческой деятельности авторов при
осуществлении сотрудничества между социалистически-
ми странами.

Советский Союз, являясь стороной Всемирной кон-
венции по авторскому праву, заключил пять двусторон-
них соглашений о взаимной охране авторских прав: с
НРБ, ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР.

Двусторонние соглашения по авторско-правовым
вопросам в целом построены на основе соблюдения и
уважения принципов многосторонних международных
конвенций в этой области. Однако они имеют и специ-
фические черты. Двусторонние соглашения содержат
более детализированное регулирование правоотношений
и вместе с тем могут охватывать более широкий комп-
лекс регулируемых вопросов. Эти соглашения повышают
эффективность самих многосторонних конвенций, по-
скольку заключаются во исполнение их положений. (Из-
вестно, что социалистические страны, строго и неукосни-
тельно соблюдая международные договоры, последова-
тельно борются за их соблюдение всеми партнерами.)
Отдельные положения таких двусторонних актов могут
быть своего рода примером для других партнеров по
многосторонним конвенциям именно в смысле углубле-
ния и развития сотрудничества в конкретных вопросах.
Положения и нормы двусторонних соглашений могут
быть рецепированы (заимствованы) в многосторонних
договорах. И, наконец, система двусторонних договоров
может стать основой для разработки и принятия новых
международных многосторонних соглашений как уни-
версального, так и регионального характера, равно и
усовершенствования и развития действующих междуна-
родных соглашений и конвенций в области авторского
права.

Вышеизложенные моменты в полной мере относятся

<< Предыдущая

стр. 38
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>