<< Предыдущая

стр. 42
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

стран. Совершенно очевидно, что принятие протокола
стало возможным лишь потому, что развивающиеся
страны были хорошо организованы и получили сущест-
венную поддержку со стороны представителей социали-
стических стран (Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии
ц Чехословакии), являющихся членами Бернской кон-
венции. (*67).

Необходимость вести борьбу за внедрение общепри-
знанных принципов современного международного пра-
ва в международные соглашения, за демократизацию
формирования и деятельности международных органи-
заций, за обеспечение своих политических, экономиче-
ских, моральных интересов предопределяет выработку
странами социализма единой стратегической линии, ко-
торая имеет различные аспекты.

В политическом аспекте, сотрудничая с другими
странами-участницами по всем специальным вопросам,
регулируемым конвенцией или соглашением, твердо
соблюдая нормы самих соглашений, уважая права всех
стран-участниц, социалистические страны в то же время
ведут последовательную борьбу против попыток нару-
шения общепризнанных норм современного междуна-
родного права, дискриминации отдельных стран-участ-
ниц, против идеологических и политических дивер-
сий и т. д.

Классовый характер борьбы на международной аре-
не означает непримиримость идеологических позиций.
В идеологии не может быть сосуществования, посколь-
ку в этой сфере, в отличие от технических, экономичес-
ких, культурных и других специальных отношений меж-
ду государствами, невозможны компромиссы.

Идеологическая борьба охватывает все сферы обще-
ственной жизни, развертывается по различным направ-

-213-

лениям. Важное место занимают, в частности, социаль-
но-экономические проблемы научно-технической рево-
люции, политические проблемы международного куль-
турного сотрудничества.

Идеологическая борьба не означает возрождения
<холодной войны>, она не означает также ведения
<психологической войны> и осуществления идеологичес-
ких диверсий, наносящих ущерб межгосударственным
отношениям.

Идеологические диверсии чреваты вмешательством
во внутренние дела суверенных государств, что несом-
ненно отрицательно воздействует на межгосударствен-
ные отношения и, следовательно, наносит вред мирному
сосуществованию. В то же время именно нормализация
международной обстановки и разрядки обеспечивают
наиболее полное проявление закономерностей, прису-
щих каждой социальной системе. Как подчеркивает
Б. Н. Пономарев, <соревнование новой, развивающейся
социальной системы и исторически отжившей, их мир-
ное состязание - таков могучий двигатель мирового
общественного прогресса>. (*68).

Идеологическая борьба должна носить форму от-
крытого и честного сопоставления духовных ценностей
двух систем, достигнутых ими реальных результатов в
улучшении социально-экономического положения тру-
дящихся, повышении их образовательного уровня, в
стимулировании их научно-технического и литератур-
но-художественного творчества, в развитии интеллекту-
ального потенциала двух систем.

Идеологическая борьба ведется странами социализ-
ма решительно и последовательно, но арсенал ее
средств и методов неизменно корректен. Он исключает
<психологическую войну>, разжигание национальной
розни, распространение клеветы и диктата, насилия и
унижения достоинства человека.

В интервью газете <Монд> Л. И. Брежнев подчерк-
нул: <Спор между двумя общественными системами мо-
жет решить только сама жизнь, историческая практи-
ка, проверка делом>. (*69).

Этот тезис исключает вмешательство во внутренние

дела стран извне. Свобода информации не должна пре-
вращаться, по образному выражению президента Фин-
ляндии У. Кекконена, в <информационный империа-
лизм>. СССР и страны социализма стремятся к тому,
чтобы процесс взаимного приобщения людей к сокро-

-214-

вищам духовной культуры не прекращался ни на один
день, чтобы обмен произведениями литературы и ис-
кусства стал составным элементом международной
жизни, разрядки напряженности.

При этом имеется в виду, что деловое сотрудничест-
во должно строиться на основе невмешательства во
внутренние дела друг друга, строгого соблюдения прин-
ципов равенства и обоюдной выгоды.

Сотрудничество в экономике, технике, науке и куль-
туре предполагает и развитие сотрудничества в области
политической, установление и совершенствование раци-
ональной и взаимоприемлемой системы международных
отношений.

Заключительный акт в Хельсинки, отметил Л. И.
Брежнев, <закрепляя достигнутое в деле оздоровления
европейского политического климата, наметил долго-
временную перспективу реалистического, ответственно-
го ведения межгосударственных дел...>. (*70).

Социалистические страны ответственно подходят к
судьбам мира и общественного развития. Они последо-
вательно стремятся материализовать процесс разряд-

ки, включая и общее оздоровление политического кли-
мата. (*71).

Исходя из того что главной целью современного
международного политического развития является сох-
ранение и упрочение мира, следует оценивать и конст-
руктивную роль международных организаций, а также
соглашений научно-технического и культурного харак-
тера. Если <экономические соглашения являются фун-
даментом и политической кооперации>, (*72), то соглашения
в области охраны результатов интеллектуального твор-
чества несомненно способствуют углублению и упро-
чению такого рода политической кооперации. Эффек-
тивное использование международных организаций в
целях укрепления специализированных межгосударст-
венных отношений - стратегическая линия социали-
стических государств.


Социалистические государства являются участника-
ми лишь тех соглашений, сотрудничество в которых они
считают возможным и целесообразным с точки зрения
обеспечения своих внешнеэкономических и политических
интересов.

Разумеется, при обсуждении различных вопросов,
связанных с деятельностью этих организаций, различ-
ные группы государств будут пытаться проводить в

-215-

жизнь решения, угодные и выгодные их правительст-
вам. (*73). В итоге борьбы противоположных точек зрения
вырабатываются и принимаются компромиссные реше-
ния, устраивающие на данный период времени страны-
участницы.

В целях реализации своих стратегических задач, а
также решения оперативных вопросов участия в меж-
дународном сотрудничестве страны социализма исполь-
зуют разнообразные формы двусторонних и многосто-
ронних консультаций, совещаний, подготовки согласо-
ванных позиций, документов и материалов, обмена ин-
формацией, планами работы и т. д.

В юридическом аспекте единая стратегическая линия
означает совершенствование и модернизацию сущест-
вующих международных соглашений, с тем чтобы они
соответствовали современному уровню и практике об-
щения государств; активное участие в разработке новых
специальных соглашений в области охраны интеллекту-
альной собственности; создание правовых основ для
многостороннего сотрудничества; унификацию правовых
норм и совершенствование внутреннего законодательст-
ва и, наконец, осуществление комплексных правовых
исследований в области изобретательства и авторско-
правовых отношений.

В процессе развития международных договорных
отношений должны непременно учитываться особенно-
сти и специфика различных правовых систем, сущест-
вующих в современном мире.

В плане совершенствования международного меха-
низма охраны интеллектуальной собственности было бы
полезно форсировать вступление в силу конвенции об
охране научных открытий, а также выступить с инициа-
тивой о создании единого международного универсаль-
ного соглашения по охране авторских прав.

Участие различных стран в работе крупных между-
народных организаций, их принадлежность к универ-
сальным международным конвенциям и соглашениям
отнюдь не исключают возможности регионального со-
трудничества в области авторского права. Такое регио-
нальное сотрудничество может основываться как на су-
губо географическом принципе объединения государств,
так и на однородности экономических систем. (*74).

Как было показано выше, совершенствование право-
вого механизма многостороннего сотрудничества в обла-
сти изобретательства осуществляется весьма динамично

-216-

и многосторонне. В связи с этим становится актуальной
подготовка многостороннего соглашения социалистиче-
ских стран по авторскому праву. (*75). Прежде всего она
диктуется практикой все расширяющегося сотрудниче-
ства во всех областях культуры, науки, искусства, рез-
ким увеличением обмена культурными и духовными
ценностями. Существующие авторско-правовые законо-
дательные акты в отдельных странах не всегда стиму-
лируют развитие таких обменов.

Несомненно важное значение имеют отношения меж-
ду СССР и другими социалистическими странами, кото-
рые регулируются двусторонними договорами о взаим-
ной охране авторских прав. Они могут стать основой
при разработке многостороннего акта. Многостороннее
соглашение социалистических стран по авторскому пра-
ву будет способствовать развитию обменов культурными
и научными ценностями; введет новый единообразный
режим охраны авторского права, поскольку заменит во
взаимоотношениях между странами социализма дейст-
вие других международных конвенций (Всемирной и
Бернской); упростит организационно-правовой механизм
сотрудничества в этой области; обеспечит применение
единообразных типовых договоров на приобретение и
уступку авторских прав, унифицированное регулирова-
ние совместных изданий, создание общего специального
информационного аппарата по конкретным произведе-
ниям искусства с автоматизированной системой обра-
ботки и поиска; позволит координировать деятельность
авторско-правовых организаций при осуществлении со-
трудничества; приведет к дальнейшему моральному и
материальному стимулированию авторов произведений
литературы, науки и искусства, создаст предпосылки для
лучших гарантий обеспечения интересов авторов, а так-
же издательств, средств массовой информации, культур-
ных учреждений стран содружества.

Разработка и подписание региональных соглашений
по конкретным вопросам авторско-правовых отношений
являются традиционными в практике международного
общения государств, поскольку такие соглашения нс
противоречат действующим конвенциям и договорам в
системе международного сотрудничества по авторскому
праву.

Как Бернская (ст. 20), так и Женевская (ст. XIX)
конвенции не исключают такой возможности для стран-
участниц.
-217-

Целесообразность принятия специального соглаше-
ния об авторском праве в первую очередь вытекает из
необходимости расширения объема охраны, совершенст-
вования самого сотрудничества в этой области.

Представляется, что заключение соглашения по во-
просам авторского права между странами социализма
имеет практический смысл в плане сближения и воз-
можной унификации в будущем основных норм и прин-
ципов авторского права. Унификация правовых норм
стран СЭВ - объективная реальность, обусловленная
экономическими причинами развития и совершенствова-
ния Комплексной программы социалистической интегра-
ции.

<< Предыдущая

стр. 42
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>