<< Предыдущая

стр. 5
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Парижская конвенция является открытым междуна-
родным соглашением. Акты о присоединении сдаются
Генеральному директору (ст. 21). Присоединение к кон-
венции, за исключением некоторых изъятии, допускае-
мых самой конвенцией, влечет за собой признание всех
ее положений и получение всех преимуществ, ею уста-
новленных (ст. 22). Каждая страна, подписавшая кон-
венцию в соответствии со своей конституцией, обязуется
принять необходимые меры для обеспечения применения
всех ее положений (ст. 25). Заявление о денонсации Па-
рижской конвенции заинтересованная страна адресует
Генеральному директору. Страна перестает быть участ-
ницей союза по истечении годичного срока со дня полу-
чения Генеральным директором такого заявления
(ст. 26).

В соответствии с конвенцией каждая страна союза
обязуется создать специальное ведомство промышлен-
ной собственности и центральное хранилище для озна-
комления граждан с патентами на изобретения, товар-
ными знаками, знаками обслуживания, промышленны-
ми образцами, полезными моделями, фирменными на-
именованиями. Это ведомство должно издавать офици-
альный периодический бюллетень, в котором публику-
ются фамилии владельцев патентов с кратким описани-
ем запатентованных изобретений и репродукций заре-
гистрированных знаков, а также сведений о промыш-
ленных образцах и пр.

В соответствии со ст. 19 Парижской конвенции стра-
ны-участницы Международного союза по охране про-
мышленной собственности имеют право заключать спе-
циальные соглашения при условии, что таковые не будут
противоречить положениям конвенции. Государства,
подписавшие такие соглашения, образуют отдель-
ные союзы по тому или иному вопросу охраны
промышленной собственности. Эти международные сог-
лашения открыты только для членов Парижской конвен-
ции. Любое государство, желающее участвовать в по-
добном соглашении, но не являющееся членом Между-
народного союза по охране промышленной собствен-
ности, должно предварительно присоединиться к самой
конвенции. (*15).

-22-

Парижский союз по охране промышленной собствен-
ности имеет следующую структуру:

Ассамблея союза - высший орган организации, где
представлены все государства-члены. Собирается один
раз в 2 гола и решает основные вопросы деятельности и
развития союза.

Исполнительный комитет, в котором представлена 1/4
государств-членов союза, проводит заседания один раз
в год.

Международное бюро, является секретариатом орга-
низации. (*16).

Прежде чем остановиться на основных положениях
Парижской конвенции по вопросам прав на изобрете-
ния, необходимо еще раз подчеркнуть, что в результате
ее заключения не было создано какого-либо единообраз-
ного материального права в этой области для государств-
участников. В конвенцию вообще не включены правила
но наиболее важным вопросам патентного права. Поэто-
му Парижская конвенция содержит в отношении изобре-
тений некоторые нормы материального права, принци-
пиально определяющие сферу и пределы сотрудничества.
Цель ее состоит не в унификации патентного права го-
сударств-участников, не в создании единого патента, а
в обеспечении защиты прав, первоначально возникших
в одном государстве, на территории всех других госу-
дарств-участников конвенции, в создании более благо-
приятных условий для выдачи патентов иностранцам.

Заключение конвенции не устранило территориаль-
ной ограниченности действия патента. Чтобы обеспечить
охрану прав на изобретение в другой стране союза, не-
обходимо запатентовать его там. Если же изобретение
не запатентовано в этой стране, оно может там свобод-
но использоваться без выплаты патентообладателю ка-
кого-либо вознаграждения.

Субъектами прав, предоставляемых на основании кон-
венции, являются: граждане государств-членов союза;
кроме того, также граждане других государств, не вхо-
дящих в состав союза, которые имеют на территории од-
ной из стран союза местожительство или действитель-
ные и серьезные промышленные или торговые предприя-
тия (ст. 3). Под <серьезным> н <действительным> пред-
приятием на территории государств - членов союза пони-
малось то, что такое предприятие гражданина государ-
ства - не члена союза не должно быть фиктивным за-
ведением, организованным исключительно с целью рас-

-23-

пространения на него преимуществ Парижской конвен-
ции.

Парижская конвенция говорит о гражданах в широ-
ком смысле слова, понимая под ними не только граж-
дан-физических лиц, но и юридических лиц. Согласно
нормам международного частного права, применяемым
в различных государствах, юридическими лицами опре-
деленного государства будут юридические лица, учреж-
денные по законам этого государства либо находящиеся
на территории данного государства.

Парижская конвенция содержит нормы, регулирую-
щие сотрудничество в области охраны изобретений, про-
мышленных образцов, промышленных рисунков и полез-
ных моделей, фабричных и товарных знаков, знаков об-
служивания, фирменных наименований, указаний проис-
хождения или наименований места происхождения това-
ра, а также меры по пресечению недобросовестной кон-
куренции.

Рассмотрим лишь вопросы прав на изобретения, про-
мышленные образцы и полезные модели.
Промышленная собственность понимается в широком
смысле слова и относится не только к промышленности
и торговле, но и к сельскохозяйственному производству
и добыче из недр земли.

Под патентами на изобретения в конвенции понима-
ются признаваемые законодательством договариваю-
щихся государств различные виды промышленных па-
тентов: ввозные патенты, патенты на усовершенствова-
ния, дополнительные патенты, свидетельства и т. д.
(абз. 4 ст. 1).

Парижская конвенция исходит из принципа суверен-
ного равенства. Отсюда вытекает признание особенностей
правовых систем государств-участников конвенции.

В вопросах охраны прав на промышленную собствен-
ность действует принцип национального режима. Соглас-
но конвенции, национальный режим предоставляется
иностранным гражданам, организациям и фирмам т
основе формальной взаимности. Этот принцип заключа-
ется в том, что государства не обеспечивают взаимно
своим гражданам равенство конкретных правомочий, они
лишь уравнивают иностранцев в правах с местными
гражданами; иностранцы получают лишь те права, кото-
рыми пользуются местные граждане. Поскольку же за-
конодательство различных стран-членов Международ-
ного союза по охране промышленной собственности пол-

-24-

ностью не совпадает, не совпадают полностью и права
иностранцев в разных странах союза. Субъекты прав,
о которых говорилось выше, согласно ст. 2 конвенции,
пользуются такой же охраной своих прав, какая предо-
ставляется внутренним законодательством соответствую-
щего государства собственным гражданам или будет
предоставлена им в будущем. По Парижской конвенции,
необходимым условием охраны является выполнение в
каждом из государств, участвующих в конвенции, фор-
мальностей и требований, обязательных для местных
граждан в силу постановлений внутреннего законода-
тельства этого государства.

Для того чтобы в стране союза охранялось право на
изобретение, там должен быть получен патент или иной
охранный документ с соблюдением условий местного за-
кона. Местное законодательство регулирует все вопросы
судебного и административного производства в отноше-
нии патентов. В отношении условий предоставления ох-
раны конвенция устанавливает применение законода-
тельства страны, в которой испрашивается охрана, а не
страны происхождения изобретения.

Положение Парижской конвенции о национальном
режиме регулирует и закрепляет в международном по-
рядке применение правил внутреннего законодательства
государства, предоставляющего иностранцам право на
патентование изобретений наравне с отечественными
гражданами.

Положение конвенции о национальном режиме орга-
нически дополняется институтом конвенционного при-
оритета.

Проблема приоритета является основной при патен-
товании изобретений за границей. Инициаторы создания
Парижской конвенции были заинтересованы в сохране-
нии своего первенства при патентовании изобретений в
других странах, ибо в этом случае конкуренты были бы
лишены патентной охраны. Для обеспечения прав па-
тентообладателей конвенция содержит правило о так на-
зываемом конвенционном приоритете. Оно сводится к
следующему: лицо, подавшее заявку на изобретение и
одном из государств, входящих в состав союза (или его
правопреемник), пользуется приоритетом в других госу-
дарствах - членах союза, то есть преимущественным пра-
вом для патентования изобретения в течение определен-
ного срока. Имевшая место в течение этого срока пуб-
ликация об изобретении, применение изобретения или

-25-

заявка третьего лица об идентичном изобретении не мо-
гут служить препятствием к выдаче патента иностранно-
му заявителю, пользующемуся приоритетом в любой
стране союза (ст. 4В).

По Парижской конвенции приоритетным сроком для
патентов на изобретения является срок в двенадцать ме-
сяцев. Этот срок исчисляется с даты подачи первона-
чальной заявки. Наряду с вопросом о сроке приоритета
в конвенции содержатся и другие постановления, регу-
лирующие институт приоритета. Так, конвенция пред-
усматривает, что при оформлении заявки в другой стра-
не должно быть подано заявление о приоритете с указа-
нием даты первой заявки и страны, где она была пода-
на. Страны союза могут потребовать от лица, подающе-
го заявление о приоритете, предоставления копии заяв-
ки, поданной ранее.

Основанием для права приоритета признается всякая
подача заявки, имеющая силу правильно оформленной
национальной подачи заявки в соответствии с националь-
ным законодательством данной страны союза или много-
сторонними международными соглашениями.

Под правильно оформленной национальной заявкой
понимается всякая заявка, которой достаточно для уста-
новления даты, когда она была подана в компетентное
ведомство соответствующей страны, независимо от того,
какова была бы се дальнейшая судьба. Право приорите-
та должно быть предоставлено независимо от того, яв-
ляется ли предмет заявки патентоспособным, будет ли
заявка в будущем взята обратно или отклонена.

Наряду с понятием правильно оформленной заявки
практическое значение для исчисления срока приоритета
имеет понятие первой заявки, поскольку этот срок исчи-
сляется со дня ее подачи. В качестве первой заявки мо-
жет рассматриваться не только заявка, действительно
поданная первой в отношении определенного объекта в
какой-то стране союза, но и последующая заявка, подан-
ная в этой стране в отношении того же объекта в тех
случаях, когда предшествующая заявка <была взята об-
ратно, оставлена без движения или была отклонена>.
Это допускается при условии, что предшествующая за-
явка не была подвергнута публичной проверке и не яви-
лась основанием для притязаний на право приоритета.
При соблюдении этих условий основанием для требова-
ний права приоритета будет служить не предшествую-
щая, а последующая заявка.

-26-

Конвенция не устанавливает в качестве условия для
предоставления приоритета так называемой субъектив-
ной идентичности обеих заявок, поскольку субъектом по-
следующей заявки может быть как первоначальный за-
явитель, так и его правопреемник. В то же время кон-
венция исходит из принципа объективной идентичности
обеих заявок, которая заключается в совпадении объек-
та заявок в его основных чертах. Конвенция допускает
такие случаи, когда сначала в одной из стран союза по-
дастся несколько заявок на охранные документы, отно-
сящиеся к одному и тому же предмету изобретения, а

<< Предыдущая

стр. 5
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>