<< Предыдущая

стр. 6
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

затем все эти заявки объединяются в одну общую заяв-
ку, которая подается в другой стране союза. При этом
право приоритета возникает для отдельных частей за-
явки, или, иными, словами, возникает несколько прио-
ритетов.

Может иметь место и случай частичного приоритета.
Такой частичный приоритет возникает тогда, когда в по-
следующей заявке делается ссылка на такие элементы
изобретения, о которых ничего не говорилось в предыду-
щих заявках. В этом случае приоритет должен пре-
доставляться только в отношении тех элементов изобре-
тения, о которых говорилось ранее. Другие же элемен-
ты изобретения рассматриваются как новая заявка.
Основанием для возникновения права приоритета для
этих новых элементов будет уже эта последующая за-
явка.

Конвенция предусматривает, что ни в случае не-
скольких приоритетов, ни в случае частичного приорите-
та ни одна страна союза не имеет права отклонить при-
оритет или патентную заявку при условии наличия един-
ства изобретения по смыслу закона страны.

Ответ на вопрос, что понимается под единством изоб-
ретения, дает законодательство и практика страны, где
заявка подается. Поскольку понятие <единство изобрете-
ния> в разных странах определяется неодинаково, могут
возникнуть разные ситуации. В одной стране можно объ-
единить в одной заявке несколько притязаний, в другой
же стране приходится подавать на этот объект несколь-
ко заявок.

Конвенционный приоритет ограничен правом прежде-
пользования. По праву преждепользования охрана пре-
доставляется лицу, фактически использующему изобре-
тение ко времени подачи заявки, независимо от того, ка-
ким образом и от кого оно было получено. Это право

-27-

имеет место до дня подачи первоначальной заявки, кото-
рая служит основанием права приоритета (ст. 4В).

Парижская конвенция содержит принцип независи-
мости патентов. Она устанавливает, что патенты на одно
и то же изобретение, испрашиваемые в различных стра-
нах, входящих в состав союза, являются независимыми
от патентов, полученных на это же изобретение в других
странах. В конвенции подчеркивается, что это положе-
ние должно рассматриваться как абсолютное. Так, если
патент на данное изобретение, выданный в одной стране,
будет затем признан в ней недействительным, то это са-
мо по себе не служит основанием для аннулирования
патента на то же изобретение в другой стране.

Сказанное выше действует и в отношении срока па-
тента. Прекращение срока действия его в одной стране
не влияет на продолжительность действия патента из
это же изобретение в другой стране. На срок действия
патента не влияет, было ли при получении патента ис-
пользовано правило о приоритете. Конвенция пред-
усматривает, что патенты, полученные с преимуществом,
вытекающим из приоритета, имеют в различных странах
союза тот же срок действия, какой они имели, если бы
были заявлены или выданы без использования преиму-
ществ приоритета. Таким образом, патентная охрана,
предоставляемая в одной стране, связана с патентной
охраной в другой лишь через институт приоритета, а
именно - с момента подачи первоначальной заявки.

Статья 11 конвенции обязывает страны союза в соот-
ветствии с их внутренним законодательством обеспечить
временную охрану изобретений, помещаемых на офи-
циально признанных международных выставках, орга-
низованных на их территории. Если техническое новше-
ство, экспонированное на выставке, в дальнейшем заяв-
лено как изобретение, то днем подачи заявки считается
день его помещения на выставке; с этого же дня при-
знается приоритет изобретения. Следовательно, помеще-
ние изобретения на выставке и последующие события нс
порочат его новизны в данной стране. Для заявителя
демонстрируемого изобретения обеспечивается приори-
тет перед всеми другими заявителями аналогичного
изобретения, подавшими заявки после дня его помеще-
ния на выставке.

Временная охрана изобретений на выставках не уве-
личивает двенадцатимесячного срока, установленного
цля сохранения приоритета первоначальным заявите-

-28-

лем. Правительство любой страны союза может начать
исчисление этого срока с момента начала демонстрации
изобретения.

Положение конвенции о временной охране изобрете-
ний на международных выставках не предусматривает
каких-либо конкретных норм, регулирующих эту охрану.
Нормы устанавливаются внутренним законодательством
каждой страны. Конвенция лишь обязывает страны
союза включить это положение во внутреннее законода-
тельство.

Некоторые страны союза не соблюдают правила о
выставочном приоритете. В законодательстве ряда стран
нет даже положений о временной охране изобретений
на выставках. Поэтому декларированное Парижской
конвенцией право выставочного приоритета ими не пре-
доставляется. В иных странах не соблюдается порядок
официального уведомления о проведении международ-
ных выставок.

Имея ввиду неэффективность этой нормы и связан-
ный с этим риск утраты права на приоритет, в практи-
ческом плане следует рекомендовать подачу заявок на
предполагаемые изобретения еще до экспозиции их на
соответствующих выставках.

В Парижской конвенции содержится требование об
обязательном осуществлении изобретений.

Монополии высокоразвитых стран часто не использу-
ют запатентованные в других странах изобретения, за-
держивая тем самым прогресс целых отраслей промыш-
ленности в развивающихся странах, так как наличие па-
тента не позволяет местным промышленникам самостоя-
тельно работать над созданием уже запатентованных
объектов. Чтобы обеспечить интересы национальных
предпринимателей, в законодательство различных стран
вводились постановления об обязательном осуществле-
нии изобретения. В качестве санкции за нарушение это-
го условия предусматривается возможность выдачи
принудительной лицензии (*17) или при определенных усло-
виях даже аннулирование патента. В настоящее время
такие меры применяют развивающиеся страны.

Статья 5 Парижской конвенции относит решение это-
го вопроса в значительной степени к компетенции на-
ционального законодательства. Каждой из стран союза
предоставлено право устанавливать меры, предусматри-
вающие выдачу принудительных лицензий для предот-
вращения злоупотреблений, которые могут возникнуть

-29-

при осуществлении исключительного права, вытекающе-
го из патента, в частности его неиспользования. Патент
может быть аннулирован только в том случае, если для
предупреждения злоупотреблений не будет достаточно
принудительной лицензии. Ввоз патентообладателем в
страну выдачи патента запатентованных объектов, изго-
товленных в другой стране союза, не влечет за собой по-
тери прав.

Принудительная лицензия может быть выдана лишь
по истечении четырех лет с момента подачи заявки на
изобретение или по истечении трех лет с момента выда-
чи патента, причем из этих двух сроков выбирается тот,
который истекает позднее. Лицензия выдается только в
том случае, если патентообладатель не сможет доказать,
что причины, вследствие которых патент не был исполь-
зован, были уважительными. Патент может быть анну-
лирован лишь по истечении двух лет со дня выдачи пер-
вой принудительной лицензии. Таким образом, если ра-
нее не было требования о выдаче принудительной лицен-
зии, аннулировать патент невозможно. Число выданных
принудительных лицензий незначительно. Однако нали-
чие таких правил в конвенции в определенной степени
способствует осуществлению изобретений на основе пре-
доставления обычных лицензий.


Конвенция содержит правило о том, что не может
быть отказано в выдаче патента и патент не может
быть признан недействительным, если во внутреннем за-
конодательстве установлены ограничения на продажу
запатентованного предмета или изделия, изготовленно-
го запатентованным способом.

Ни в одной из стран союза не считается нарушением
прав патентообладателя использование запатентован-
ных устройств на кораблях и средствах воздушного или
сухопутного транспорта, прибывающих на время в дан-
ную страну.

Основные принципы Парижской конвенции применя-
ются и к промышленным образцам и полезным моделям:
национальный режим, конвенционный приоритет, вре-
менная охрана на международных выставках и ярмар-
ках. Однако существуют и некоторые особенности в
правовом регулировании промышленных образцов.

Во-первых, конвенционный приоритет для промыш-
ленных образцов составляет шесть месяцев (в то время
как для полезных моделей, которые по существу явля-
ются <малыми изобретениями>, - 12 месяцев).

-30-

Во-вторых, конвенция предписывает обязательную
охрану промышленных образцов во всех странах союза
(ст. 5 quinquies).

В-третьих, для промышленных образцов необязатель-
но их использование. Их охрана не может быть прекра-
щена по причине неиспользования, и соответственно на них
не выдаются принудительные лицензии (на полезные
модели могут выдаваться принудительные лицензии).

Периодический пересмотр положений Парижской
конвенции по охране промышленной собственности пре-
дусмотрен правилами конвенции. На дипломатической
конференции в Стокгольме в 1967 году были пересмот-
рены так называемые административные положения
конвенции. Внесенные тогда изменения связаны с созда-
нием Всемирной организации интеллектуальной собст-
венности. Кроме того, была дополнена ст. 4 конвенции
положением об авторском свидетельстве. Остальные же
материально-правовые положения конвенции не пере-
сматривались с 1958 года, то есть со времени диплома-
тической конференции в Лиссабоне. В современных ус-
ловиях развития международного сотрудничества воз-
никла объективная необходимость провести основатель-
ный пересмотр текста конвенции. Развивающиеся стра-
ны (*18) заявили о своей неудовлетворенности существую-
щей патентной системой, которая не может обеспечить
передачу в эти страны иностранной технологии на льгот-
ных условиях. Социалистические страны поддержали
требование развивающихся стран. В результате по ре-
шению исполкома Парижского союза и координацион-
ного комитета ВОИС была создана специальная группа
правительственных экспертов, в задачи которой вошло
изучение вопросов, связанных с пересмотром конвен-
ции. (*19).

Представители развивающихся стран поставили во-
прос о введении для этих стран благоприятного право-
вого режима, облегчающего им использование в нацио-
нальной экономике иностранных научно-технических до-
стижений.

Было также подчеркнуто, что при пересмотре конвен-
ции необходимо отразить равноправие социалистической
формы охраны изобретений - авторского свидетельст-
ва с патентом для всех целей конвенции, а не только
применительно к праву конвенционного приоритета, как
это было предусмотрено на конференции в Стокгольме
при внесении дополнения в ст. 4.

-31-

Касательно создания специального режима для раз-
вивающихся стран подготовлены предложения, преду-
сматривающие изменение многих положений Парижской
конвенции. На дипломатической конференции 1980 года
были рассмотрены принципиальные проблемы. Не за-
трагивая принципа национального режима в отноше-
ниях между развитыми странами, предложено сделать
некоторые исключения из него во взаимоотношениях
развивающихся стран с развитыми. В частности, рас-
ширены возможности развивающихся стран устанав-
ливать требования об использовании запатентованного
изобретения. Граждане развивающихся стран могут
пользоваться в некоторых отношениях более благопри-
ятным режимом в развитых странах, чем граждане этих
развитых стран, например, в отношении взимаемых
пошлин.

<< Предыдущая

стр. 6
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>