<< Предыдущая

стр. 9
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

стижениях. Сделать ее более оперативной, доступной в
максимально короткие сроки - одна из основных задач,

которую необходимо решить.

Актуальные проблемы ускорения технического про-
гресса требуют сокращения времени, необходимого для
экспертизы изобретений и выдачи охранных докумен-
тов. Поэтому возникла задача устранить значительное
дублирование усилий соответствующих национальных
ведомств в проведении экспертизы заявок в целях даль-
нейшего ее совершенствования. На основе экспертизы
одинаковых по существу заявок выдается более 300 тыс.
в год дублирующих патентов. Кроме того, в связи с по-
стоянно растущим объемом патентования возникла за-
дача совершенствования операций по подаче заявок в
зарубежные страны.

Указанные проблемы привели к необходимости ре-
шения их в международном масштабе, к созданию но-

-42-

вых форм сотрудничества, расширяющих и видоизме-
няющих рамки Парижской конвенции по охране про-
мышленной собственности.

В 1970 году на дипломатической конференции в Ва--
шингтоне был принят текст нового соглашения - До-
говора о патентной кооперации. (*25).

Соглашение призвано способствовать решению па-
тентных проблем, обусловленных научно-технической
революцией, путем использования преимуществ между-
народного разделения труда.

Договор о патентной кооперации имеет целью облег-
чить подачу заявок на охрану одного и того же изобре-
тения и их экспертизу в нескольких странах, что ведет
к экономии труда, времени и денежных затрат заявите-
лей, а также к снижению административных расходов
национальных патентных ведомств. Предполагается со-
кратить дублирование усилий отдельных заявителей и
патентных ведомств, что уменьшит общее количество
заявок, направленных для зарубежного патентования.
Соответственно повысится качество экспертизы заявок
в результате международного разделения труда в этой
области.

Имеется в виду совершенствование охраны изобре-
тений в том смысле, что патенты, выданные на изобре-
тения в странах-участницах, окажутся более <стойки-
ми> и эффективными. Сведется к минимуму возмож-
ность оспорить их действие.

Экономия усилий заявителя заключается в основном
в том, что он сможет подавать международную заявку
в одно ведомство, на одном языке, за одну серию пош-
лин, причем она будет иметь то же юридическое дейст-
вие, что и национальная заявка, в любой из стран-
участниц договора.

Договором предусматривается подача международ-
ных заявок на изобретения, а также международное
кооперирование в области патентного поиска и экспер-
тизы, проводимых по таким заявкам, что приведет к
уменьшению объема работы национальных ведомств.

Получение отчетов о международном поиске и о
международной предварительной экспертизе в некото-
рых случаях может значительно сократить объем рабо-
ты экспертов. Такое сотрудничество повышает вероят-
ность выдачи <сильных> патентов, ибо при их оформле-
нии должны учитываться сведения о международных
поиске и предварительной экспертизе, проводимых меж-

-43-

дународными органами на достаточно высоком уровне,
на основе анализа мирового патентного фонда.

Договор о патентной кооперации преследует также
цель распространения технической информации и орга-
низации технической помощи развивающимся странам.

Основные документы в этой области: собственно До-
говор о патентной кооперации и инструкция к договору.

Договор регулирует права и обязанности как до-
говаривающихся государств, так и заявителей, подаю-
щих международные заявки. Договор устанавливает
основные функции Международного бюро, получающих
ведомств, а также международных поисковых органов
и органов международной предварительной экспертизы.

Инструкция детализирует положения договора, каса-
ющиеся заявителей, договаривающихся государств, меж-
дународных поисковых органов и органов международ-
ной предварительной экспертизы. Предписания, не
имеющие касательства к регулированию правового по-
ложения субъектов отношений, возникающих на осно-
вании договора о патентной 'кооперации, а определяю-
щие лишь единообразный порядок официального дело-
производства, содержатся в административных инструк-
циях, составляемых Международным бюро.

Для вступления договора в силу необходимо участие
и нем восьми государств, ратифицировавших его или
присоединившихся к нему. Причем не менее четырех из
них должны быть государствами, в которых регистри-
руется достаточно большое количество заявок либо
граждане которых подают достаточно большое количе-
ство заявок за границу.

Административные аспекты деятельности союза от-
носятся к компетенции. Международного бюро, которое
должно способствовать работе его различных органов.
Одна из наиболее важных функций Международного
бюро - публикация бюллетеня о международных заяв-
ках и самих международных заявок. Порядок публика-
ций международной заявки имеет важное значение не
только для экспертизы заявок, но и для патентной ин-
формации в целом, то есть и для ведомств, и для об-
щественности.

Международные заявки должны, как правило, пуб-
ликоваться по истечении 18 месяцев с даты приоритета,
что ускоряет доступ к информации об изобретениях. (*26).
Из этого общего правила имеются исключения. Пуб-
ликация может иметь место раньше этого срока в слу-

-44-

чае, если этого пожелает заявитель и пришлет соответ-
ствующий запрос. Заявка может быть опубликована
позднее или не публиковаться совсем в том случае, если
заявитель испрашивает охрану только в договариваю-
щихся государствах, которые заявили, что они не тре-
буют международной публикации.

Международное бюро осуществляет публикацию
(в форме брошюры) международной заявки на русском,
английском, французском, немецком или японском язы-
ке. Если заявка подана на ином языке, то публикуется
ее перевод на английский язык, за качество которого
несет ответственность компетентный международный
поисковый орган. Если международная заявка издается
на французском, немецком, японском или русском язы-
ке, то аннотация и отчет о международном поиске пуб-
ликуются в брошюре на двух языках: языке международ-
ной заявки и на английском языке. На первой странице
брошюры помещаются библиографические данные, наибо-
лее важный чертеж и аннотация, которые располагаются
таким образом, чтобы облегчить быструю оценку суще-
ства изобретения.

Публикуемый Международным бюро бюллетень вы-
ходит на английском и французском языках раз в не-
делю (возможен перевод и на другие языки). Это по-
зволит оперативно получать библиографические данные,
наиболее важные чертежи и аннотации каждой опуб-
ликованной международной заявки, а также другую по-
лезную информацию. Кроме того, Международное бюро
сможет от любого указанного или выбранного ведомст-
ва получать перевод международной заявки, поданной
заявителем в эти ведомства, и предоставлять копии та-
ких переводов любым заинтересованным лицам за
плату.

Первая фаза сотрудничества по договору такова:
заявитель подает международную заявку в националь-
ное ведомство своей страны, где она проходит проверку
на соответствие требованиям, предъявляемым к ее фор-
ме. Исследуется, например, можно ли по данной заявке
установить дату, когда она была подана именно как
международная заявка. Получающее ведомство (recei-
ving office) направляет непосредственно или через
заявителя один экземпляр международной заявки в
Международное бюро для регистрации, а другой - в
международный поисковый орган. В этом органе осу-
ществляется поиск с целью выявить уровень техники по

-45-

предмету заявки. По итогам его проведения подготав-
ливается отчет (сообщение) о международном поиске
(решерше), представляющий собой перечень докумен-
тов, которые следует принять во внимание при прове-
дении экспертизы. Отчет о международном поиске и при
необходимости копии противопоставленных в нем доку-
ментов прежде всего направляются заявителю, который
принимает решение о дальнейшей судьбе заявки. Он
может лучше оценить шансы на охрану изобретения.

Международный поиск должен проводиться в соот-
ветствии с едиными требованиями, независимо от того,
какой международный поисковый орган его осу-
ществляет. По запросу указанного ведомства (designa-
ted office), то есть ведомства страны, указанной заяви-
телем, в которой им будет истребована охрана его изо-
бретения, международный поисковый орган направляет
копии документов, перечисленных в отчете о междуна-
родном поиске (ст. 20/3). Международная заявка вме-
сте с отчетом о поиске направляется затем в националь-
ное ведомство каждого договаривающегося государства,
указанного заявителем. Пересылка международной
заявки может не проводиться в том случае, если какое-
либо из указанных ведомств откажется от копии меж-
дународной заявки (ст. 20).

Согласно предписанию, после пересылки копии меж-
дународной заявки и отчета о поиске заявитель обязан
уплатить национальную пошлину и представить перевод
заявки. Если отчет о международном поиске не будет
готов к концу 20-го месяца с даты приоритета междуна-

родной заявки, то это не должно препятствовать началу
национальной процедуры патентования. Уплата нацио-
нальных пошлин и представление переводов приурочи-
ваются к этой дате, то есть заявитель получает отсроч-
ку платежа по сравнению с обычной процедурой в 8 ме-
сяцев, а национальная процедура может начаться и без
отчета о международном поиске. Иногда и по истече-
нии 20-месячного срока национальное ведомство может
не начинать рассмотрение заявки, а приступить к этой
процедуре лишь после получения отчета о международ-
ном поиске. Однако такие случаи в практике будут
исключением, так как ведомству нецелесообразно затя-
гивать процедуру по -заявке.

Подача международной заявки сопровождается
уплатой международной пошлины, которая является
обязательной в любом случае. Она предназначена для

-46-

покрытия расходов Международного бюро, включая
стоимость подготовки копий международных заявок для
указанных ведомств, публикаций, а также перевода
аннотаций и отчетов о международном поиске.


Международная пошлина состоит из основной пош-
лины и пошлины за указание. При этом величина пош-
лины за указание определяется числом указанных
заявителем государств. (*27). Если международная заявка
содержит более 30 листов, основная пошлина увеличи-
вается. Наряду с этим каждое получающее ведомство
вправе взимать пошлину за пересылку, предназначен-
ную для покрытия расходов, связанных с проверкой
формальных требований и пересылкой копий междуна-
родной заявки Международному бюро и международно-
му поисковому органу.

Любой международный поисковый орган вправе
брать пошлину за проведение поиска. В соответствии с
национальным законодательством соответствующее ве-
домство каждого государства может при поступлении к
нему международной заявки потребовать уплаты- обыч-
ных национальных пошлин.

По этапам процедура осуществляется в следующие
сроки. Пересылка международной заявки международ-
ному поисковому органу и Международному бюро про-
изводится не позднее чем в конце 13-го месяца, считая
от даты приоритета. В последующие три месяца прово-
дится международный поиск, причем отчет о нем на-
правляется заявителю в течение 16-го месяца. Два ме-
сяца даются заявителю на внесение изменений в форму-
лу и еще два месяца - на подготовку требуемого пе-

<< Предыдущая

стр. 9
(из 48 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>