<< Предыдущая

стр. 3
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Приложениях.


- 9-
- Конвенцию № 358, устанавливающую Единообразный закон о пере-
водном и простом векселе (далее - ЕЗ);

- Конвенцию № 359, имеющую целью разрешение некоторых коллизий
в законодательстве о переводных и простых векселях;

- Конвенцию № 360 о гербовом сборе в отношении переводных и про-
стых векселей.

Статьей 1 Конвенции № 358 предусматривалось, что участники Женевс-
кой конвенции осуществят на своих территориях введение в действие ориги-
нального текста ЕЗ (на английском или французском языке), либо на своем
национальном языке. При этом Женевской конвенцией предусмотрено, что
государство, вводя в действие ЕЗ, может воспользоваться какой-либо из ого-
ворок, определенных в приложении II к Женевской конвенции. Эти оговорки
касаются порядка акцепта, протеста векселя и некоторых других вопросов.

Позднее многие страны либо присоединились к Женевской конвенции с
соблюдением требований международного права, предусматривающего, в
частности, ратификацию Женевской конвенции, либо, формально не при-
соединившись к Женевской конвенции, унифицировали свое законодатель-
ство на основании ЕЗ.

Присоединившиеся страны (Алжир, Афганистан, Болгария, Ватикан,
Гаити, Гвинея, Заир, Индонезия, Иордания, Ирак, Конго, Кувейт, Ливан,
Марокко, Парагвай, Перу, Румыния, Сирия, Словакия, Турция, Эфиопия,
Южная Корея) образуют Женевскую конвенцию вексельного права.

Не присоединившиеся к Женевской конвенции (Англия, США и другие)
сохранили свою разновидность векселя. Ряд государств, также не присоеди-
нившихся к Женевской конвенции, приняли в своих вексельных законах
англо-американскую концепцию вексельного права (Австрия, Израиль, Ин-
дия, Канада, Пакистан и др.), и наконец, ряд стран создали свою систему
вексельного законодательства. К их числу относятся латиноамериканские
страны: Боливия, Венесуэла, Гватемала, Мексика, Гондурас, Куба, Панама,
Уругвай, Чили, Египет, Иран, Таиланд, Тайвань.

Таким образом, в практике мирового торгового оборота применяются
различные системы вексельного права, что, естественно, затрудняет поря-
док расчетов между субъектами этого оборота.

Наиболее существенными следует признать отличия между вексельны-
ми законами англо-американского права и вексельным правом остальных
стран. Так, в США порядок вексельного оборота подпадает под действие
положений ЕЗ об оборотных документах, цель которого - унификация пра-
вовых норм, регулирующих движение оборотных документов во всех шта-
тах. В его основе лежит английский закон о векселях. В тех случаях, когда
этот закон применить невозможно должны применяться нормы торгового
права, т.е. Единообразного торгового кодекса США, введенного в ряде шта-
тов. Вместе с тем в США сохраняется широкая свобода кредитно-расчет-
ных, в том числе вексельных операций, что нашло отражение в ст. 102 Едино-

- 10-

образного торгового кодекса США: "Кодекс применяется свободно, исходя
из лежащих в его основе мотивов, целей и политики...". В значительной
своей части законодательная власть делегируется судам, в т.ч. и разрешение
спорных вопросов вексельного обращения.

Наиболее существенные различия между Женевской и Англо-американ-
ской вексельными системами состоят в следующем:

1. Женевская конвенция требует включения наименования "вексель" в
сам текст документа. Англо-американское право этого не требует, т.е. само
наименование "вексель" к его обязательному реквизиту не относится.

2. Женевская конвенция требует обязательного указания в векселе лица,
по чьему приказу должен совершаться платеж. Англо-американское право
допускает использование векселя на предъявителя.

3. Женевская конвенция предоставляет право векселедателю полностью
освободить себя от ответственности за акцепт векселя путем совершения на
нем специальной надписи. При этом полностью сохраняется ответственность
векселедателя за платеж по векселю. Англо-американское право разрешает
векселедателю отказаться от ответственности и за акцепт и за платеж.

4. Женевская конвенция содержит требования по способу обозначения
сроков платежа по векселю. Англо-американское право допускает любой
способ обозначения срока".

5. Женевская конвенция устанавливает, что векселедатель первичного
векселя, не будучи формально плательщиком по векселю, остается во всех
случаях ответственным за платеж. Вместе с тем, это обязательство остается
условным, дополнительным, векселедатель обязан произвести платеж, только
если плательщик или акцептант не оплатит или не акцептует вексель (ст.9
ЕЗ). После акцепта векселя плательщиком векселедатель приобретает пра-
во ретрисного (обратного) требования к акцептанту, отказавшемуся от пла-
тежа после оплаты векселя его законному держателю. Это требование Анг-
ло-американское вексельное право не содержит.

6. Женевская конвенция устанавливает годичный срок со дня выдачи
переводного векселя для заявления его к акцепту, если этот вексель подле-
жит оплате в определенный срок до его предъявления. Англо-американс-
ким правом такой срок не установлен, им допускается заявление векселя к
акцепту в течение "разумного срока".

7. Женевская конвенция подробно регламентирует условия и порядок
вексельного поручительства (аваля). Англо-американское право понятия
"аваль" не содержит вообще, (авалист - лицо, гарантирующее платеж по
векселю за какое-либо другое лицо, ответственное за его оплату. Он отвеча-
ет по векселю в том же объеме, что и лицо, за которое им дано поручитель-
ство. Его поручительство является действительным и тогда, когда главное


Необходимо отметить, что ч Женевская конвенция, и Англо-американское право
разрешают вообще не указывать срок платежа, что не лишает вексель законной
силы. В таких случаях он подлежит оплате по предъявлению.

- 11-

вексельное обязательство окажется не действительным по любому основа-
нию кроме нарушения формы).

Вместе с тем. Англо-американское вексельное право требует, чтобы
любое лицо, поставившее на векселе свою подпись не как векселедатель и
не как акцептант, отвечало как индоссант. (Индоссамент - передаточная
надпись на векселе, которой оформляется передача прав по векселю; ин-
доссант - лицо, совершающее такую надпись).

1.3. Вексельное право в Украине

25 ноября 1936 года к Женевской конвенции присоединился СССР, а 7
августа 1937 года ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о переводном и
простом векселе (далее - Положение), воспроизводящее (с некоторыми
отступлениями в статьях 31, 38 и 48) текст ЕЗ'. То есть Положение, по сути,
является переводом ЕЗ на русский язык.

В тексте Положения имеются отличия от текста Единообразного зако-
на, приведенного в Приложении I к Конвенции, однако эти оговорки сдела-
ны в рамках, предусмотренных самой Конвенцией, а именно:

а) в ч. 1 ст.31 добавлено положение о том, что "аваль может быть дан и на
отдельном листе с указанием места его выдачи";

б) в ст.38 исключена ч.2 ("предъявление переводного векселя в расчет-
ную палату равносильно предъявлению к платежу");

в) в ч.2 ст.52 выражение "и куртаж и гербовый сбор" заменено выраже-
нием "все установленные сборы";

г) статья 48, указывающая, что именно имеет право требовать векселеда-
тель от лица, которому он предъявляет иск, дополнена п.4 - "пеню, в разме-
ре трех процентов, со дня срока платежа".

Присоединение СССР к Женевской конвенции диктовалось потребнос-
тями внешней торговли. Однако, на практике в хозяйственной деятельнос-
ти вексель в ССР, а соответственно - и в Украинской ССР не использовал-
ся. Это привело к потере знаний, опыта и специалистов.

Провозгласив в 1991 году независимость, Украина начала интенсивное

формирование собственной правовой базы украинского государства. Одним
из главных шагов на этом пути стал Закон Украины от 12.09.1991г. № 1543-
XII "О правопреемстве Украины", согласно ст.7 которого, Украина являет-
ся правопреемницей прав и обязанностей по международным договорам
СССР, не противоречащим Конституции и интересам Республики, подтвер-
див тем самым свое участие в Женевской конвенции 1930 года.

Непосредственный толчок к началу вексельного обращения в Украине
был дан Постановлением Верховного Совета Украины от 17.07.1992г. № 2470-
XII "О применении векселей в хозяйственном обороте Украины" (далее -
Постановление № 2470), пунктом 1 которого предусмотрено введение в
Украине вексельного обращения с использованием простого и переводного

* Текст ЕЗ см. в Приложении.

- 12-

векселей в соответствии с Женевской конвенцией 1930 года для введения
коммерческого кредита, улучшения расчетных отношений между субъекта-
ми хозяйственной деятельности.

В Постановлении № 2470 не содержалось никаких конкретных указаний на
способ введения в Украине вексельного обращения. Не было, в частности,
даже поручения осуществить перевод ЕЗ на украинский язык. Зато в п.2 Поста-
новления содержалось поручения Кабинету Министров и НБУ разработать и
утвердить Правила изготовления и использования вексельных бланков.

Кабинет Министров Украины и Национальный Банк Украины, утвердив
совместным Постановлением № 528, Правила изготовления и использова-
ния вексельных бланков (далее - Правила № 528)', включили в эти Прави-
ла ряд положений, которые далеко вышли за рамки технического вопроса
"изготовления и использования вексельных бланков".

Так, в п.1 части 2 Правил № 528 определено, что "... до утверждения По-
рядка выпуска и обращения векселей использование вексельных бланков осуще-
ствляется в соответствии с " Положением о переводном и простом векселе,
утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937г. № 104/
1341, с учетом особенностей, установленных этими Правилами.

То, что правительство и НБУ "приняли за основу" Положение о пере-
водном и простом векселе, а не ЕЗ, диктовалось сугубо практическими со-
ображениями. В тот момент (в 1992г.) просто не было официального пере-
вода ЕЗ ни то, что на украинский, но даже на русский язык. Шло время,
однако ни официальный перевод ЕЗ, ни Порядок выпуска и обращения век-
селей, до принятия которых Кабмин и НБУ предписали использовать утвер-
жденное народными комиссарами Положение, не появлялись. Зато вступи-
ла в силу Конституция Украины, согласно ст. 9 которой "действующие меж-
дународные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Ра-
дой Украины, являются частью национального законодательства Украины ".

Таким образом, с 28 июня 1996г. (дня принятия Конституции) в Украине
действует то ли французский, то ли английский текст ЕЗ, но уж никак не
документ, принятый несуществующим государством".

Некорректность законодателя и Кабинета Министров как главного
"нормотворца" породила точку зрения, согласно которой Украину нельзя
считать присоединившейся к Женевской конвенции 1930 года. Эта точка
зрения возобладала и в Кабинете Министров. Как сообщил журналистам
газеты "Бизнес" зам. министра экономики Михаил Чечетов, Правитель-
ство обратилось в ВР с просьбой как можно быстрее рассмотреть законо-
проект о ратификации Женевской вексельной конвенции 1930 года ("Биз-
нес" 5 апреля 1999 года). Таким образом, вполне возможно, что в ближай-
шее время состоится третье по счету, надеемся окончательное с соблюде-

*см. Приложение

** Арбитражные суды обычно ссылаются на Памжаим о переводном и проспим
векселе.

- 13-

нием всех процедурных формальностей, "присоединение" Украины к Же-
невской конвенции.

Споры о том, какой из двух практически неразличимых документов дей-
ствует - Единообразный закон или Положение ЦИК и СНК - могут пока-
заться практическим работникам казуистикой. Так бы оно и было, если бы
Кабмин и НБУ определили, что Положение о переводном и простом вексе-
ле действует в полном объеме. Но Правилами № 528 установлено шесть
особенностей к этому Положению. Две из них полностью соответствуют ЕЗ: в
хозяйственном обороте могут использоваться как переводный, так и про-
стой векселя, и сумма платежа обязательно заполняется и цифрами, и бук-
вами. Две других носят чисто технический характер: вексельный бланк запол-
няется печатным и "непечатным"' (очевидно, имеется в виду рукописный)
способами, и вексель подписывается руководителем и главным бухгалте-
ром. Что же касается двух главных особенностей, то они существенно ограни-
чили возможность использования векселей.

Первая "особенность" состоит в ограничении круга субъектов вексель-
ного обращения.

Вторым абзацем п.1 раздела II Правил № 528 установлено, что ис-
пользовать векселя (вероятно, быть векселедержателями), а также выс-
тупать векселедателями, индоссантами и авалистами могут только юриди-
ческие лица - субъекты предпринимательской деятельности. Эта "особен-
ность" исключила из субъектов вексельного обращения как частных пред-
принимателей и граждан, не ведущих предпринимательскую деятельность,
так и юридических лиц, не являющихся субъектами предпринимательс-
кой деятельности.

ЕЗ и другие документы Женевской конвенции не устанавливают ни-
каких различий в использовании векселя в договорном процессе между
юридическими и физическими лицами. В ЕЗ употребляется термин
"лицо" и нет никаких указаний на то, что выдавать, индоссировать век-
селя, а также выступать плательщиком и индоссатом могут только юри-
дические лица.

Смысл этого ограничения совершенно неясен, особенно в связи с тем,
что уже в следующем абзаце п.1 раздела II Правил № 528 говорится, что
Минфин и НБУ, не являющиеся субъектами предпринимательской деятель-
ности, могут выдавать векселя. Позднее в Украине было принято несколько
законодательных и нормативных актов, в которых установлено, что вексе-
ледателями могут быть также органы Пенсионного фонда и Государствен-
ное казначейство, не являющиеся субъектами предпринимательской дея-
тельности.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>