<< Предыдущая

стр. 6
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тем совершения передаточной надписи.

Мировая юридическая наука давно выработала определение понятия
"ценной бумаги", согласно которому ценная бумага - это документ, удос-
товеряющий право, которое без самого этого документа не может быть ни
осуществлено, ни передано другому лицу. То есть, право, удостоверенное
ценной бумагой, не просто подтверждается ценной бумагой, оно не суще-
ствует без ценной бумаги, или, иначе говоря, условием существования тако-
го права является существование ценной бумаги.

Однако, включение векселя в состав ценных бумаг, которые, как извес-
тно, являются одним из видов имущества предприятия, вовсе не означает,
что он приобретает свойства акции, облигации, сберегательного сертифика-
та и др. Не теряет он от этого и своих, только ему присущих, особенностей.
Таким образом, признание за векселем права "быть ценной бумагой" нико-
им образом не позволяет забывать о его специфических особенностях.


* Косвенным указанием на это является содержание ля. 4.2.10 Закона "О налогообло-
жении прибыли предприятий".

- 24-

Непонимание этого приводит некоторых специалистов к особенному
выводу о том, что с векселем можно осуществлять те же операции, что и с
другими вещами (имуществом) предприятия.

Например, произвести продажу векселя "за деньги" или мену (обмен)
векселя на материальную или нематериальную вещь или другую ценную
бумагу, в т.ч. вексель.

Из такого утверждения неизбежно следует три фискальных вывода:

1. Передача векселя "за деньги" является продажей ценной бумаги, а на-
логообложение финансовых результатов от этой операции осуществляется
в порядке, определенном п.7.6 ст.7 Закона о налогообложении прибыли,
согласно которому прибыль и убытки от операций с ЦБ учитываются от-
дельно; при этом убытки не уменьшают налогооблагаемой прибыли, а при-
быль за вычетом убытков предшествующих периодов включается в состав
валовых доходов предприятия.

2. Передача векселя при получении товара является товарообменной опе-
рацией, а, следовательно, по смыслу пп.3.2.5 п.3.2 ст.З Закона "О налоге на
добавленную стоимость" в редакции от 03.-4.1997 г. (далее - Закон о НДС)
и ст. 12 Указа Президента от 07.08.1998 г.№ 857/98 передача векселя подлежит
обложению НДС с выдачей налоговой накладной, возникновением налого-
вых обязательств и налогового кредита. Аналогичная ситуация складывает-
ся при "обмене" векселей.

3. Передача векселя подлежит обложению государственной пошлиной как
вид сделки с ЦБ.

Кроме того, включение векселя в состав ЦБ дало основание Государ-
ственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБиФР)
требовать от субъектов, осуществляющих некоторые операции с векселя-
ми, получения разрешения на осуществление профессиональной деятель-
ности на рынке ЦБ, в случае если "вексель был приобретен за денежные
средства с дальнейшим отчуждением за денежные средства". Согласно разъяс-
нению ГКЦБиФР от 28.07.1998г. № 7 в этом случае необходимо руковод-
ствоваться Решением ГКЦБиФР от 14.05.1997г. № 7 "Об определении кри-
териев профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг"*, кото-
рым установлено, что лицензия на коммерческую деятельность с ЦБ необ-
ходима в случае, когда объем операций:

- для физических лиц - превышает сумму, эквивалентную 1000 необла-
гаемых минимумов доходов граждан;

- для юридических лиц - превышает сумму, эквивалентную 10000 нео-
благаемых минимумов доходов граждан.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эти выводы, необходимо рассмот-
реть предусмотренные ЕЗ способы и правовую природу передачи векселя
(см. раздел 5 настоящего пособия)

Текст этих документов см. в Приложении.
- 25-

2.3. Вексель как платежный документ

В ряде законодательных актов вексель упоминается как платежный
документ (часть 3 ст.1 Закона "О внешнеэкономической деятельности").
При этом в украинском законодательстве отсутствует понятие платеж-
ный документ. В банковской терминологии такие документы называют-
ся расчетными (Инструкция НБУ № 7 "О безналичных расчетах в хозяй-
ственном обороте Украины", утвержденная постановлением Правления
НБУ от 02.08.1998 г. № 204 с изменениями и дополнениями; далее - Ин-
струкция НБУ №7). Инструкцией НБУ № 7 векселя отнесены к "расчет-
ным документам", - документов, по которым осуществляются расчеты,
наряду с платежным поручением, инкассовым распоряжением, чеком,,
аккредитивом, платежным требованием-поручением. Однако, в Инструк-
ции НБУ № 7 вексель лишь упоминается, и не установлено никаких пра-
вовых норм его использования. Более того, в отличие от платежного по-
ручения, чека и других расчетных документов, передача векселя в банк
не является основанием для перечисления денег со счета предприятия.
Для такого перечисления необходимо оформление платежного поруче-
ния или платежного требования. Таким образом, вексель как платежный
(расчетный) документ может иметь самостоятельное значение только при
предъявлении его к оплате наличными деньгами. При использовании без-
наличных расчетов одного векселя для осуществления платежа мало:

для перечисления денег со счета необходимо также оформление платеж-
ного поручения, а для принудительного (безакцептного) списания - пла-
тежное требование.

О том, что ценные бумаги, а значит и векселя, могут быть использованы
для осуществления расчетов, говорится в ст.1 Закона "О ценных бумагах и
фондовой бирже", а в п.1 раздела II Правил № 528 вексель упоминается как
средство платежа, которое только и может выдаваться "в оплату за товар
(работу, услугу)". В п.36 Положения Национального Банка Украины "О
кредитовании", утвержденного постановлением Правления НБУ от
28.09.1995 г. № 246, прямо говорится о том, что "участники кредитных от-
ношений... могут создавать платежные средства в виде векселей".

Такие противоречия в действующем законодательстве возникают из-за того,
что в нем не проводится четкой грани между понятиями "средство платежа"
и "средства расчетов". Так, ст.380 ГК УССР называется "Расчеты между орга-
низациями", а речь в ней идет о "платежах", которые производятся "в поряд-
ке безналичных расчетов" и о "расчетах наличными деньгами".

Очевидно, законодатель рассматривает "средства расчетов" как понятие
более широкое, чем "средство платежа". Платить можно только деньгами,
а рассчитываться можно и деньгами, и ценными бумагами. Далее мы еще
вернемся к рассмотрению этого вопроса, а пока включение векселя в число
платежных (расчетных) документов не только противоречит ЕЗ, но и не
порождает никаких правовых норм.

- 26-

2.4. Вексель как валютная ценность

Декретом КМ Украины от 19.02.1993 г. № 15-93 "О системе валютного
регулирования и валютного контроля" (далее - Декрет № 15-93) (ст.1) век-
селя (тратты), выраженные как в валюте Украины, так и в иностранной
валюте, отнесены к валютным ценностям, а ЦБ, выраженные в иностран-
ной валюте, - к иностранной валюте. Поскольку, согласно ст.З Декрета
№ 15-93 единственным законным средством платежа на территории Украи-
ны является валюта Украины, а пп. "г" п.4 ст.5 Декрета № 15-93 прямо
установлен запрет на "использование иностранной валюты на территории
Украины в качестве средства платежа или в качестве залога" без лицензии
, НБУ, некоторые специалисты делают вывод о запрете выдачи или передачи
резиденту векселя, сумма платежа по которому выражена в иностранной
валюте. Думается, что такой вывод не вытекает непосредственно из дей-
ствующего законодательства. Прежде всего, в связи с тем, что выдача и пе-
редача векселя не являются, как показано выше, платежом.

Кроме того, случай выдачи векселя в валюте, которая не имеет хожде-
ния в месте расположения векселедателя, прямо предусмотрен ст.41 ЕЗ, в
которой определено, что платеж по векселю, выписанному в валюте, не
имеющей хождения в месте платежа, т.е. в иностранной валюте, подлежит
уплате в "местной валюте".

Не содержат запрета на выдачу векселя в иностранной валюте и Правила
№ 528, в которых вообще умалчивается о валюте платежа, и предъявляются
требования только к способу указания суммы платежа.

Что же касается выдачи и индоссамента векселя, выписанного в иност-
ранной валюте, за пределы Украины, то, во-первых, они запрещены Указом
Президента № 504/93 (правда, без санкций за нарушения), и во-вторых, вы-
дача векселя или учинение передаточной надписи (индоссамента) лишает
лицо всех прав, как на сам вексель, так и на права, из него вытекающие. Так
что, если вексель передан за границу, то он уже не принадлежит резиденту и
валютной ценностью резидента не является. Следовательно, отпадает необ-
ходимость декларирования таких векселей.

Таким образом, формальное отнесение векселей, выданных в иностран-
ной валюте, к иностранной валюте, как и отнесение векселей к ценным бу-
магам и платежным документам, никоим образом не влияет на их правовую
природу и никоим образом не мешает их выдаче и движению.

3. СОСТАВЛЕНИЕ ВЕКСЕЛЕЙ

3.1. Вексельные бланки

ЕЗ не устанавливает форму векселя и расположения на нем реквизитов. Счи-
тается, что установленные национальными банками вексельные бланки (фор-
муляры) имеют значение образца и отступление от их формы, составление век-


- 27-

селя не на бланке не влияет на решение вопроса о правоспособности векселя. А
значит, составление векселя на обычном листе бумаги при соблюдении требова-
ний ЕЗ не может служить основанием для признания его недействительным.

В Украине формы вексельных бланков и порядок их изготовления опре-
делены Правилами № 528.

Согласно разделу I Правил № 528 вексельные бланки изготавливаются
методом офсетной и высокой печати и после обрезки имеют размер 297 х
105 мм, формат полосы набора -15х5 квадратов. Вексельная метка и дру-
гой текст на бланке векселя напечатан на украинском языке. Согласно ст.1
и ст.75 ЕЗ, вексель должен составляться на том языке, на котором наиме-
нование "вексель" включено в его текст. Отсюда вытекает требование за-
полнения стандартного вексельного бланка на украинском языке.

Стандартные вексельные бланки разделены на три части:

- Центральная часть содержит обязательные реквизиты: "простой вексель"
(или "переказний вексель"), место для записи - валюты и суммы платежа (циф-
рами), места составления и даты составления, срока платежа, места платежа и
наименование банковского учреждения, наименования, адреса и подписи век-
селедателя; на переводном векселе указывается также наименование платель-
щика (трассата) и его адрес, а также типографский текст "заплатите проти
цього векселя", наименование векселедержателя (ремитента), типографский
текст "чи його наказу", наименование валюты платежа и суммы платежа (про-
писью); на простом векселе приведен типографский текст "ми заплатимо про-
ти цього векселя", наименование векселедержателя и его адрес, а также типог-
рафский текст "чи його наказу", наименование валюты и суммы платежа.

- Левая часть векселя предназначена для подписи акцептанта векселя,
удостоверяющей согласие оплатить вексель.

- Правая часть векселя предназначена для подписи авалиста - лица, вы-
ступающего поручителем (обязующегося оплатить) за векселедателя (трас-
санта), плательщика (трассата) или иное обязанное по векселю лицо (ин-
доссанта).

Левая часть векселя заполняется только на переводных векселях. Про-
стые векселя не подлежат акцепту.

Согласно п.1 раздела II Правил № 528, вексельный бланк может запол-
няться печатным или непечатным (очевидно, от руки) способами, подпи-
сываться руководителем и главным бухгалтером юридического лица и заве-
ряться печатью.

3.2. Приобретение вексельных бланков

Согласно п.2 Указа № 504/93 вексельные бланки приобретаются в ком-
мерческих банках Украины. При приобретении вексельных бланков, со-
гласно названной нормы Указа № 504/93, покупатели обязаны уплачивать
государственную пошлину за каждый бланк в размере 10% необлагаемого
минимума доходов граждан (1,7 грн.).

- 28-

Принятие Президентом Украины Указа, регулирующего вопросы нало-
гообложения, на тот момент не создавало коллизий.

Действительно, п.7 ст. 114 Конституции УССР (с изменениями, внесен-
ными Законами от 14.02.1992 г. № 2113-ХП, от 18.11.1992 г. № 2796-ХП, от
19.12.1992 г. № 2885-ХП, от 21.05.1993 г. № 3224-ХП) предусматривалось, что
к компетенции Президента Украины относится принятие указов по вопро-
сам экономической реформы, не урегулированным законами Украины, ко-
торые действуют до принятия соответствующих законов.

Взимание госпошлины на тот момент осуществлялось в соответствии с.
Декретом № 7-93, принятым Кабинетом Министров согласно Постановле-
нию ВС Украины от 18.11.1992 г. № 2796-ХП "О временном делегировании
Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере зако-
нодательного регулирования". Декреты по вопросам экономической рефор-
мы, принятые Кабинетом Министров Украины до 21.05.1993 г., следует счи-
тать законодательными актами, но по форме их нельзя считать законами
Украины (равно как и постановления Верховной Рады Украины являются
законодательными актами, но не законами Украины (первый и предпослед-
ний абзацы ст.97 Конституции УССР)).

Таким образом. Президент действовал в рамках полномочий, предостав-
ленных ему Конституцией УССР, принимая Указ по вопросу уплаты
госпошлины, взимание которой не регулировалось законом Украины.

Согласно Указу № 504/93 моментом возникновения обязательств по уп-
лате госпошлины в данном случае является момент "приобретения" блан-
ков. Под "приобретением", скорее всего, подразумевается передача вексель-
ных бланков в непосредственное владение и распоряжение покупателя.
Нельзя смешивать приобретение бланков со временем возникновения обя-
зательств у сторон договора купли-продажи вексельных бланков - они воз-

никают с момента достижения сторонами соглашения по всем существен-
ным условиям сделки: виду, количеству бланков и их цене. Отсюда следует
важный вывод: уплата госпошлины за приобретение вексельных бланков

<< Предыдущая

стр. 6
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>